Найти тему
Открытая семинария

К какой из Семи Церквей вы на самом деле принадлежите?

Оглавление

Одно из самых подробных библейских пророчеств о Царстве народа святых (Ефрема - Святой Руси) содержится в книге Откровения, в послании к Семи Церквам. Я многократно в своих видео-циклах и научных публикациях (которыми, кажется, не делился на ОС) рассматривал это пророчество. Но обычно я делал акцент на исторической череде этих семи церквей как семи периодов истории. Дело в том, что Семь Церквей, Семь печатей, Семь труб и Семь громов книги Откровения представляют с разных перспектив весь период истории начиная с Первого и заканчивая Вторым пришествиями Иисуса Христа. И это очень верно и очень важно. Но помимо этого пророчество о Семи Церквах (как и пророчества о печатях, трубах и громах) относится ко времени становления Царства народа святых - Дню Господню. И с этой перспективы я с вами Семь Церквей еще не разбирал. Вот, спешу это исправить.

Еще раз, я в этой статье (в этом цикле) не буду повторяться относительно исторической значимости этих периодов за последние 2000 лет, которые они покрывают - я многократно уже это делал (см. мои видео и предыдущие публикации). Здесь мы коснемся лишь нашего с вами времени.

Начну с того, что во время Иоанна Богослова (который писал книгу Откровения около 98 г. н.э.) все эти семь церквей, с их особенностями и проблемами, уже существовали, существовали одновременно - в городах Ефес, Смирна, Сардис, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодекия. Все вместе они и представляли Божию Церковь. Точнее, Божией Церковью являлись "побеждающие" из каждой из этих Церквей, составляющие Невидимую людям, зачастую гонимую Церковь Божию. Этой вести посвящены 2 и 3 главы Откровения. Также и в наши дни, хотя сектанты от различных деноминаций могут утверждать обратное, все эти Семь Церквей представлены. И у них те же самые достоинства и проблемы, что были в тех самых первых Семи Церквах, которые рассматривает книга Откровения.

-2

Надо сказать, что выбор Иоанном (точнее Иисусом Христом, Который и давал Иоанну Откровение, пророчества) этих семи церквей был не случаен. К тому времени существовали уже десятки, если не сотни церквей в разных городах. Но эти семь церквей были выбраны потому, что они, как в модели, указывали (1) на состояние последующих семи периодов церковной всемирной истории, и на (2) результат этого, проявляющийся в "Семи Церквах" последнего времени, ко времени Белого царя. Две тысячи лет истории христианской Церкви на прошли даром, и семь основных церковных периодов, сменявших, но полностью не перечеркивающих друг друга, сформировали соответственно церковную ситуацию к начале 21 века.

Грубо говоря, хотя на сегодняшний день есть сотни и даже тысячи церковных деноминаций по всему миру, все они подпадают в одну из Семи Церквей, которыми представлено последнее время. Вы можете с точностью найти себя в одной из этих церквей, найти себя ругающим остальные шесть, но безошибочно страдающим теми симптомами болезни своей церкви, которые раскрывает в этом послании Глава Церкви - Иисус Христос.

Давайте мы с вами кратко рассмотрим эти Семь Церквей с тем, чтобы определить - в какой из них вы находитесь. А затем мы посмотрим, "что Дух говорит Церквам", и где мы будем находиться в Царстве Святой Руси.

Эфес. Храм Артемиды
Эфес. Храм Артемиды

1. Ефесская Церковь

1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звёзд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы;

3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

5 Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

6 Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Комментарий:

Традиционно и справедливо Ефесская Церковь ассоциирует с самым ранним периодом Христианской церкви, с церковью Пятидесятницы, церковью апостолов. Я об этом много говорил, писал. Это справедливо. И хотя этот период остался вроде как где-то далеко в истории, за 2000 лет от нас, все же он не исчез, не пропал совсем. Многие начнут кидать в меня яйцами и помидорами, но я скажу это: эта ранняя Пятидесятническая церковь живет сегодня в Пятидесятнической церкви.

Я очень близко знаком с пятидесятниками, часто выступал в их церквах, на их собраниях. Я их люблю как самых дорогих моему сердцу людей. Многие судят о них по нелепицам, превратно, но я знаком со всеми сторонами их жизни. Нигде я не встречал столько чудес (настоящих, исцелений), столько искренних и светящихся людей, как среди пятидесятников. Я жил много лет в пригороде Торонто, где начался самый последний и мощный всплеск пятидесятнического движения, именуемый еще Торонтовским благословением (Toronto blessing). Я общался с десятками этих людей, посещал их служения, проповедовал им, а они по воскресеньям снимали помещение моей прекрасной, огромной церкви.

