Дом Киселёвского - Осокина - Арцыбашева, улица Большая Красная, дом 65/25.
Вклад Арцыбашева в обустройство дорог Казанской губернии.
Дмитрий Петрович Арцыбашев стал последним владельцем этого дома. В 1901 году Арцыбашев поступил на службу в Казанскую городскую Земскую управу, где заведовал дорожным отделом, в ведении которого находились почтовые тракты протяженностью более 1000 км. Со временем при дорожном отделе образовались новые подотделы: архитектурный, телефонный и гидротехнический, которые в 1911 году были объединены с дорожным в единый технический отдел Земства под руководством Арцыбашева Дмитрия Петровича, и руководил он до революционных событий 1917 года. Дмитрий Петрович стал своего рода первым главой казанского дорстроя-дорфонда, инициатором "платных дорог" и Первого зимнего автопробега в Казани.
Свою работу Дмитрий Петрович любил и хорошо знал, "вникал во все её подробности, внимательно следил за соответствующей литературой. Поэтому на земских собраниях ему нетрудно было «садить в калошу» любого оппонента и собирать нужное большинство в защиту своих проектов". А проектов у него всегда было много. Как руководитель отдела, он на свой отдел умел настойчиво "выколачивать" средства в ущерб финансирования других отделов. Он считал, что технический отдел имеет по степени полезности исключительные преимущества. Для достижения своих целей он не брезговал и интригами, подключал к этому влиятельных гласных Земства, для которых он старался дать преимущество при обустройстве дорог той местности, где проживали эти гласные.
К 1917 году технический отдел земства Казани при усилиях и напористости Дмитрия Петровича заменил деревянные мосты каменными или железобетонными, с мощёнными на них въездами. Исключение составили только самые мелкие, что находились на глухих тракта. Насыпи и гати тоже были вымощены.
Под его руководством в губернии, помимо почтовых, было сооружено 1000 км коммерческих трактов,100 км шоссейных и 120 км мощенных дорог. Современным взглядом - это не так много, но в Казанской губернии не было твердых пород камня, а привозной обходился так дорого, что использовали только в самых исключительных случаях.
Для содержания трактов в зимнее время были установлены деревянные щиты железнодорожного типа, которые задерживали снег во время метели и середина тракта оставалась ровной, без ухабов, что давало возможность максимально загружать подводы, без риска поломать экипаж, повозку или травмировать лошадь. "Сотни построенных по разным трактам губернии железобетонных мостов, телефонная сеть, соединившая Казань со всеми уездными городами и многими селами, артезианские колодцы, обделанные бетоном родники, прекрасные здания ремесленных училищ и т. д. — все это было в значительной степени делом его инициативы и энергии", так напишет в своих мемуарах, будучи уже в эмиграции, председатель Казанской губернской Земской управы Николай Александрович Мельников. В своей книге "19 лет Земства" он так опишет Арцыбашева: "Он обладал острым, гибким умом, быстро схватывал, умел как-то сразу яркими крупными мазками изобразить точку зрения своего собеседника и оценить её заделовое значение, а затем выдвинуть и свой взгляд, часто неожиданный, оригинальный и всегда очень меткий. Его инициатива была безгранична, различные проекты неслись в его мозгу беспрерывной цепью. Всякое мероприятие он стремился развернуть сразу в широком масштабе, всё мелкое его отвращало, вызывало презрительное, брезгливое отношение. Он отличался редкой выносливостью и работоспособностью. Бывало, что подряд несколько дней и ночей он в любую погоду треплется по проселочным дорогам в тряской ямской таратайке, а затем, как ни в чём не бывало, прямо с дороги, направляется в Управу и работает там не только положенные часы, а до тех пор, пока его ближайшие сотрудники не замучаются окончательно и, потеряв всякую способность соображать, не взмолятся, чтобы он их отпустил". Таковы были достоинства Дмитрия Петровича. Но были и досадные недостатки, главное из которых это "болезненное самолюбие и склонность к оппортунизму. Первое развило в нем, может быть, и боязнь ответственности — болезнь, которой он страдал в довольно тяжёлой форме. Если в каком-нибудь из его начинаний уже ясно просвечивала удача, он всеми способами старался отгородиться от соучастников и показать, что дело сделано им единолично. Но достаточно было малейшей неудачи или какого-нибудь неприятного осложнения, он сейчас же съёживался, просил вместо него выступить в земском собрании, похлопотать у губернатора или в министерстствах. Совсем не из скромности, которая была ему несвойственна... Верить до конца ему было нельзя, полагаться на него было неосторожно".
