Если мы вместо того, чтобы оставлять нашим детям мир получше, оставим этому миру детей получше, то проблема решится сама собой (с)
Что это вообще значит - "дети получше"? Какие они, "дети получше", - успешные, самодостаточные, знающие чего хотят? А может, достигают своих целей, идут напролом, не останавливаются ни перед чем? Избранные, выделяющиеся среди посредственностей, неординарные личности? Как будто среди подгнившей картошки рандомная бабушка пытается выбрать клубни "получше".
В этой очень близкой мне цитате я бы заменила слово "получше" на "долюбленнее". Если мы вместо того, чтобы оставлять нашим детям мир получше, оставим этому миру долюбленных детей, то проблема решится сама собой. Как много среди нас этих угрюмых взрослых, этих недолюбленных малышей. Они сидят внутри взрослых и поют свою мантру: "любите меня, примите меня, заметьте меня". Только способов не предлагают. И взрослые люди уже в меру понятого и принятого социального своего поведения начинают эту любовь получать. Силой, жалостью, эксцентричностью, да Бог весть знаем чем.
Единственное реальное, чего хочет человеческое существо, - быть любимым и принятым. Быть взятым матерью на руки, утешенным, понятым. Не только в моменты маминого ресурса, но и когда все вообще идет кувырком. В эти моменты, пожалуй, особенно, ведь если мама любит и принимает меня таким - шаловливым, капризным, пакостничающим и кричащим от гнева - то со мной все в порядке. Меня не отвергают, не отталкивают, не просят уйти с глаз долой. Я не обуза, я нужен, такой, какой я есть, не лучше и не хуже. Мама питает меня своей любовью, и я люблю себя. Разного - иногда хандрящего, иногда злого, радостного и любопытного. Нет никакого меня "идеального", такого слова нет в моем словаре. Я достаточно хорош для всего, и все достаточно хороши для меня. Самая доступная концепция о взаимоотношениях Эрика Берна звучит как: "я окей, и ты окей". Мне не надо доказывать, что я достоен твоей любви, и тебе не стоит. С нами все в порядке. Нас долюбили.
Долюбленность начинается с детства. Со сном у мамы под боком, с ее откликом на мой любой крик. С тем, как она вглядывается в меня, как улыбается в ответ на мои проказы. С тем, как она смотрит на меня, как ласково зовет по имени, как, приготовив уже завтрак, готова все же пожарить мне мои любимые блинчики.
Долюбленный ребенок знает, что его взрослые всегда на его стороне. Что бы ни случилось, где бы он не оступился, он не "растяпа", не "весь в отца", не "в кого ты такой" и не "как ты меня задолбал уже". Он имеет право на любую ошибку, и знает, что ошибка - отдельно, а он - отдельно. Никто не отвергнет его самого даже за самый паршивый поступок. Жестко к поступкам, мягко к человеку. Только это и имеет смысл.
И тогда вырастает человек, уверена, вы сразу заметите его в толпе. Расслабленный, улыбающийся, иногда радостный, иногда рассерженный. Ему незачем оскорблять других, пытаться выставить себя на оценку. Он и так знает, что с ним все окей. Его долюбили, добаюкали, не отвергли...