И я могу повторить вслед за Иоанном Богословом ту весть, которая адресована Ефесской церкви. Бог знает любовь их. Среди них есть "лжеапостолы", которых рано или поздно засвечивают. Кстати, те пятидесятники, что собирались в моей церкви, они как раз и оказались у меня, потому что ушли от своего "лжеапостола" - пастора, который просто обнаглел, как они полагали. Он сам жил во Флориде, в настоящем дворце, а в Торонто прилетал раз в неделю на собственном самолете с пилотом. Он жил так, как живут разве что падишахи и редкие миллиардеры.

-4

На почве этих амбиций у людей терялась "первая любовь", они часто остывали, и из горячей веры их часто бросало обратно в мир. Не будучи крепко укоренены в Писании, они бросались из сердечного поклонения Богу, из мира чудес - в жизнь неосвященного человека. Я не сужу, я наблюдаю. Это самые мои любимые, самые притягательные люди, и я старался служить им как мог - через те дары, которые мне даны, через изучение Писания. И они с радостью слушали и принимали. Я же, в свою очередь, стремился к их духовным дарам - в частности дарам исцеления.

Сегодня по всему миру много людей, которые относят себя к Пятидесятническому движению. Они есть и будут. Сегодня я буду встречаться с одним из представителей этого церковного движения. Это - Ефес.

Иллюстрация к Смирнской церкви Откровения
Иллюстрация к Смирнской церкви Откровения

2. Смирнская Церковь

8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив:

9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Комментарий:

Смирнская церковь - или период мученичества, гонений - пришла на смену ранней, Пятидесятнической церкви. Она характеризовалась гонениями на христиан. И эти гонения, хотя и уступили со временем место господствующей церкви, никогда не прекращались. В том же СССР верующие были, так сказать, в "Смирне", в смирительной рубашке - не важно, к какой деноминации они принадлежали. У меня есть родственники и православные и протестанты, которые сидели в тюрьмах и лагерях за свою веру. И там они, православные, староверы, пятидесятники, адвентисты, баптисты - были братьями. Они все принадлежали к церкви гонимой, и это их объединяло и было (и является) важнее всех догм, разделявших людей.

Сегодня Церковь гонимая не исчезла. Я работал в различных международных организациях, которые помогают гонимым христианам по всему миру. Вы даже представить не можете масштаб сегодняшних притеснений и гонений на христиан в различных регионах мира. Чаще всего эти христиане - простые люди, которые мало что знают о доктринах и тонкостях схоластики. Но они готовы страдать и даже умереть за свою веру!

Когда мы читаем про "злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское", то надо понимать, что речь идет не только об иудеях, но в первую очередь о формальных верующих, официальных ритуальных разжиревших "церквах" всех времен и народов.

Современные руины Пергама
Современные руины Пергама

3. Пергамская Церковь

12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

13 знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа.

14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Комментарий:

Период гонений сменился периодом формальной, ритуальной религии. Господь не отворачивается от Пергамской церкви, даже если она, как кажется, отвернулась от Него. Даже если в церковь проникли языческие учения и обряды. Господь не отворачивается, но любит, спасает. Что это за Церковь? Где она сегодня?

Как всегда, там же, где и была. С торжеством императора Константина была учреждена Имперская церковь в Византие, откуда и черпает (подчеркнуто) свои истоки Православная церковь. В ней есть всякое, и, как отмечает Сам Господь - не все это льется Богу на душу бальзамом. Но эта Церковь давала и дает миру много "побеждающих", много героев веры, много святых. Возможно, вы один из них.

-7

4. Фиатирская Церковь

18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

19 знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твоё, и то, что последние дела твои больше первых.

20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

21 Я дал ей время покаяться в любодеянии её, но она не покаялась.

22 Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

23 И детей её поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

25 только то, что имеете, держите, пока приду.

26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

28 и дам ему звезду утреннюю.

29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. (Откр 2)

-8

Комментарий:

К 11 веку Имперская церковь разделилась на Западно-католическую и Восточно-православную. Фиатира - это Римо-католическая церковь. Это церковь-блудница (Иезевель). В ней есть "глубины сатанинские". Но и эта церковь была, есть и будет еще. И в ней есть множество "побеждающих", множество тех, кто не знает глубин сатанинских, не вовлечен в коррупцию высших эшалонов, насилие, политические интриги, обман и педофилию. Множество простых католиков - чудесные люди.

