В 1932 году в одной из деревень Свердловской области произошла история, которая стала основанием для героизации самого простого советского мальчика 12 лет отроду. Речь идет о Павлике Морозове, который донёс на своего отца-преступника, во благо стране, государству.
В Советском Союзе Павлика называли пионером-героем. В честь него называли улицы и другие географические объекты.
Но наступили 90-е, СССР распался, коммунистов часто стали подвергать критике. Оно и понятно: новые власти выбрали другой вектор развития. Экономика стала рыночной, Конституцию написали в угоду демократам и так далее, и так далее.
Интересная вещь получается:
советскую власть требовалось очернить. Я не сторонница коммунизма, но, если включить логику: плохую вещь дополнительно очернять не нужно. Все и так понимают, что она не очень.
А вот, что касается СССР, то тут нужно было потрудиться пропагандистам, историкам и так далее.
Пожалуй, самый яркий пример – это даже не история Павлика Морозова. Потому что там всё не так однозначно – напишу ещё. Ярче ситуация с Зоей Космодемьянской.
В Советском Союзе именем девушки называли улицы в разных городах. До сих пор много где эти наименования сохранились. А в новой России стали появляться «эксперты», которые заявляли, что Зоя никакого подвига не совершала. И, вообще, она была якобы душевнобольной, поэтому поджигала дома советских же людей.
Я ту ситуацию разбирала. Вывод однозначный: Космодемьянская действовала в интересах Советского Союза, боролась с гитлеровцами. С рассудком у неё всё было в порядке.
Что касается Павла Морозова, то, конечно, не всё так однозначно.
Что произошло
Считается, что мальчик был пионером-героем. Он, когда узнал, что отец, будучи председателем сельсовета, подделывает справки, чтобы защитить кулаков – таких же, как сам Морозов-старший, решил рассказать обо всём представителям правоохранительных органов.
В итоге отца осудили и отправили надолго в лагеря.
А Павлика с его братом Фёдором лишили жизней родственники: дед – Сергей Морозов, двоюродный брат – Данила Морозов, бабушка – Ксения Морозова, дядя – Арсений Кулуканов.
Преступников задержали, судили.
В СССР рассудили так, что Павел Трофимович сделал большое дело для страны – выдал преступника, не пожалел собственного отца. Это посчитали героизмом.
В России
В Российской Федерации образца 90-х годов прошлого века многие решили, что семья важнее. Поэтому Павлика стали называть не героем, а предателем. Мог бы промолчать про дела своего отца. Батька всё ж…
В этой истории всё неоднозначно.
Во-первых, очень сложный вопрос: что важнее? Государство? Родственные связи?
Если бы Павел рассказал об отце неправду – это одно. Но он же, действительно, выдал преступника.
Впрочем, для тех, кто жил в 90-х, семья, действительно, была намного важнее. Государство не особо думало о своих гражданах, не помогало им. Кто как мог, так и выживал.
Во внимание нужно принять следующие факты, которые давно известны и важны, если хочется разобраться в истории Морозова:
1. Отец Павлика ушел из семьи, когда мальчику было несколько лет. То есть пионер-герой доносил не на родного, а на чужого человека. Это важно. Одно дело – сдать любимого отца, другое – мужчину, который бросил семью.
2. Доказано, что Павлик не писал донос, он давал показания против отца, когда того уже арестовали. А это немного разные вещи.
То есть, по сути, никакого большого предательства не было. Трофим Морозов сам, в принципе, виноват. Во-первых, бросил семью. Во-вторых, занимался незаконной деятельностью.
Кстати, Павлик Морозов, судя по всему, пионером не был. Не было в его деревне пионерской организации. Присвоение «звания» - это уже работа пропаганды.
Таким образом, на мой взгляд, Павлик Морозов никаким героем не был. Он сделал самую обычную вещь: дал показания против, по сути, чужого человека, хоть и биологического отца.
Предателем я его тоже не могу назвать. Все причины указала.
На мой взгляд Павел – самый настоящий мученик, который, выполнив свой гражданский дол, был отправлен в мир иной взрослыми людьми, родственниками. Лишили жизни и ещё одного ребенка – Фёдора. Это печально.
История продолжает оставаться неоднозначной. Каждый верит в то, во что хочет. Продолжают распространять разные версии случившегося. Наверное, следует всё к общему знаменателю привести, дойти до окончательной истины, чтобы слухов не было.