Дмитрий Петрович женился на Вечковой Татьяне Порфирьевне - телефонистке телефонного отдела Земства, которое было в его подчинении. И вот как в городе отреагировали на его женитьбу : "По Казани пошел слух о необычайном событии: Дмитрий Петрович купил кровать с матрасом".
Брак Дмитрия Петровича с Татьяной Порфирьевной оказался удачным: "он сделался отличным семьянином, а его жена — очень скромная и неглупая женщина — оказалась хорошей матерью и толково воспитывала двух славных, живых мальчиков".
Сделав много для обустройства губернских дорог, упоминают Арцыбашева всегда только как организатора Первого городского зимнего автопробега по маршруту Казань — Лаишево — Шуран 2/15 января 1914 года.
Дмитрий Петрович, как представитель Земской управы, обратился к Земскому собранию с предложением профинансировать ограждение тракта от снежных заносов деревянными щитами. Выделенных денег хватило на обустройство только 80 км из 160. Для дальнейшего финансирования Арцыбашев предложил введение "дорожного взноса" для пользователей гужевого транспорта при въезде на тракт, огороженный щитами. Плата была 5 копеек, но для многих владельцев лошадок это тоже была сумма и они объезжали платную дорогу. Так Арцыбашев стал инициатором у нас в городе дорожного фонда с уплатой в него дорожного взноса для обустройства и содержания платных дорог.
1 января 1914 года отмечалось 50-летие Казанского земства. Приурочив к этой дате и с целью рекламы работы своего отдела и Земства, а также технического испытания тракта автомобильным движением, функциональности снеговой защиты, Дмитрий Петрович инициировал зимний автопробег.
Накануне автопробега для горожан был организован предварительный смотр автомобилей на Театральной площади и проверки их технического состояния перед пробегом. Для освещения этого мероприятия уговорили только одного репортёра из "Казанского Телеграфа", который и принял участие в пробеге. Арцыбашев обратился к представителям французской фирмы "Братья Пате" в Казани провести съёмку автопробега для показа на предстоящем Земском дорожном съезде.
По условиям автопробега, участник вносил плату 10 рублей, получал подробную схему пути. В авто ехал владелец - управляющий автомобилем, но вёл машину профессиональный шофёр или, как тогда говорили, шоффер. Пробег фиксировали члены комиссии контролёров из инженеров Земства.
Участников Первого зимнего автопробега в Казани было семь, восьмым, вне конкурса, был его организатор и командор Арцыбашев Дмитрий Петрович на служебном автомобиле земства "Бенц", который по условиям пробега нельзя было обгонять.
2/15 января в 9 часов утра все участники прибыли на стартовую площадку к Газовому заводу на Оренбурском тракте. Сейчас это место за Кazan Mall на Павлюхина, где в память о бывшем Газовом заводе - улица Газовая.
Погода -15 градусов. У некоторых автомобилей не было лобового стекла. Участники пробега надели несколько комплектов шерстяной одежды, поверх - меховая накидка, лицо, голова обмазаны толстым слоем вазелина. В 10 часов 15 минут первым стартовало авто Арцыбашева, затем, поочередно, другие авто с интервалом 3 - 5 минут. Выехав на направление Оренбургского тракта, проехав Архиерейскую дачу, участники выехали на почтовый тракт и дорогу, ограждённую щитами. По тракту стояли солдаты с флажками - махальные, показывали опасные участки дороги - заносы. Маршрут проходил из Казани без остановок через Столбище, Нармонку, Лаишево и финишировали в селе Шуран. Общий путь маршрута 87 км.
