Найти в Дзене

Няня лучше матери? (рассказ воспоминание)

Никаких нянек у нас отродясь не бывало. Это только в рассказах Николая Носова про жизнь московской элиты в довоенное и послевоенное время были у многих детей няньки, выписанные из деревни, и гуляющие с малышами по бульварам.

У нас в маленьких городках во дворах хрущёвок и других пятиэтажек нянек не было. Носились мы стаями и по двору, и по городу, куда хотели, а родители еле-еле по вечерам зазывали нас домой. Попить воды все гурьбой бежали на колонку, чтобы дома не появляться, а то загонят и не выпустят во двор до завтра.

https://ug.ru/wp-content/uploads/2022/04/17ug_22_2101.jpg
https://ug.ru/wp-content/uploads/2022/04/17ug_22_2101.jpg

У нас с сестрой тоже никакой няни не было, а были две бабушки, которые жили отдельно от нашей семьи, и в гости мы к ним поочерёдно изредка ходили.

Поэтому в ситуации, когда родители с утра до вечера работали на своих заводах (мать и отец - на разных крупных предприятиях), мы были и в трёхкомнатной квартире, и в общем дворе трёх пятиэтажек предоставлены сами себе. При этом я училась на пятёрки, и никто со мной уроков никогда не делал.

Но всё же про двух "нянек" в нашем дворе я хочу вспомнить.

Одна няня-девушка, как ни странно, была классической героиней для прозы Носова. Её старшая сестра слабовидящая Валентина, работающая на производстве УПП ВОС, получила в наших домах однокомнатную квартиру, в которой и жила с маленьким сыном. Валентина эта не имела мужа, но находилась в постоянном его поиске, что заставляло её иногда отсутствовать сутками. А как же сынок? Вот няня ему и понадобилась.

Эта мамаша была из деревни, приехав по показаниям своего слабого зрения, работать на предприятии всероссийского общества слепых. В деревне осталась её младшая сестра инвалидка, которую Валя и выписала в город для ухода за сыном во время её весёлых отлучек. Так у мальчика появилась няня.

Инвалидность этой девушки быля видна издалека. Она была очень маленького роста, в отличие от своей старшей сестры, и имела скособоченную налево фигуру. Из-за такой диспропорции ходила она, припадая на одну ногу, но могла двигаться довольно шустро. Как и у сестры её зрение было ослабленным, и при переселении в город ей выписали очки с выпуклыми линзами.

Эта няня была очень доброй и никогда не кричала, не делала резких замечаний. Она лишь старалась тенью следовать по двору за своим племянником, прилагая все силы к обеспечению его безопасности.

А У ВАС, МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, БЫЛИ В ДЕТСТВЕ НЯНИ?

--------------------

Эта няня-девушка, имея явную инвалидность, бегала за нашим дружком по всем закоулком двора, а он, естественно, норовил от неё скрыться.

Не помню, что бы мы над ним подтрунивали за присутствие няни, но он по мере взросления (и уже лет с 5-6) точно избегал такой гипер опеки. Относился он к своей няне нежно и очень, видимо, её любил, точно больше, чем вечно отсутствующую мать, но во дворе старался от неё убежать.

Ковыляла эта девушка за племянником как крабик, подволакивая свою ножку и хмурясь от его проказ. На её страшненьком личике постоянно присутствовало выражение тревоги, так как видимо факт проживания в городе зависел от успешности выполнения роли няньки.

И как они там трое уживались в однокомнатной квартирке - загадка. Вроде у этой няни-девушки был какой-то в нише закуток, покрывальцем отгороженный? Впрочем, тогда проще ко всему относились. Но дело-то в том, что старшая Валентина время от времени урывала мужичков, претендуя на брак, и селила их у себя в квартире. Её, конечно, все осуждали, жалея эту няню, на которую мальчик был фактически брошен. Так и жили!

Время шло, мальчик подрастал, и в конце концов Валентина сделала вывод, что больше ни она, ни сынок не нуждаются в заботе этой девушки, которой уже было под тридцать лет. Возникла угроза выселения нянюшки из квартиры старшей сестры.

И что бы вы думали? Она и не расстроилась! Каким-то образом за все эти десять лет проживания вместе с Валентиной и с племянником, она приобрела себе ухажёра с квартирой, и махом к нему переселилась, настояв на регистрации брака.

Вот так! Видная и здоровая старшая сестра так и не смогла замуж выйти, а эта девушка-инвалидка вышла. Такая няня молодец! Конечно, муженёк у неё не красавцем был: маленький, плюгавенький и разведённый. Но всё же говорили, что они по любви поженились.

Через некоторое время она и девочку родила! Вот такую роль в судьбе этой девушки сыграла её старшая сестра. А в деревне ещё неизвестно, что бы с ней было...

-------------------------

Вторая известная нам няня из наших дворов - это "баушка Кунгурцева", как мы её называли.

Была она бабушкой двух девочек-погодков и жила вместе с их семьёй в трёхкомнатной квартире. Для нас это была редкость, чтобы бабушки жили вместе с нами.

1950-60-е гг. - это время переселения огромного количества людей из деревни в город, так как последние нуждались в рабочих руках: в городах развивалась промышленность. Такая ситуация приводила к "отпочковыванию" семей детей от родительских семей, которые оставались по преимуществу в деревнях, а их дети заводили семьи в городах. Дети сельских родителей только летом в отпуск приезжали к ним с внуками, или на всё лето оставляли внучат у своих родителей в деревне.

Положение нашей семьи, имеющей трёхкомнатную квартиру, и живущей отдельно от двух родительских семей, то есть от наших с сестрой бабушек-дедушек, укладывалось в другую тенденцию.

