Найти тему
Mychild.app

Детские страхи

Эмоция «страх» появляется у детей между 2 и 7 месяцами. Врожденными страхами являются страх потери опоры и страх громких звуков. Бояться чего-то это нормально, настораживает, когда ребенок вообще ничего не боится. Действительно не боится, а не просто говорит «я ничего не боюсь».

Существуют возрастные страхи, подробно с которыми можно ознакомиться в таблице. Это категории страхов, которые возникают у детей в разных возрастах из-за формирования психики, работы мозга, их фантазии и конечно опыта. Несмотря на то, что это является естественным процессом развития, родителям важно помогать ребенку преодолевать эти страхи. Чтобы они остались в том возрастом периоде, в котором появились и ребенок не нес их с собой в будущее, чтобы они не перерастали в фобии или тревожные расстройства.

Момент преодоления страха, обозначает победу. Я – сильнее этого, я могу с этим справится, эти мысли сопровождаются чувством уверенности, смелости. Родители, которые сопровождали в этот период, понимающе объясняли, что именно может пугать и почему на самом деле не стоит бояться, вселяют чувство защищенности, заботы, поддержки.

«Не придумывай, никого под кроватью у тебя нет, иди спи давай!» - подобные фразы являются обесценивающими и конечно же они никак не помогут ребенку преодолеть появившийся страх. Если эмоция появилась, у нее всегда есть триггер, начало. Просто так отключить эмоцию и не бояться не получится!

Как реагировать на эмоцию "страх" у ребенка?

  • Проявите сочувствие и понимание, спросите или расскажите, что именно может пугать малыша в этот момент.
  • Придумайте ритуал или символ, который будет «оберегать» малыша.
  • Хорошо работают различные арт-техники.
  • Нарисуйте вместе с ребенком страхи. Также поделитесь своим страхом. Добавьте на рисунок элементы, которые сделали бы этот страх смешным, пошутите. Обсудите рисунки.
  • Страх можно слепить. К примеру, слепите с ребенком страх, обсудите его, а потом придумайте волшебные слова или «заклинание», и раздавите его. Раскатайте его в блинчик. В конце скажите, что страх побежден, теперь он превратился в смешной тоненький блинчик.
  • Страх – это про внутреннее напряжение, для того чтобы снять напряжение можно проводить с ребенком дыхательные техники и упражнения на релаксацию. Например «Воздушный шарик», попросите ребенка представить, что он воздушный шарик, надо глубоко вдохнуть и начать медленно, сложив губы трубочкой выпускать воздух. Вместе с этим расслабляя все тело. Повторить несколько раз, делать регулярно.
  • Спорт, физическая активность в расписании ребенка будет благоприятно влиять на психику и давать разрядку телу.

Если чувство страха разрастается и приносит большой дискомфорт и тревогу, обратитесь к детскому психологу. Лучше не откладывать такие вопросы в долгий ящик, так как сильные страхи влияют на качество жизни и могут наложить серьезный отпечаток.

Причины формирования эмоции "страх". Иногда случается, что детские страхи становятся слишком сильными, но за этим обязательно должна стоять причина. Семья, психотравмы, физиология.

  • Травмирующая ситуация, момент сильного испуга – внезапный грохот, крики, вспышки, лающая собака.
  • Ненадежная привязанность – дети, чьи родители показывают непредсказуемое поведение, чувствуют себя менее уверенными и менее защищенными. Из-за чего с большей опаской относятся к внешнему миру.
  • Тревожные и гиперопекающие родители – родители со «сверх заботой» закладывают установки ребенку, что везде есть опасность, что надо быть настороже, надо быть аккуратными. «Осторожнее, упадешь!», «Не трогай, разобьешь!», «Не бегай, ударишься».
  • Конфликты, агрессия, авторитарные родители – высокие тона, оскорбления, доминирование, телесные наказание - все это приносит беспокойство и тревогу ребенку. У него не формируется базовое доверие к миру.
  • Запугивание – у детей бурно работает воображение, им легко представить и поверить в то, что им говорят. Поэтому воспитание через запугивание «игрушки не уберешь ночью бабайка их заберет» формирует страхи.
  • Фильмы ужасов, а также игры, страшные картинки, видео, рассказы из категории страшилок негативно сказываются на психике ребенка. Просмотр детьми подобного контента может привести не только к формированию страхов, но и к некоторым расстройствам психики.
  • Сверхчувствительные дети – дети с особо чувствительной психикой. Они тонко чувствуют этот мир и восприимчивее, как ко всему негативному, так и к позитивному. Родителям таких детей необходимо понимающе относится к особенностям нервной системы их детей.