Найти в Дзене
Asya Kirik

Мизансцена - язык режиссера. Что такое мизансцена в кино и театре?

Мизансцена - это система передвижения актеров на сцене или в кадре. Без сомнений, мизансцена в жизни и в искусстве это разные вещи, однако, важным является то, что мизансцены в искусстве без представлений о передвижениях человека в жизни существовать не может. Дело в том, что в жизни каждый из нас движется исходя из наших внутренних или внешний потребностей: испугавшись, мы убегаем или замираем в определенной позе, от радости мы можем прыгать или бегать, но уже иначе, нежели от страха. Если человек хочет что-то сказать, в реальной жизни он может податься вперед или, если он сидит - встать; также, если за человеком  кто-то гонится, он так или иначе реагирует на происходящее с ним. Мизансцена человека определяет смысл или эмоциональность происходящего не только в жизни, но и в пространстве сцены или экрана, вот только в искусстве она выстраивается посредством кропотливой, аналитической режиссерской работы, а в жизни - это наша естественная реакция на действительность. Но и это еще не в
Оглавление

Мизансцена - это система передвижения актеров на сцене или в кадре.

Без сомнений, мизансцена в жизни и в искусстве это разные вещи, однако, важным является то, что мизансцены в искусстве без представлений о передвижениях человека в жизни существовать не может. Дело в том, что в жизни каждый из нас движется исходя из наших внутренних или внешний потребностей: испугавшись, мы убегаем или замираем в определенной позе, от радости мы можем прыгать или бегать, но уже иначе, нежели от страха. Если человек хочет что-то сказать, в реальной жизни он может податься вперед или, если он сидит - встать; также, если за человеком  кто-то гонится, он так или иначе реагирует на происходящее с ним.
театр "Глобус"
театр "Глобус"

Мизансцена человека определяет смысл или эмоциональность происходящего не только в жизни, но и в пространстве сцены или экрана, вот только в искусстве она выстраивается посредством кропотливой, аналитической режиссерской работы, а в жизни - это наша естественная реакция на действительность.

Но и это еще не всё! В искусстве система передвижений выстраивается, но в театре и в кинематографе это делается по-разному, скажу больше, зрителем это воспринимается иначе.

В театре смотрящий является неподвижным, то есть он покупает билет и смотрит спектакль с одного места и каждый человек в зале имеет разную точку обзора, поэтому зритель может смотреть в разные “куски” сцены и видеть то, что он хочет - засмотреться на актера, декорацию или задний план действия.

снимок спектакля "Великодушный рогоносец" реж. В. Э. Мейерхольд
снимок спектакля "Великодушный рогоносец" реж. В. Э. Мейерхольд
снимок спектакля "Король Лир" реж. Ю. Н. Бутусов
снимок спектакля "Король Лир" реж. Ю. Н. Бутусов
В театре мизансцена выстраивается за счет передвижений актеров в пространстве сцены, а также, с помощью декораций, света, ритма и музыки. Режиссер, несмотря на то, что зритель может смотреть в разные части сцены, тем не менее старается держать его взгляд и делается это, например, световыми акцентами (приглушенный, цветной, яркий свет) или же ритмом движения (резкое и неожиданное появление актера).

В кинематографе иначе - зритель там подвижен, здесь каждый воспринимает происходящее целостно, без самодеятельности, режиссер как бы ведет зрителя за руку и говорит ему : “посмотри с этого ракурса, загляни этому в глаза, обрати внимание на масштабность события в кадре, а сейчас нам важен этот персонаж и т.д.”.

кадр из фильма "Летят журавли" реж. Михаил Калатозов
кадр из фильма "Летят журавли" реж. Михаил Калатозов
кадр из фильма "Гражданин Кейн" реж. Орсон Уэллс
кадр из фильма "Гражданин Кейн" реж. Орсон Уэллс
В кинематографе основные манипуляции с передвижениями осуществляются не актерами, как в театре, а камерой в закадровом пространстве, которое зрителю не видимо из-за монтажа, это создается приемом, имитирующим взгляд любопытного человека, который то и дело рассматривает сцену с разных точек обзора. Камера постоянно меняет ракурс и планы (крупный, общий, средний), от приема съемки тоже много что зависит - кадр может быть снят наплывом или панорамой, а может быть статичным и непродолжительным, всё это является мизанкадром.

Уже в конце 19 века была система мизансценирования актеров, например:

  • нельзя перекрывать говорящего актера;
  • уходя, актер должен повернуться к выходу через то плечо, из-за которого будет видно его лицо;
  • важно, чтобы не было столкновений лбами, а актеры входили и выходили на сцену как нужно и где нужно, так как всё это тоже своего рода композиция, как в фото или живописи.

А также, правильное мизансценирование, как мне кажется, это что-то вроде опрятного внешнего вида, важно чтоб все было четко и по делу, так как каждый жест и движение тела имеют свой смысл и, если актеры будут постоянно делать так как они хотят, от этого будет меняться смысловая нагрузка произведения и посыл роли.

Конечно, все эти системы могут сковывать актера, не давая его душе раскрыться, так как он будет занят не ролью и смысловой частью, а  схемой передвижения. Поэтому и создавались различные течения в театре и кинематографе, которые отрицали дотошное мизансценирование - актер должен двигаться так как ему хочется. Мое же мнение таково: нужно комбинировать мизансценирование, где это обязательно нужно и актерскую импровизацию, где актер может раскрыться и дать себе волю.

Иногда потребность актера не совпадает с режиссерской задачей и смысл текста не соответствует движениям, отсюда ломается темперамент и суть произведения вот здесь то и нужно прибегать к “дотошному” мизансценированию.

Мизансцена - язык режиссера, она должна совпадать с жизненно верным физическим действием, то есть внешняя выразительность должна оправдываться внутренним движением, эмоциональное и смысловое необходимо должны существовать в связке.