Кто такой Леонардо да Винчи? В мировую культуру Леонардо да Винчи вошел как универсальный человек — великий художник, скульптор, архитектор, инженер. Даже далёкий от искусства человек знает Мону Лизу. Сегодня зафиксирую свои знания о нем, которые получила при посещении галереии Уффицы во Флоренции. Затрону только его отношения с изобразительным искусством. И то частично.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано недалеко от городка Винчи. Впоследствии город прославился, дав гению фамилию. Его матерью была простая крестьянка, отцом — наследственный нотариус Пьеро. Брак между его родителями был невозможен из-за сословных предрассудков. Первые годы мальчик прожил с матерью. Отец женился на знатной женщине, но брак оказался бездетным, поэтому он взял в свою семью добрачного ребенка. Начальное образование Леонардо получил в своем городке. В университет путь ему был закрыт, но он всю жизнь занимался самообразованием и стал самым образованным человеком своего времени.
Видя художественные склонности сына, отец устроил его в мастерскую Андреа дель Верроккьо во Флоренции, которая была тогда интеллектуальным центром Италии. У своего первого и единственного наставника Леонардо изучал основы живописи, скульптуры, попутно освоил работу со многими материалами, получил навыки ювелирного дела. В возрасте 20 лет он получил квалификацию мастера в гильдии художников.
В 1476 году Леонардо и еще несколько молодых людей были обвинены в нетрадиционных связях. Да, да. И в те времена тоже велась борьба с этой напастью).Но свидетельствами это не подтвердилось, обвинения были сняты. Само событие повлияло на характер молодого человека. Он обиделся на весь мир то ли за то, что голословно обвинили, то ли за то, что посягнули на личную жизнь и дали понять, что он не вправе свободно выбирать , как ему жить.Его личная жизнь навсегда осталась скрытой, известно только, что он никогда не был женат и не имел детей. Вот ведь какой! А мог , наверняка, наследникам передать свой талант! Но, вот...обиделся.
Так как, будучи во Флоренции я больше интересовалась флорентийскими периодами жизни Леонардо, то про них и напишу.
Первый флорентийский период (1464–1482) стал периодом обучения, становления, периодом начала расцвета таланта Леонардо да Винчи. Итак, благодаря отцу, он попадает в крупнейшую художественную мастерскую того времени – мастерскую Андреа дель Верроккьо. Что такое в те времена мастерская?
В эпоху Возрождения подавляющее большинство произведений создавалось по предварительному заказу, с предварительной оплатой материалов и технологий, которые стоили в большинстве случаев гораздо дороже, чем труд художника. Так вот, мастерская Верроккьо – это для Флоренции второй половины XV в. идеально настроенный центр передовых технологий, бизнеса и искусства. Т.е. Леонардо оказался , как говорится, в нужное время, в нужном месте.
Леонардо был сначала учеником и очень долго оставался в его мастерской. Что касается остальных художников, Перуджино, Ботичелли и Гирландайо, то к 1470-м годам они уже имеют право самостоятельной работы, у них есть собственные заказы, которые документированы. Я просто в культурном шоке! Документированы!!! И до нас дошла эта информация, без компьютеризации и цифровизации!
Не будем забывать, что мастерская Верроккьо - это типа нынешних ООО или ИП, все ,кто там работали, работали в качестве высококвалифицированных ассистентов, участвовавших в выполнении тех или иных заказов. Логично предположить, что Леонардо участвует в создании произведений мастера. Историки в этом абсолютно уверены, потому что смысл наличия ассистентов именно в том, что они помогают мастеру в создании его собственных произведений. Все остальные функции – обучение и т. д. – вторичны и дополнительны.
В галерее Уффицы, находиться картина, которая является первой работой Леонардо. Но не вся его, а только фрагмент. Это пример работы артели))). Утверждается, что Леонардо принимал участие в создании алтарного образа «Крещение Христа», который был заказан Верроккьо в 1474 г. Всякие технические экспертизы подтвердили, что картину создавали, как минимум три человека. Леонардо принадлежит создание левого ангела и сделал он это так прекрасно, что Верроккьо с досадой пришлось бросить кисти и уже больше не заниматься живописью. Это история об ученике, превзошедшем своего учителя.
Есть ещё одна доказанная ранняя работа Леонардо в галерее Уффицы -"Благовещание ". Долго не могли приписать ее именно кисти Леонардо. Пока не появилась публикация (в 1907 г.) наброска руки ангела для «Благовещения» (хранится в оксфордском музее).
Первые работы художника были несколько плоскими. Он учился видеть перспективу и стремился создать объем.
