Найти тему
6000 миль до Голливуда

Он из лесу выполз. Мистический триллер повышенной мрачности

("Багровый рассвет", Sunrise, 2024, США/Великобритания)

Не сказать, что дебютная и вторая полнометражки Эндрю Бейрда ("Зона 414", "Один путь") были чем-то из-ряда вон выходящим и заставляющим нас ждать его очередную работу. Вовсе нет. Кабы не занятые в них на главных ролях актеры, - Гай Пирс, Трэвис Фиммел, Кевин Бейкон, Машин Ган Келли, - оба эти фильма были бы благополучно мной забыты и больше не вспоминались бы. Равно как имя их создателя, уж если на то пошло.
Однако, благодаря всем этим неординарным личностям и оригинальным сценариям, своя изюмина в творчестве Эндрю все-таки есть. Поэтому третий его фильм
Sunrise ("Рассвет"), чье название у нас драматизировали добавкой "Багровый", тоже вызвал некоторый интерес. И заодно желание понять, куда эволюционируют режиссерские интересы Бейрда, поскольку до сей поры это было неочевидно.

И что потом? И - ничего! Местная полиция, это вам не копы из городка Хоуп, что в "Рэмбо. Первой крови", поэтому даже жесткие наезды от залетных бродяг она оставляет без "ответки".
И что потом? И - ничего! Местная полиция, это вам не копы из городка Хоуп, что в "Рэмбо. Первой крови", поэтому даже жесткие наезды от залетных бродяг она оставляет без "ответки".

Что ж, творческий курс Бейрда остается неочевидным и поныне, так как "Багровый рассвет" не похож ни на один из его предыдущих фильмов. Единственное, что их объединяет: угрюмая, лишь с редкими просветами, мрачность сюжета, и попытка придать ему вид философской притчи.
Последнее Эндрю отчасти удавалось и раньше, и сегодня в принципе удалось. По крайней мере мораль в его картине прямая и недвусмысленная: одержимые больными идеями люди будут пострашнее любой адской нечисти. Даже той, которая пьёт человеческую кровь. И которая на их фоне может оказаться гораздо человечнее, - если, конечно, что-то такое в ней ещё сохранилось.

Оборотная сторона похвального желания Бейрда снять вместо банальной страшилки нечто глубокое и психологическое: он по-прежнему не умеет рассказывать свои истории современным динамичным языком. И речь идёт не о каком-то там экшене и прочей беготне. Вот, например, в триллерах "127 часов" или "Погребенный заживо" мало того, что нет экшена, так их герои еще и весь фильм изолированы в крайне замкнутом пространстве. Однако кто скажет, что в их историях отсутствует динамика и интрига? Да они там покруче, чем в некоторых боевиках ценою за 100 миллионов долларов. Просто всё дело в грамотном темпе развития событий на данной ограниченной сцене, а также в их плотности/разнообразии.
Бейрд же напоминает рассказчика, которого каждый из нас встречал в своей жизни не раз и не два. Вот вроде бы его рассказ звучит четко и складно, но продвигается он к кульминации так тягуче, что собеседника надо всё время одергивать: эй, ну правда, давай уже, переходи к сути своей истории!
А тот вас всё равно не слушает, продолжая тянуть волынку и рассусоливать.

Отсюда следует не самая приятная новость: при всей мрачной поэтичности "Багрового рассвета", большинству из вас он покажется не столько мрачным, сколько банально скучным. Даже при том, что сам фильм уложился в лаконичные 1,5 часа. Но вот кульминация и развязка у него наступают лишь в последние минут 20, да и тем, при всей их драматичности, не хватает чего-то яркого и запоминающегося. В итоге всё свелось к незамысловатой череде насилия, хотя уж крутейший-то Гай Пирс мог бы оторваться здесь не хуже, чем в "Преисподней", где он играл аналогичного самодура-шизофреника.

- Да, блин, нормальными ломтиками я "Докторскую" режу! Что, уже трудно рот пошире раскрыть, когда вы ее жрете?!
- Да, блин, нормальными ломтиками я "Докторскую" режу! Что, уже трудно рот пошире раскрыть, когда вы ее жрете?!

