Государственными символами – и это мы знаем со школьной скамьи – являются гимны, гербы и флаги. Откуда родом госсимволы нашей страны? И какая связь между современным российским гербом и исчезнувшими цивилизациями, между империями прошлого и реалиями настоящего?
Наиболее ранние, древние опыты литературы, как и впоследствии театра, искусства в целом, появились еще несколько тысяч лет назад. И, прежде всего, это были выросшие из ритуалов оды, молитвы, гимны. Произносимые нараспев, то соло, то хором, в любой культуре и в любую эпоху они были призваны обратить помыслы присутствующих к высшим силам, вдохновить и объединить друг друга. Настроить на единый, общий, духоподъемный лад. Песнями, одами и гимнами направляли в единое русло общую энергию - перед походом на охоту, на войну или защиту от неприятеля. Дабы упросить те самые высшие силы ниспослать животворный дождь, потепление, урожай - в зависимости от региона и от потребностей местных жителей.
Иными словами, жанр гимна – и своеобразная благодарность о существующем, и просьба о предстоящем. И первоначально гимны были обращены незримым силам за зримое участие. В той же античности, например, с помощью гимнов воздавали благодарение богам и так же транслировали идеи, которые должны были стать основной общества.
И спустя тысячелетия человечество по сути своей не слишком-то изменилось. Мы по-прежнему вдохновенно упрашиваем высшие силы о благах и спасении. Об избавлении от зла. Песнями стараемся вдохновить друг друга, настроить на победу или атаку на врага. Ничто так не соответствует древнему формату такого духоподъемного исполнения, как гимн страны. Который, с одной стороны, стремление к реваншу, а с другой — претензии на мировое господство.
В XIX веке в Европе вместе с возникновением национальных государств появляются национальные гимны, и это были не просто мелодии с текстом, а отражение политических устремлений тех лет. До сих пор сохранившиеся большинство из них – оды не миру, а войне. Тогда как в нашей стране, а еще у белорусов – весьма мажорное, позитивное выражение радости просторами и достижениями страны. У сербов смысл и посыл гимна находятся где-то посередине, как в песне о Каховке М. Светлова: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути»…
Большинство гимнов – военные марши, по своей сути. Песня маори, которую туземцы исполняют перед матчами, на свадьбах и похоронах – примерно того же плана, что и большинство гимнов мира.
Известные каждому россиянину строчки:
"Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!"
составляют один из ключевых смыслов этого послания - народу и миру. Другие напоминают о гордости за просторы и мощь, красоту и щедрость родных краев. Вдохновляя и наполняя любовью к своей стране.
Что же до визуальных символов – герба и флага - они тоже родом из древности, с тех же ритуальных, масочных, архетипических образов. Неких общих единых и понятных для всех, символов, цветов, изображений. В наших символах – имперская предыстория и имперское же величие. Чем древнее символ, тем больше демонстрации именно силы, мощи. Причем, с течением времени меняется и то, что соответствует этой силе. Так, на заре времен, когда под мощью полагалась прежде всего, сила физическая, означавшая победу, на символическом шаре, читай, в мире, возвышалась фигурка Ники или Виктории.
Ведь она и есть символ победы, мощи, силы, ее торжества. Когда на смену этому образу выживания, победы жизни, пришел символ христианства и спасения, прежде всего, духовного, шар державы стал украшать крест.
Ну, а в нашей недавней истории, когда над всем царило созидание – через труд, образование, достижения и мастерство – государственные символы украшали серп, молот, колосья пшеницы.
Несмотря на то, что для многих наших граждан тайна происхождения официального герба России кажется решённой и понятной (орёл был заимствован у византийцев, который, в свою очередь, был придуман одним из позднеримских императоров), на самом деле, всё не так очевидно, как кажется.
Одного из первых двуглавых орлов в государственной символике археологи нашли во время раскопок города хеттов Хаттусы. Хетты основали могущественную державу в Малой Азии во 2 тысячелетии до н.э. Этот символ они широко использовали как на своих печатях, так и на стенах своих зданий. Двуглавый орёл был широко распространён в шумерской культуре, и его изображения часто находят археологи во время раскопок городов Месопотамии. О шумерском орле нам известно несколько больше. Анзуд, которого нередко изображали с двумя головами, был богом бури и грозы. В мифологии шумеров после похищения «Таблиц судеб» (символ господства в мире) он стал сильнейшим божеством на какое-то время, пока его не победил бог войны Нинурта.
Примечательно, как на одном из рельефов, найденном в городе Лагаше и датируемом примерно 2500 г. до н.э., изображён этот бог: это орёл с львиной головой, чьи лапы покоятся на двух львах. В последующих изображениях львиная голова заменяется на орлиную и, как уже было упомянуто, двуглаво-орлиную.
Птица с двумя головами также встречается в индуистской мифологии. Называют её Гандаберундой (что буквально переводится как «сильная и двухголовая»), и на храмовых барельефах она нередко держит в лапах и клюве слонов и львов - самых мощных и сильных представителей животного мира.
Вероятнее всего, предшественником византийского орла был именно упомянутый нами сначала хеттский орёл – во всяком случае, так считают специалисты по геральдике. При этом стоит заметить, что он никогда не был официальным гербом Византии. Использовали двуглавого орла почти исключительно в декоративных целях.
Зато он был официальным гербом рода Палеологов. Согласно одной из распространённых теорий, предшественником российского двуглавого орла и был орёл Палеологов. В 1469 г. Иван III, двумя годами ранее овдовевший, по предложению римского папы сватается к Софье, племяннице последнего императора Византии, Константина XI Палеолога. Символику её рода царь будто бы решил использовать, тем самым подчеркнув связь между правителями двух государств и преемственность Московского царства.
Действительно, примерно в конце XV в. и во время правления Ивана III двуглавый орёл становится официальной эмблемой Русского государства. Не все историки, однако, согласны с тем, что символика была заимствована у Палеологов и византийцев. Вообще, орел – символ не просто высоты, но высот духа. Лев – царь именно в животном мире. А орел – могучая сила на фоне возможности воспарения ввысь. Т.е. сила еще более высокого порядка. Власть и физическая, и духовная. И эта срединность вторит и географическому положению России, и ее культурному коду. Она олицетворяет собой баланс одного и другого. Россия это и Европа, и Азия, сердце не только Евразии, но и древней Пангеи. Этот символизм дает силу обычным предметам, делая их особенными, если не сакральными. Герб, символика плоские кругляшки из разных материалов превращают их в деньги. Кусок ткани – в флаг. Табличку – в герб. Оно как бы обретает силу и значимость государства, всей его истории, его правителей, достижений и успехов. Потому и за надругательство над этими госсимволами - статья УК РФ.
Это и символ принадлежности к группе и сопричастности. Поэтому в знаковые периоды, даты, мы используем символику – для выражения этой сопричастности, этого единства. И идентификации – чтобы распознать среди других. Вот эта сила из древности – наши корни, нам свою силу и передают.
Наиболее универсальная трактовка использования цветов нашего флага такова: архетипически белый цвет в европоцентристской и христианской культуре символизирует мир и чистоту. Синий, как цвет отражающей небо воды и самого неба, куда устремлены взоры духовного человека - это цвет веры, приверженности идеалу, постоянства. Красный, как цвет крови, Марса, железа, обозначает энергию, силу, действия во благо Родины, готовность к самопожертвованию ради нее.
И сегодня, как намоленный образ, эта печать многовековой, даже тысячелетней силы, присуща каждому нашему государственному символу. Сила Месопотамии, шумеров, Древнего Рима, Византии словно стоят за нашим гербом. Из других атрибутов власти - родом из Египта и Византии же скипетр и уже упомянутая держава. Скипетр – суть посох, держа который фараон пасет свой народ. Аналогия все с теми же ритуалами и жрецом древности, позже замененным после священником и его паствой. Посох же выступает не только как связь между государем и его народом, но и как связь между небом и землей. Это и физическая мощь, и мужская, что уж. И духовная связь между горним и дольним. Это же и указание на божественное происхождение власть предержащего. Так что, привычные и в чем-то даже будничные государственные символы есть нечто иное, как напоминание нам об этой связи бытового и высокого, повседневного и вечного, великого и простого. О чем не стоит забывать.
Юлия Милович-Шералиева