Эта вторая тенденция "отпочковывания" семей друг от друга как раз и была связана с началом строительства "хрущёвских" пятиэтажек, а потом и "брежневских" домов, что позволило многим молодым семьям довольно быстро получить квартиры "на производстве" и съехать от родителей.

То же самое произошло в конце 1960-х гг. и с нашей семьёй. Именно поэтому факт проживания "баушки Кунгурцевой" с внучками в одной квартире был нам в диковинку, так как мы к бабушкам ходили изредка, и в школу, например, никто нас не провожал, и по двору за нами не бегал, охраняя.

А вот эти две наши подружки находились под постоянным надзором своей бабушки - "баушки Кунгурцевой". К тому же была эта бабушка громкоголосой и довольно сварливой. Короче, мы её не любили и боялись! Не любила нас всех чохом и сама "баушка".

А вот как у меня изменилось к ней отношение - про это читайте ниже!

----------------------

Эта "баушка Кунгурцева" нещадно ругала нас, дворовых ребятишек, за то, что теряла из виду своих внучек, к которым была приставлена. Она бы и сидела спокойно на скамеечке, рассуждая со старушками о жизни, но мы-то не желали постоянно быть в зоне её видимости, а вернее - даже и не думали про это. Мы просто играли, передвигаясь по всем закоулкам наших дворов. И, о ужас! - мы даже смели выбегать за их пределы.

А её две внучки-погодки тоже бегали с нами, останавливаясь на границах дозволенного для гуляния пространства, а иногда и пересекали эти границы, за что им попадало от няньки-бабушки. А заодно попадало и нам. Бабушка эта кричала на нас во дворе, и домой к родителям являлась с претензиями, что "опять её девок со двора ваши уманили".

Если к мальчику, за которым бегала няня-инвалидка у нас не было претензий, то этих сестричек мы постоянно гнали от себя, чтобы не нарваться на очередной скандал с их бабушкой. Короче, много хлопот доставляли нам эти девочки из-за своей бабки.

Но оказалось, что эта няня-"баушка" живёт со своей дочерью Ниной и нянькается с внучками не от хорошей жизни. А узнала я об этот вот как!

Так вот, в одну из таких поездок за грибами мы с матерью и с этой "баушкой Кунгурцевой" заблудились, не сумев вовремя возвратиться к машине, которая ждала всех грибников в условленном месте. Я не очень помню как мы добирались до дома, и почему машина уехала без нас??? Зато я хорошо помню, что мы брели по бесконечной дороге в направлении окраины города, и няня-бабушка рассказывала нам свою историю и ещё много чего.

Оказалось, что собственная мать этой бабушки Кунгурцевой в их родовом доме давно уже занимается лечением всех страждущих "именем Бога". Ну то есть не где-то далеко, а прямо в нашем городе в моём детстве была такая бабушка, которая молитвой и заговорами (ну и всякими разными таинственными практиками) помогала всем, кто не надеялся на официальную медицину, разуверясь в её действенности.

При жизни мужа эта ведунья по любительски подлечивала соседей и знакомых, а когда её супруг умер, она взялась за дело в полную силу. Дочь её (наша "баушка Кунгурцева"), тоже потеряв мужа, жила уже со своей матерью-лекаркой в частном доме, где и родилась. Но успехи у этой старушки-ведуньи были так велики, что народ валил к ней с утра до вечера, занимая очередь чуть ли не с восхода солнца. Причём денег за лечение она не брала, а просто ей оставляли продукты - кто что мог.

Силу лечения этой бабушки позже испытали на себе и мои знакомые, у которых сын долго пИсался. Мальчика отвели к этой знахарке, которая что-то пошептав, велела купить тридцать карасей. У этих рыбок надо было вынуть пузыри, высушить их и истереть в муку, которую она велела добавлять мальчику в разные кушанья, скрывая этот факт от него.

И ЧТОБЫ ВЫ ДУМАЛИ??? КОГДА ВСЯ МУКА ИЗ РЫБЬИХ ПУЗЫРЕЙ БЫЛА ЭТИМ МАЛЬЧИКОМ СЪЕДЕНА, ЕГО НЕДУГ ИСЧЕЗ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ!!!

И я сама была этому свидетель. Но этот случай был уже гораздо позже!

А в то время, про которое я рассказываю, эта няня-бабушка стала таковой по причине того, что жить со своей матерью-ведуньей в одном доме никаких сил у неё не было. Народ толокся в ограде их дома чуть ли не круглыми сутками, и такое испытание было ей не по силам.

Она решила переселиться в трёхкомнатную квартиру к своей дочке Нине, которая в свою очередь родила дочерей-погодок и нуждалась в помощи бабушки, то есть своей матери.

Видимо, жизнь этой "баушки Кунгурцевой" в няньках тоже была не так уж и сладка, если она постоянно на нас срывалась по любому поводу.

НО ВЫБОРА У НЕЁ НЕ БЫЛО!

Квартиры тогда снимать было не принято, да и что она могла снять на свою мизерную пенсию? И как я понимаю, рынка квартир для съёма тогда тоже не существовало.

Так она и бегала по двору, ругаясь на своих внучек, а заодно и на нас!

ТАКАЯ ИСТОРИЯ...

https://callprikol.ru/uploads/images/qIdpmCdvNU28n0fLwNNAI0TZJnp5VLdAZLmZkwlY.jpg
https://callprikol.ru/uploads/images/qIdpmCdvNU28n0fLwNNAI0TZJnp5VLdAZLmZkwlY.jpg