Найти тему

Как управлять поведением «неуправляемого» ребенка? Советы педагогам и родителям

Оглавление

Несколько советов по работе с нежелательным поведением, которые будут полезны не только педагогам, работающим с особыми детьми, но и их родителям.

Оригинальный текст читайте на сайте nakedheart.online

Каждый педагог и каждый родитель особого ребенка хочет, чтобы он проявлял минимум нежелательного поведения, следовал правилам семьи и детского сада, обладал навыком самостоятельно заниматься сидя за столом и выполнял задания, а вне занятий спокойно играл в игровом уголке вместе с другими детьми, соблюдал правила группы, слышал и выполнял инструкции.

Умение взрослого управлять поведением ребенка, поощряя положительное поведение и формируя мотивацию, играет огромную роль. Если наставник хочет, чтобы эффективность обучения была устойчивой, контролировать процесс всегда должен он, а не ребенок. Как же сформировать у ученика понимание, что он сможет быстро и легко получить то, что хочет, выполняя инструкции и соблюдая правила, установленные взрослым?

1. Ребенок должен понимать, что взрослый контролирует предметы, игры, виды деятельности, которые его интересуют.

Вы решаете, когда и на какое время ребенок может их получить. Все игрушки можно использовать для поощрения желательного поведения. Как только ребенок начинает вести себя нужным образом, выполнять инструкции, он может получить желаемое.

2. Педагог должен стать для ребенка источником радости, с ним должно быть интересно.

Мотивационные стимулы даются в присутствии педагога, игры с ним должны быть более яркими и веселыми, чем если бы ребенок играл в одиночестве.

3. Покажите ребенку, что вам можно доверять.

Четко формулируйте свои мысли. Давая инструкцию ребенку, не предоставляйте доступ к подкреплению, пока он ее не выполнит. При необходимости используйте подсказки. Поощряя ребенка, педагог и родитель должен быть точно уверен, что он действительно хочет получить именно это подкрепление в данную минуту. Обучать ребенка нужно в течение всего дня в различных ситуациях.

4. Объясните ребенку, что, только выполняя ваши инструкции, он получит то, что хочет.

Давайте ребенку легкие задания как можно чаще, поощряя его стремление их выполнить. Когда взрослый установит контроль над подкреплениями, появится возможность использовать их для обучения приемлемому поведению. Необходимо обучить ребенка правилу «Сначала — потом» («Сначала ты ешь суп, потом посмотришь мультфильм»). Педагог должен предоставлять ребенку в течение дня множество возможностей проявить приемлемое поведение, моментально подкрепляя его.

5. Использование подкрепления помогает ребенку понять, что выполнение инструкций — в его интересах.

Усвоив это, он будет самостоятельно подходить к педагогу за заданием. Руководящий контроль даст возможность постепенно увеличить соотношение выполненных задач и подкреплений, поощрять не все правильные ответы, а каждый второй, третий и т. д.

6. Педагог должен очень хорошо знать интересы ребенка.

Все время отслеживайте их. Составляйте списки, ранжируйте по степени выраженности интереса на слабо и сильно мотивирующие стимулы. Постарайтесь использовать социальные подкрепления вместе с материальными. Используйте дифференциальное подкрепление (разное количество поощрений для различных типов и уровней проявления поведения). За самое трудное поведение давайте самое мотивирующее поощрение.

7. Объясните ребенку, что игнорирование инструкции или выбор неприемлемого поведения не приведет к получению подкрепления.

Если ребенок проявляет нежелательное поведение или ваша инструкция не была выполнена (отказался от выполнения; сделал вид, что не услышал вас; заплакал; сказал, что устал, и т. д.), его действия не должны подкрепляться.