Начинается картина с краткого текстового пролога, где нам сообщают: оказывается, в густых лесах северо-востока Америки испокон веков обитает кровожадный демон. Коему по традиции надо устраивать человеческие жертвоприношения, дабы он был сыт, всем доволен и не возбухал.
Как его зовут по его адскому паспорту, никто не знает, но в народе страхолюдину кличут Красным Плащом. Надо полагать, из-за красного плаща с капюшоном, который этот инфернальный стиляга никогда не снимает. И которым прикрывает свое чумазое, кривое и худосочное тело - что ни говори, но какая-никакая культура есть и в аду.

Минули века, индейцев загнали в резервации, поэтому за кормёжку демона пришлось взяться белым. Так продолжается по сей день, и теперь поставщиком жертв для Красного Плаща служит криминальная семейка Рейнольдсов. Чей глава и босс (Гай Пирс) настолько ультраконсервативный расист, что его натурально бесят все не-белые, что пытаются обосноваться в округе. А уж если у них вдобавок можно что-то "отжать", тут Рейнольдс не чурается даже мокрухи, после чего свеженькие трупы идут на откупные для его демонической "крыши".
Вот и до местных фермеров-китайцев, семейства Лой, Рейнольдсы тоже однажды доколупались. А когда Лой-старший отказался подарить им свою ферму в обмен на жизнь и безопасный отъезд, этим он подписал себе смертный приговор. Что был приведен в исполнение, едва строптивец успел сказать свое веское, но, увы, бесполезное "Нет!".

Однако мадам Лой, оставшаяся с двумя детьми, вдруг тоже оказала Рейнольдсам неповиновение, тем более, что даже тела мужа она так и не увидела. И, разумеется, судьба оставшейся семьи Лоев сложилась бы столь же трагично, кабы однажды они не приютили у себя на ферме загадочного бродягу Фэллона. Чудака, который из еды предпочитал лишь свежую кровь - ту, что нальют. Куриную? Сойдет и такая. И никого это почему-то не испугало. Хотя тут Лоев понять можно - по сравнению с кровососами Рейнольдсами Фэллон был просто душка и сама вежливость.

"Выйду ночью в поле в пальто. / Без коня... Но это не то! / Лучше уж вдвоем нам пойти с конем! / И в пальто на мне, и на нём...". гр. Любэ. Из неспетого.
"Выйду ночью в поле в пальто. / Без коня... Но это не то! / Лучше уж вдвоем нам пойти с конем! / И в пальто на мне, и на нём...". гр. Любэ. Из неспетого.

Между тем, когда Рейнольдсы отправили "прессовать" мадам Лой своего подкупленного шерифа, тут-то и выяснилось, что инвестирование в Фэллона куриной крови было не напрасным. Не успел шериф как следует заорать, а его самого уже "прессовал" злой небритый хмырь, причем отобрав у него его же собственный "ствол".
Пришлось волей-неволей поджать хвост и, поскуливая, мчаться жаловаться Рейнольдсам. Авось поймут, простят и отомстят Лоям за честь помятого шерифского мундира.
Иными словами, эскалация конфликта была неизбежна, как выход на экраны "Ёлки 11". В том числе для Фэллона, ведь курицы в хозяйстве Лоев понемногу заканчивались, зато в ближайшем городке ошивалось много бандитов. А это ведь не только незаконопослушные граждане, но и около пяти литров крови в каждом из них...

***

В общем, при всей своей мистической суровости, картина очень и очень на любителя. Того, кому неторопливое повествование на фоне угрюмого леса не помеха, кому нравятся истории со смыслом, и кому не нужны регулярные экшен-паузы, чтобы не захрапеть.
Поэтому если вы аккурат из таких, значит тут вас ждёт небезынтересная история-притча о зле и еще большем зле, хоть и рассказанная не идеальным киноязыком.

Всем же остальным тратить время на "Багровый рассвет" нет ни малейшего смысла, ибо ничего кроме разочарования он вам не подарит. Ну разве только вы хотите гарантированно погрузить себя в сон - вот с этим, уверен, новая картина Эндрю Бейрда вам точно поможет.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):