Первым финишировал автомобиль Арцыбашева. На пути были и крутые подъемы и затруднения в движении - обозы, подводы. Одна машина сошла с дистанции на маршруте Лаишево - Шуран. Впереди этого автомобиля шёл большой обоз, по сигналу шофёра они уступили дорогу, но лошадь, шедшая перед авто, сделала резкий поворот и поднялась на дыбы. Чтобы избежать столкновения, шофёр дал резкий ход назад и наехал на придорожную земскую тумбу, которая оказалась ко всеобщему удивлению очень устойчивой. Произошла серьезная авария, были разбиты оба тормоза и значительно помят кузов автомобиля. Автомобиль был доставлен в город самим владельцем. А для финишировавших в Шуранах был накрыт стол, откушав, участники отправились обратно в Казань, где их встречали горожане.
По мнению участников, организация автопробега была образцовой. И, главное заключение участников автопробега - зимнее автомобильное движение по грунтовым дорогам, защищенным щитами, вполне может существовать и развиваться дальше. Идея Арцыбашева реализовалась сполна, и 22 февраля 1914 года в Казани прошёл Второй зимний автопробег. Участие принимали уже и представители других городов, увеличен был взнос до 25 рублей и продлён маршрут Казань - Лаишев - Шуран - Мурзиха - Алексеевское. Накануне пробега в 9 часов утра три делегата комиссии проводили технический осмотр авто. Получившим допуск выдавался стартовый номер, который крепился спереди и сзади авто на видном месте. А осмотр проводился как раз на месте современного Толстовского сквера - "на улице Красной против Родионовского института", т.е. у дома Арцыбашева.
В заключении Второго автопробега его участник из Москвы отметил: "Прекрасная дорога, ничего подобного, например, между Москвой и Петербургом, нет. Желательны такие опыты и в дальнейшем».
В начале января 1914 года в кинематогрофе "Аполло" (в советские годы кинотеатр "Татарстан" на Баумана) в течение недели с аншлагом демонстрировался фирмой "Пате" «новый собственный снимок» - «Полный зимний автомобильный пробег по грунтовой дороге на Оренбургском почтовом тракте Казань - Лаишев - Шуран, организованный техническим отделом Казанской Губернской Земской Управы 2-го января 1914 года». Демонстрации шли и других местных кинематографах.
В первые месяцы после революции Дмитрий Петрович в сопровождении своих мальчиков "ходил по городу и продавал пирожки собственного изделия". Работал статистом. 13 сентября 1921 года Дмитрий Петрович был арестован ЧК, а уже 27 сентября был освобождён под подписку о невыезде. Тогда аресту могли подвергнуть и из-за дворянского происхождения. Дальнейшая жизнь этого человека, его семьи неизвестна. Многие "из бывших" старались жить незаметно. Скончался Дмитрий Петрович Арцыбашев в 1928 году. Что дальше было с его семьёй - неизвестно. Известно только, что его сын Петр 12 июня 1912 г. р. в августе 1942 года был призван на фронт Свердловским райвоенкоматом Казани, а район этот территориально - Волкова, Калинина, Вишневского и вниз Свердлова - Петербургская, Павлюхина, Аметьево и дальше по Оренбургскому тракту. Значит, в этом доме на Толстого или где-то рядом они не проживали. Гвардии старшина Арцыбашев Пётр погиб в декабре 1944 года.
В октябре 1998 года Арцыбашев Дмитрий Петрович был реабилитирован. Значит, есть потомки.
Такова история "оригинального человека и выдающего работника" - последнего владельца этого дома.
А обустройство трактов заградительными щитами особо было бы актуально в эту снежную зиму.
1, 2 фото - смотр машин перед автопробегом.
3, 4 фото - дом 68/25 по Б.Красной, у сквера Толстого.
Марина Сёмкина.