«Первое намерение живописца – сделать так, чтобы плоская поверхность показывала тело рельефным и отделяющимся от этой плоскости. И тот, кто в этом искусстве наиболее превосходит других, заслуживает наибольшей похвалы." Это слова Леонардо, которые приведены в его трактате. Он работает с тенями, он переходит от темперы к масляным краскам, он превносит свои наработки в изображения.
Тогда как его соратники по кисти выпускали в свет один шедевр за другим. Рисовали на заказ, приглашались расписывать капеллы и храмы, которые позже сделают их всемирно известными мастерами, Леонардо не спешил доделывать свои картины. Он работал медленно и вдумчиво. Даже если получал заказ, не торопился с ним расправиться. Его занимало не только изобразительное искусство. Он интересовался буквально всем. Скульптура, рисунок, причём рисунки его были посвящены разным направлениям. Были рисунки совершенно законченные, оформленные.Наряду с ними в творчестве Леонардо появляются рисунки очень свободные и импровизационные, которые мы сегодня назвали бы скетчами, и доля этих рисунков увеличивается. И были ещё рисунки, которые можно назвать научными. Эта тема очень привлекала Леонардо. Он был изобретателем, инженером. Талантлив во многих сферах.
Но вернусь к картинам. Итак , он не спешил выполнять заказы. Недоделанные работы копились. И даже заказ Медичи на картину "Поклонение волхвов " остался незавршенным. К этой теме выставлялись особые условия. Такие, как достаточное количество персонажей , причём не должно быть повторения поз, положения рук и т.д., надо было учесть цвета родов и прочее.
Очевидно, у Леонардо было другое видение. Ему важно уже не столько разнообразие, сколько эмоциональное и композиционное единство всех фигур. Они должны находиться в некоем общем стремлении, в некоем общем послании, которое они несут зрителю. Леонардо нередко становилось очень комфортно в этом незавершенном состоянии картины.
Эх, как я его понимаю! Когда хочется и тем заняться, и этим. А в сутках только 24 часа.
Со временем стало понятно, что Леонардо нет смысла заказывать какую-то работу , не закончит. Так у величайшего художника в копилке его работ оказалось всего 13 картин.
Ну не был он по натуре бизнесменом. Соответственно, что делать в то время человеку, который не хочет вести художественный бизнес, а хочет посвящать свой досуг научным, аналитическим изысканиям? Он расширяеь круг научных интересов , который включит в себя и ботанику, и геологию, и гидравлику, и анатомию, и много-много всяких других научных областей. Какие были в то время альтернативы работе в мастерской в качестве главного художника-хозяина или в качестве ассистента, хоть бы и высококвалифицированного?
Альтернативой была придворная служба, которая гарантировала определенный заработок, избавляла художника от необходимости вести бизнес и обеспечивала ему определенный досуг. В этом смысле представляется вполне закономерным, что Леонардо, который отправляется с дипломатической миссией, порученной ему Лоренцо Великолепным, к Миланскому двору в 1482 году, там и останется. Следующий период, да и почти вся следующая жизнь Леонардо пройдет при различных дворах.
В последствии учёные поставили Леонардо да Винчи диагноз:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Об этом сообщает издание Science Alert.
По мнению исследователей, художник и изобретатель тратил чрезмерное количество времени на планирование идей, он также не мог довести множество своих замыслов до конца. У да Винчи отсутствовала самодисциплина и наблюдался недостаток сна, поскольку он часто работал по ночам.
У него вообще была своя система сна. Он спал по 15–20 минут каждые четыре часа. То есть всего в сутки получалось порядка двух часов сна. Разбивая график на такие небольшие отрезки, художник считал, что он по факту проживал более длинную жизнь. Т.е. 70 лет приравнивались к 100. При этом Леонардо да Винчи считал, что утренняя продуктивность в несколько раз выше вечерней, поэтому его часто упоминают, советуя перейти на режим жаворонка.
Ну не знаю ! По мне так лучше реально прожил бы 100 лет, чем вот это вот всё. А это всё привело его к инсульту и не к одному. Тогда называли мозговой лихорадкой. В итоге прожил гений 67 лет. Леонардо Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. И похоронен во Франции.
Теперь я знаю, чем болею🫢🙈. СДВГ.
В голове куча идей, некоторая куча уже стоит на половину сделанная, не законченная, и видимо так и простоит. А у меня уже в башке другие идеи бегают. Вот если бы были у Леонардо-да-Винчи дети, может я могла бы быть его прапрапрапрапрапра в степенях внучечкой.
Спасибо за прочтение. Надеюсь узнали немного новенького. Я не пишу о знаменитых шедеврах мастера , потому что я их не видела. Пишу о том, что видела и о чем услышала. Ещё раз убеждаюсь, что в музеи надо ходить с хорошим гидом.