Мизансцена - это система передвижения актеров на сцене или в кадре. Без сомнений, мизансцена в жизни и в искусстве это разные вещи, однако, важным является то, что мизансцены в искусстве без представлений о передвижениях человека в жизни существовать не может. Дело в том, что в жизни каждый из нас движется исходя из наших внутренних или внешний потребностей: испугавшись, мы убегаем или замираем в определенной позе, от радости мы можем прыгать или бегать, но уже иначе, нежели от страха. Если человек хочет что-то сказать, в реальной жизни он может податься вперед или, если он сидит - встать; также, если за человеком кто-то гонится, он так или иначе реагирует на происходящее с ним. Мизансцена человека определяет смысл или эмоциональность происходящего не только в жизни, но и в пространстве сцены или экрана, вот только в искусстве она выстраивается посредством кропотливой, аналитической режиссерской работы, а в жизни - это наша естественная реакция на действительность. Но и это еще не в
Мизансцена - это система передвижения актеров на сцене или в кадре. Без сомнений, мизансцена в жизни и в искусстве это разные вещи, однако, важным является то, что мизансцены в искусстве без представлений о передвижениях человека в жизни существовать не может. Дело в том, что в жизни каждый из нас движется исходя из наших внутренних или внешний потребностей: испугавшись, мы убегаем или замираем в определенной позе, от радости мы можем прыгать или бегать, но уже иначе, нежели от страха. Если человек хочет что-то сказать, в реальной жизни он может податься вперед или, если он сидит - встать; также, если за человеком кто-то гонится, он так или иначе реагирует на происходящее с ним. Мизансцена человека определяет смысл или эмоциональность происходящего не только в жизни, но и в пространстве сцены или экрана, вот только в искусстве она выстраивается посредством кропотливой, аналитической режиссерской работы, а в жизни - это наша естественная реакция на действительность. Но и это еще не в
...Читать далее
Оглавление
- Мизансцена - это система передвижения актеров на сцене или в кадре.
- В театре смотрящий является неподвижным, то есть он покупает билет и смотрит спектакль с одного места и каждый человек в зале имеет разную точку обзора, поэтому зритель может смотреть в разные “куски” сцены и видеть то, что он хочет - засмотреться на актера, декорацию или задний план действия.
- В кинематографе иначе - зритель там подвижен, здесь каждый воспринимает происходящее целостно, без самодеятельности, режиссер как бы ведет зрителя за руку и говорит ему : “посмотри с этого ракурса, загляни этому в глаза, обрати внимание на масштабность события в кадре, а сейчас нам важен этот персонаж и т.д.”.
Мизансцена - это система передвижения актеров на сцене или в кадре.
Без сомнений, мизансцена в жизни и в искусстве это разные вещи, однако, важным является то, что мизансцены в искусстве без представлений о передвижениях человека в жизни существовать не может. Дело в том, что в жизни каждый из нас движется исходя из наших внутренних или внешний потребностей: испугавшись, мы убегаем или замираем в определенной позе, от радости мы можем прыгать или бегать, но уже иначе, нежели от страха. Если человек хочет что-то сказать, в реальной жизни он может податься вперед или, если он сидит - встать; также, если за человеком кто-то гонится, он так или иначе реагирует на происходящее с ним.
театр "Глобус"
Мизансцена человека определяет смысл или эмоциональность происходящего не только в жизни, но и в пространстве сцены или экрана, вот только в искусстве она выстраивается посредством кропотливой, аналитической режиссерской работы, а в жизни - это наша естественная реакция на действительность.
Но и это еще не всё! В искусстве система передвижений выстраивается, но в театре и в кинематографе это делается по-разному, скажу больше, зрителем это воспринимается иначе.
В театре смотрящий является неподвижным, то есть он покупает билет и смотрит спектакль с одного места и каждый человек в зале имеет разную точку обзора, поэтому зритель может смотреть в разные “куски” сцены и видеть то, что он хочет - засмотреться на актера, декорацию или задний план действия.
снимок спектакля "Великодушный рогоносец" реж. В. Э. Мейерхольд
снимок спектакля "Король Лир" реж. Ю. Н. Бутусов
В театре мизансцена выстраивается за счет передвижений актеров в пространстве сцены, а также, с помощью декораций, света, ритма и музыки. Режиссер, несмотря на то, что зритель может смотреть в разные части сцены, тем не менее старается держать его взгляд и делается это, например, световыми акцентами (приглушенный, цветной, яркий свет) или же ритмом движения (резкое и неожиданное появление актера).
В кинематографе иначе - зритель там подвижен, здесь каждый воспринимает происходящее целостно, без самодеятельности, режиссер как бы ведет зрителя за руку и говорит ему : “посмотри с этого ракурса, загляни этому в глаза, обрати внимание на масштабность события в кадре, а сейчас нам важен этот персонаж и т.д.”.
кадр из фильма "Летят журавли" реж. Михаил Калатозов
кадр из фильма "Гражданин Кейн" реж. Орсон Уэллс
В кинематографе основные манипуляции с передвижениями осуществляются не актерами, как в театре, а камерой в закадровом пространстве, которое зрителю не видимо из-за монтажа, это создается приемом, имитирующим взгляд любопытного человека, который то и дело рассматривает сцену с разных точек обзора. Камера постоянно меняет ракурс и планы (крупный, общий, средний), от приема съемки тоже много что зависит - кадр может быть снят наплывом или панорамой, а может быть статичным и непродолжительным, всё это является мизанкадром.
Уже в конце 19 века была система мизансценирования актеров, например:
- нельзя перекрывать говорящего актера;
- уходя, актер должен повернуться к выходу через то плечо, из-за которого будет видно его лицо;
- важно, чтобы не было столкновений лбами, а актеры входили и выходили на сцену как нужно и где нужно, так как всё это тоже своего рода композиция, как в фото или живописи.
А также, правильное мизансценирование, как мне кажется, это что-то вроде опрятного внешнего вида, важно чтоб все было четко и по делу, так как каждый жест и движение тела имеют свой смысл и, если актеры будут постоянно делать так как они хотят, от этого будет меняться смысловая нагрузка произведения и посыл роли.
Конечно, все эти системы могут сковывать актера, не давая его душе раскрыться, так как он будет занят не ролью и смысловой частью, а схемой передвижения. Поэтому и создавались различные течения в театре и кинематографе, которые отрицали дотошное мизансценирование - актер должен двигаться так как ему хочется. Мое же мнение таково: нужно комбинировать мизансценирование, где это обязательно нужно и актерскую импровизацию, где актер может раскрыться и дать себе волю.
Иногда потребность актера не совпадает с режиссерской задачей и смысл текста не соответствует движениям, отсюда ломается темперамент и суть произведения вот здесь то и нужно прибегать к “дотошному” мизансценированию.