Найти тему
Русские тайны

Умирающие деревни Крайнего Севера / Как выживают в Тундре на забытой узкоколейке последние жители

Оглавление

Где-то среди непроходимой тундры, в зоне крайнего севера расположились отдаленные лесные поселки. Все они соединены узкоколейной железной дорогой, и эта железная дорога является единственной связью местных жителей с цивилизацией. По-другому туда никак не попасть, дороги попросту нет. Питание, лекарства и пенсии отвозит маленький еле живой поезд, для людей сейчас это единственная артерия, благодаря которой там поддерживается жизнь. Местных жителей там почти не осталось, некогда процветающие поселки сейчас стремительно пустеют. Добро пожаловать в мир неизведанного и забытого.

Поломка машины

На часах 7 утра, а это значит, что мы уже в пути. У нас план сначала доехать до Вельска, там ночуем, а на следующий день едем в Авнюгу на узкоколейку. В общей сложности мы должны преодолеть путь в 1200 км в одну сторону.

Но пока мы ехали у нас потекла печка, и под ногами оказался антифриз в огромном количестве. Весь расширительный бачок полностью вытек. Так как антифриза у меня было мало, а магазинов уже поблизости не было, пришлось разбавлять его каждый час обычной питьевой водой, потому что под ногами снова и снова хлестало как из ведра, и ехать было совершенно невозможно.

-3

В итоге, мы решили не глушить машину и ехать до победного. За окном — кромешная ночь, на телефоне пропадает сигнал, если машина закипит и встанет, помочь будет банально некому. Из-за постоянных остановок мы выбиваемся из графика, а нам приехать нужно именно в пятницу, потому что следующий поезд будет только через несколько дней. Поэтому опаздывать нельзя!

Начинается рассвет, а значит, мы преодолели 1200 км и успеваем прямо к отправлению поезда.

-4

Добрались до узкоколейки

Наконец мы добрались до нашего первого пункта. На секунду вышло солнце, до этого была страшнейшая гроза, из-за которой во всем поселке вырубило электричество и на узкоколейке в том числе. Поэтому я очень надеялся, что все будет в порядке, и мы все же прокатимся на ней.

-5

Узкоколейка соединяет 3 поселка: Созерская Пустынь, Поперечка и Авнюгский.

Сейчас в этих деревнях живет не более 40 человек. А когда-то здесь протолкнуться было невозможно. Сюда ехали со всего Советского Союза, как раньше говорили, за длинным рублем, то есть заработать денег. В 1958 году начали строить узкоколейную железную дорогу для вывоза леса. В этих поселках заготавливались и сплавлялись по реке миллионы кубометров леса. Здесь был по-настоящему крупный центр лесной промышленности.

Место было насколько масштабным, что здесь даже был собственный аэродром для малой авиации. И это в глухой тундре, в зоне крайнего севера!

https://primamedia.ru/news/959634/
https://primamedia.ru/news/959634/

Пока мы ждали поезд, мы разговорились с женщиной:

- Это дорога жизни. Вот сломается тепловоз и всё. - говорит она.

- Не будет узкоколейки, и поселка, наверное, не будет. От нее всё зависит и продукты и медицина в том числе? - спрашиваю я.

- Всё, да.

-9

- А действительно бывали случаи, когда поезд сходил с рельсов? - спрашиваю я.

- Он немножко сойдет. Выходишь из вагона, а мужики уже ставят его.

В поезде по узкоколейке

Наконец приехал поезд. И сразу же в быстром режиме его начали загружать вещами. Медлить нельзя - здесь все по расписанию.

И мы отправились в путь на старом поезде 1980-х годов. Разгоняться он может до 50 км в час. Но из-за изношенности путей временами он шел чуть быстрее человеческого шага.

Я пересаживаюсь в вагон машиниста. Внутри едкий сигаретный дым, перемешанный с запахом черного чая и бутербродов с колбасой. Внутри очень жарко, здесь вместо кондиционера - открыто окошко. Зимой же выручает маленькая буржуйка.

А это Борис Петрович Скумин — единственный и бессменный хозяин узкоколейки. Борис Петрович, конечно, не владелец, но тот, на чьих плечах она держится - он машинист, строитель и механик.

-13

Я прошел в кабину машиниста, и мы с ним разговорились:

- Я уже 10 лет вожу по узкоколейке. Леспромхоз закрылся, а мы последние работали здесь машинистами. Меня пригласили в сельсовете машинистом работать, так вот и работаю до сих пор. Мне 68 лет будет летом, а я еще в отпуске не был ни разу, и никуда не ездил. А сейчас как бросишь? Людей-то надо возить, надо то лекарства, то продукты, то почту, то кто-то заболел. Однажды одну бабушку змея укусила между пальцами, рука опухла, пришлось срочно везти. Много случаев было. А и рожениц тоже вожу, так и живем!