Я родился и рос в самом центре Тулы, на проспекте Ленина, возле улицы Первомайской, и прямо в моем дворе находился (и находится до сих пор) огромный католический костел, храм. Я помню как в советском детстве я смотрел на это величественное здание, в котором был устроен какой-то склад и мастерские, и думал о том, что есть все-таки Бог! Я так мало знал тогда о Боге - не больше католиков. Но я верил.

Сардис в наши дни
Сардис в наши дни

5. Сардийская Церковь

1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звёзд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв.

2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

4 Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

5 Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его.

6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Комментарий:

Как и было сказано предыдущей, Фиатирской (католической) церкви - "как сосуды глиняные, они сокрушатся" - если не покаятся. Покаяние не пришло и пришла Реформация, которая сокрушила, казалось, католичическую церковь и вырвала из под ее власти многие народы. Сардийская церковь - это Протестантизм. Я особенно люблю протестантов, так как знаю их мир изнутри, всю жизнь провел с ними. Но я вынужден согласиться с грозным предупреждением Иисуса Христа, переданным в вести Сардийской церкви:

Мартин Лютерна суде императора
Мартин Лютерна суде императора

"Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя." Протестантизм возник из благих соображений - реформировать коррумпированную и оязыченную католическую церковь. И дела пионеров Реформации были прекрасны. Я могу неделями, месяцами рассказывать о жизни и деятельности ранних реформаторов, об их отваге, об их глубоких, библейских идеях.

Но, к сожалению, я вынужден признать, что на сегодняшний день протестантизм в целом скомпроментировал себя и в плане верности библейскому учению, и в плане морали, и в плане духовном - который породил секуляризм. И все же, ситуация в Протестантизме (конечно, со своими особенностями, подмеченными в Откровении) в целом примерно такая, как в других церквах: есть люди формально верующие, а есть и люди "побеждающие", "достойные".

Иисус Христос есть глава семи светильников, семи церквей
Иисус Христос есть глава семи светильников, семи церквей

Выводы ОС

Я пока остановлюсь здесь и рассмотрю две последние Церкви Филадельфийскую и Лаодекийскаю - в следующей публикации. Во-первых длинно получается, а во-вторых эти две церкви еще не вполне проявили себя. Забегая немного вперед скажу, что так как этими Семью церквами будет представлена заключительная картина истории, то последние две церкви не могут не отметить реальность наступающего Царства народа святых - которая ярко и удивительно точно, безоблачно и могуче представлено в вести Филадельфийской церкви. О, это будет самый интересный и радостный период - и он уже наступает.

Что же касается Лаодекийской церкви - то это тот период, который сформируется из людей формальных и недуховных (Гога и Магога), которые отожрутся как следует в благодатный для мира Филадельфийский период. Мы помним из краткого разбора выше, что каждая последующая церковь "рождается" из предыдущей (которая тоже не вполне отмирает). Так, Лаодекийская церковь является, если можно выразиться, вырождением Филадельфийской. Хорошая жизнь, которая наступает для человечества с Царством народа святых (Филадельфия) таки развращает к концу многих. Но об этом поговорим в одной из последующих публикаций.

Еще раз хочу вернуться к тем пяти периодам и пяти доминирующим церквам, которые мы разобрали выше: Пятидесятники (харизматы), Катакомбные (гонимые), Православные, Католики и Протестанты. Они были, есть и будут. У всех у них, согласно оценки Главы Церкви Иисуса Христа, есть свои недостатки, но есть и свои достоинства. В какой бы из этих церквей вы ни нашли себя, помните две вещи: (1) автоматическая принадлежность к той или иной церкви никого не спасает - спасает личная вера человека в Иисуса Христа как своего Спасителя. Церковь информирует человека о Боге, о Христе, но спасаются люди в этих церквах через большое преодоление, как "остаток", на фоне общей массы формальной религии. И (2), все эти церкви хотя полностью и не исчезнут, но самым ярким, быстрым и драматическим образом уступят место Филадельфии ("братская любовь" на греческом) - как Царству народа святых, Царству Святой Руси.

Поэтому если вы обеспокоены выбором церкви - не спешите прыгать туда-сюда. Мы уже начали вступать в гораздо более благодатный и радостный период - в Церковь Филадельфии, в Царство народа святых, в эпоху братской любви. Вот куда стоит направлять свои усилия, свои мысли. Забросьте уже сейчас ваш якорь в Филадельфию вместо того, чтобы ассоциировать себя или наоборот бороться с фантомами, с тенями, уходящими в прошлое.