Найти в Дзене
Повод задуматься

Протестное движение. Некоторые выводы из событий в Башкирии.

Впервые за долгое время Россия столкнулась с массовыми протестами, причем это было не типичное стояние с плакатами, напоминающее детские игры, а полноценное столкновение с силовиками. Да и повод был не самый очевидный - приговор Фаилю Алсынову. Не очевидный хотя бы потому, что аресты и суды над гораздо более известными деятелями привлекали внимание в лучшем случае нескольких сотен неравнодушных. Я не вижу особого смысла останавливаться на предыстории конфликта и смаковать кадры разгона толпы, в интернете не мало информации по этому поводу, куда интереснее проанализировать тенденции протестного движения, с учетом "Башкирского бунта". 1. Протесты приобрели экстерриториальный характер. Раньше было как? Организовывались митинги в крупных городах, региональные структуры их подхватывали по мере сил и возможностей. Т.е волна зарождалась в Москве, а дальше раскатывалась по территории страны. Теперь же это отдельные вспышки на территориях (часто национальных Дагестан, Якутия, теперь Башкирия)

Впервые за долгое время Россия столкнулась с массовыми протестами, причем это было не типичное стояние с плакатами, напоминающее детские игры, а полноценное столкновение с силовиками. Да и повод был не самый очевидный - приговор Фаилю Алсынову. Не очевидный хотя бы потому, что аресты и суды над гораздо более известными деятелями привлекали внимание в лучшем случае нескольких сотен неравнодушных.

Я не вижу особого смысла останавливаться на предыстории конфликта и смаковать кадры разгона толпы, в интернете не мало информации по этому поводу, куда интереснее проанализировать тенденции протестного движения, с учетом "Башкирского бунта".

1. Протесты приобрели экстерриториальный характер. Раньше было как? Организовывались митинги в крупных городах, региональные структуры их подхватывали по мере сил и возможностей. Т.е волна зарождалась в Москве, а дальше раскатывалась по территории страны. Теперь же это отдельные вспышки на территориях (часто национальных Дагестан, Якутия, теперь Башкирия) и сходы, посвященные в первую очередь экологической повестке (местный уровень), причем если массовые протесты десятилетней давности характеризовались относительно большим, количеством участников, которые часто не знали друг друга до вчерашнего дня, то теперь имеем абсолютно противоположную картину, гораздо меньшее число, но гораздо больший уровень сплоченности людей (все друг друга знают).

2. Карательные меры имеют ограниченный эффект. Власти удалось сбить протестную активность ужесточением наказаний, правил проведения митинга, суровыми приговорами. Однако, последние события показывают, что подобные меры имеют ограниченный эффект. Так в Баймаке несмотря на знаменитые наказания за стаканчики в силовиков летели куда более серьезные предметы. Тот же кусок льда или подмороженный снежок в условиях современной действительности - это неминуемый срок, но подобные проявления протестов имели место.

3.Националистический уклон. Особенно в северных регионах одним из атрибутов протеста стали либо националистические лозунги, либо отделение себя от России (Не народ против, а башкиры против или татары против), а также флаги национальных республик периодически появляющиеся на акциях протеста. К этому, кстати, в том числе привела мобилизация, т.к. наибольшее число людей набиралось из более бедных регионов, что способствовало хотим мы того или нет росту антироссийских настроений хотя бы на бытовом уровне.

4. Сложность с быстрым подавлением митингов. Здесь несколько причин: ограниченность ресурсов силовиков на местном уровне; личное знакомство силовиков с протестующими (все друг друга знают); стихийность - это Вам не анонсированная за месяц акция к которой можно подготовиться.

5. Конкретика в требованиях. В отличии от централизованных акций за все хорошее (мол выборы должны быть честнее, демократия (непонятно, что под ней понимать, ну ладно) должна торжествовать и коррупция - это зло) современные протесты имеют четко сформулированные требования - свободу тому-то, прекращение того-то, запрет или разрешение того-то и т.п. В этом отношении они как не странно имеют гораздо больший шанс на успех.

6. Появление новых лидеров. Представителей так называемой системной оппозиции всерьез уже никто не воспринимает. Слева после слива Зюгановым и ко борьбы против пенсионной реформы относиться к ним серьезно - себя не уважать, а иным (тому же Платошкину) погрозили пальчиком в виде условного срока, справа - тех, кто нес протестный потенциал либо разместили по "казенным домам", либо они как тараканы разбежались по забугорьям. Ну или остались совсем фрики типа Надеждина. В этих условиях все большее значении и популярность набирают местные лидеры общественного мнения, не привязанные партийной веревкой к думским креслам.

7. Становится очевидным, что как бы не хотелось действующей власти спокойно дожить свой какой уж там по счету срок и несмотря на кажущееся, а порой ей же и транслируемое беспротестное великолепие, противоречия в обществе никуда не делись и смещаются они в самое небезопасное русло (националистическое), а в этих условиях на козни запада все списать не удастся.