- Леса было много, - продолжает он,- леспромхоз был мощный. Тут всё было: и магазин и клуб замечательный. А в Поперечке вообще было 2 магазина, столовая, пекарня, там очень вкусный хлеб всегда был.

- На самолете еду возили? - спрашиваю я.

- Да, за аэродромом следили, самолеты летали. У меня как-то раз сестра приехала вне графика, в Тойме сидела. Я тогда позвонил ребятам туда, говорю - нам бы сестру с детьми ко мне отправить.12 рублей и самолет прилетел.

- Вот это да, настоящие самолеты?

- Да, АН-2 и прилетел тогда, я на автобус сел, приехал и встретил ее. Вообще классно было, люди дружные были. Вот это такая нормальная естественная глубинка. Вот такая жизнь была!
https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2614650.html
https://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic2614650.html

Кстати говоря, вот такой билет мне выдали на этот поезд.

-16

Наконец поезд привез нас на станцию Поперечка, где нас встретил скромный вокзал. Здесь я нашел интересную кассу УЖД, в виде железного ящика. А повсюду были объявления и фотографии поселка.

Подробнее про узкоколейку

А железная дорога абсолютно миниатюрного размера. Но она является той самой дорогой жизни, по которой привозят продукты, благодаря ей течет жизнь. Пока она есть - поселок существует и будет жить.

-18

Обычная стандартная колея в России 1520 мм, здесь же железная дорога составляет 750 миллиметров, практически в 2 раза меньше. Как по ней может передвигаться поезд, я абсолютно не понимаю. Главная особенность узкоколейки в том, что ее можно проложить практически везде: на болотах, через лес, она требует меньших условий, чем широкая колея. В Советское время, узкоколейка была стабильно распространена, чаще всего её использовалось как временное решение.

Поездка на Уазике с местными

Вскоре к нам на Уазике приехали Владимир и Елена, они нам обещали показать местные невероятные красоты и рассказать про поселок в целом.

-20

Тем временем, мы сели к ним в машину, и Владимир начал рассказывать:

- Население во время работы доходило до 600 человек, сейчас же осталось где-то 30 человек. Тут нет ни леса, ни работы, вообще ничего нет, поэтому люди и живут вот так. Выехать некуда и прижились, ничего не сделаешь.

- А вокруг деревень нет? - спрашиваю я.

- Вообще нет ничего, 30 км в округе вообще никакого жилья, серьезно.

- А почему же лес не вывозят?

- А кто его заготавливать будет? Всё, все предприятия закрыты уже. 20 лет назад здесь такая жизнь кипела, а сейчас вот результат.
-21

- Миниатюрный поселок у нас, - продолжает Владимир - симпатичный очень, лично мне нравится, но видишь как все заросло. А вот тут был клуб, где мы с женой познакомились, вот еще остатки остались. Здесь так дискотека бушевала раньше.

- А почему закрыли клуб? - спрашиваю я.

- Во-первых, молодежи нет. А во вторых, когда стал закрываться лесопункт уже работа перестала быть круглогодичной, и молодежь начала искать альтернативу. Это была контора лесопункта - показывает он. - А там почта была с того края. А вот эти дома были построены со времен образования лесхоза. А там детский садик был. Школа также по той простой причине закрылась, что 3 или 4 человека осталось учиться, учителей сократили, и учеников перевели в Авнюгскую школу.
-22

Нашли дрезину

А это еще один вид общественного транспорта — называется дрезина, в народе ее еще прозвали пионерка.

-23

Основной движок Honda. Колеса самое сложное достать в дрезине, потому что они в дефиците, так как никто их не производит. А все остальное у дрезины от мотоцикла.

-24

Это и скорая помощь, и такси, и срочная доставка продуктов. Разгоняется она быстрее паровоза, до 60 км в час. (Уже в следующем выпуске мы поедем на дрезине в соседний поселок). Борис Петрович (тот самый машинист поезда) возит также на дрезине пассажиров. Он нам рассказал:

- А так я больных вожу и продукты. Сзади площадка специальная приделана, спереди тоже, нагружу ее и поеду. - сказал он, посадил людей и поехал.
-25

Продолжаем путь с местным

Тем временем, Владимир показывает свою школу.

- 3-летняя школа была? - спрашиваю я.

- Да, тут начальные классы были. Везде печное отопление.

- Хорошие учителя были?

- Да, раз мы выросли, в тот период времени очень даже хорошо учили.

- Учителей сколько было? - спрашиваю я.

- Двое. Директор в том числе вела старшие классы, а вторая младшие.

- Физкультурой где занимались?

- На улице в основном. Зимой — лыжи, а летом площадка была. А зимой, когда холодно слишком было, то внутри школы большой коридор был, длинный во всю школу, вот там и спортзал был.

- А сколько учеников было?

- Когда я учился до 30 учеников было. До 3 класса учились, а потом в Котлас на самолете на Ан-2. Это не шутка, есть доказательства, что всё на самолете делали. Почта, продукты всё возили на нем.
-27

- А это последний этого поселка? - спрашиваю я.

- Да. А так печное отопление, вода из колодца, очень проблемно жить если здоровье слабовато, а у нас население 65+, так что стараются на зиму выезжать к детям, потому что тяжело печки топить каждый день. Допустим ту же баню протопить - проблема, по той причине, что тяжело физически.

-28

- А это была общественная столовая. Раньше очень много людей здесь было, они приезжали сюда деньги заработать на заготовки, вот здесь завтракали, обедали, ужинали. - говорит он.

- Хорошая столовая была?

- Говорят да. Я же местный, меня дома всегда кормили. А вот здесь у меня мать работала, хлеб пекла. Пекарня большая, печь огромная стояла, муку постоянно завозили.

А рядом с пекарней стояла настоящая мельница.

https://dzen.ru/a/ZC_sxfrGgV6hvfiH?from_site=mail
https://dzen.ru/a/ZC_sxfrGgV6hvfiH?from_site=mail

- Здесь здание мельницы стояло. Под ним текла река и крутило колесо водяное, колесо вращало через привод жернова, туда засыпалось зерно, и выходила уже мука грубого помола.

-31

Из-за удаленности от большой земли, здесь преимущественно ездят отечественные машины. Попали эти машины сюда либо по зимнику, либо на железнодорожном прицепе. По-другому сейчас сюда никак не попасть.

Эти все старые машины каким-то образом до сих пор они на ходу. Машины, которым от 20 до 40 лет все на ходу. Я, если честно, был в шоке как они до сих пор вообще могут даже заводиться.

-33

Приютили местные

Я ни разу не ночевал на узкоколейке. И по доброте местных жителей, нас впустили переночевать несколько дней вот в этом доме. Это достаточно типичный домик 1970-х годов, они строились как временные на 20-25 лет. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Было интересно увидеть, что в условиях крайнего севера, хозяева здесь выращивают даже овощи и цветы.

"Голь на выдумку хитра"

Чтобы людям банально здесь выжить, им нужно постоянно творить чудеса на бытовом уровне. Поэтому здесь придумали ставить усилители антенн, с помощью который можно звонить куда угодно, и использовать его как wi-fi. И это в местности, где полностью отсутствует цивилизация. Тут абсолютно не ловит никакая сеть, нет ни интернета, ни дорог, вообще ничего нет, но местные придумали как с помощью усилителя ловить интернет, раздавать его и при этом жить в комфорте.

-35

А в доме, где нас поселили, мне показали такое чудо-техники: по сути это мобильный телефон, только у которого антенна идет на крышу, и выглядит он как стационарный телефон. И, на самом деле, по нему можно дозвониться — я набрал бабушке и поговорил с ней. Такие чудесные аппараты имеются чуть ли не в каждом доме.

-36

Вскоре нас позвали хозяйка дома попариться в бане. Скажу коротко: русская баня - это что-то невероятное, обязательно попробуйте, если не боитесь жара:) А жили мы вот в таких прекрасных, чистых условиях.

-37

Вывод

Хочется сказать в конце, что Поперечке очень повезло с людьми. Потому что, с одной стороны, здесь стоит полная депрессия: закрыт леспромхоз, все разваливается, людей нет, и практически полностью поселок опустел, когда от 1000 человек, осталось всего лишь 40. Но я могу сказать точно, здесь все держится именно на людях, потому что только благодаря им существует узкоколейка, ездят каракаты, вездеходы. И жизнь есть, пока существуют такие добрые и ответственные люди. Понятное дело, что узкоколейка — это уходящая история, и через 5-15 лет все исчезнет и зарастет. Мне же остается фиксировать историю, чтобы это осталось с нами навсегда.

-38

А в следующей серии, мы продолжим наше путешествие по узкоколейке, мы поедем на дрезине в соседний поселок, и покатаемся на огромном вездеходе по болотам, будет интересно.

Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели.

Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и  ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Предлагаю ознакомиться со следующими моими статьями по данной теме: