Найти в Дзене

Средневековое такси для богатых — «человеческие носилки». Забавные и интересные факты

Оглавление

Если вы думаете, что в Средние века обеспеченные люди перемещались из точки А в точку Б только на лошадях или в каретах, то глубоко заблуждаетесь. Был еще так называемый транспорт для особо привилегированных людей, для элиты — паланкин. В классическом представлении паланкин — это небольшая, красивая, одноместная будка с окнами, удобным креслом внутри и шторками, закрывающими пассажира от взоров толпы, которую несут 2-4 крепких мужчины.

Родиной этого вида транспорта был Восток, так как изначально в таких «носилках» перемещались знатные женщины мусульманского вероисповедания либо другого вероисповедания со схожими требованиями, образ которых должен был быть полностью закрыт от взглядов мужчин.

Я предлагаю вашему вниманию несколько интересных фактов на эту тему.

-2

1. Критика простых людей

Далеко не везде паланкин приживался легко. Например, герцог Букингемский, начавший пользоваться этим видом транспорта в Англии чуть ли не первым в истории, в 1581 году, подвергся резкой критике не только со стороны простых англичан, но и в знатной среде. Тогда герцогу Букингемскому вполне себе справедливо вменялось обвинение, что он не нашёл ничего лучше, чем использовать в качестве тягового скота обычных людей.

Неизвестно, чем кончилась история в отношении конкретно герцога Букингемского, но уже в 1643 году Сондерс Данком, представляя паланкин лондонской знати в качестве одного из видов перемещения, вызвал восторг в этой среде и, как следствие, массовое распространение «человеческих носилок».

От полного отрицания до «модного принятия» в той же Англии прошло чуть больше полувека. И это несмотря на то, что на дворе вовсю развивалась и «здравствовала» эпоха Возрождения.

-3

2. Каршеринг и такси эпохи Возрождения

Тот же Сондерс Данком, о котором я упоминала в предыдущем пункте, довольно быстро осознал, что на изготовлении и прокате паланкинов можно неплохо заработать. Тогда в Лондоне появились специальные носилки, которые могли доставить пассажира в любую точку города в относительном комфорте и за небольшую плату.

К слову, именно тогда были определены строгие стандарты изготовления каждого паланкина, а также не менее строгое сочетание палитры цветов, чтобы наёмный транспорт сразу выделялся из частного потока. Так «паланкин-такси» окрашивался в чёрный цвет, имел свой порядковый номер на двери, а также должен был быть оснащён внутри мягким сидением.

Ещё одно требование — это три обязательных окна на три стороны, которые можно было закрыть специальными шторками, если было желание перемещаться по пространству инкогнито.

Можно сказать, что именно паланкин стал прообразом современного такси и каршеринга, ибо был сертифицирован, пронумерован и «снимался» в любой точке города наравне с извозчиками.

-4

3. Станции найма паланкинов

В какой-то момент времени развитие «проката» дошло до того, что лондонские законы начали обязывать паланкины базироваться в определённых местах-станциях для беспроблемного съёма пассажирами и отдыха самих носильщиков, которые вне заказов должны были набраться достаточно сил, чтобы совершить очередной марш-бросок.

У управляющих таких станций обязательно должна была быть лицензия на прокат стоимостью 3 шиллинга за 1 «носилки». Если допускался «выход на линию» нелицензированного кресла, то за это полагался разовый штраф в размере 13 шиллингов.

4. Пик популярности

Пик популярности паланкинов пришёлся на XVII-XVIII века, так как в ту пору улицы большинства крупных европейских городов представляли собой сплошное месиво из грязи, по которому не предстало перемещаться знатному человеку. Конечно, можно было использовать лёгкую коляску либо карету. Но свой собственный экипаж был делом дорогим и не всегда доступным, отчего паланкин, для недалёких перемещений, был самым популярным видом транспорта.

К слову, именно тогда у паланкина появился откидной верх, ибо многие европейские модницы той поры носили широкополые шляпы. Именно ради этих шляп и была предусмотрена откидная верхняя крышка.

5. Особенности регулирования движения

Поначалу подразумевалось, что паланкины являются полноценными участниками дорожного движения. Но люди, как ни крути, не могли конкурировать с конями, волами и прочими животными, тянущими повозки, либо всадниками, скачущими в гордом одиночестве.

В какой-то момент времени, из-за участившегося травматизма носильщиков, паланкинам всё-таки разрешили переместиться на тротуар, сделав их уникальными участниками пешеходного движения. Но с требованием — предупреждать пешеходов о своём приближении.

-5

6. Свой «гербированный» паланкин

Самые знатные люди, понятное дело, наёмными паланкинами не пользовались. Вместо того они имели свои собственные носилки, которые непременно украшали фамильным гербом.

Также варьировалось и количество самих носильщиков. Например, некоторые особо знатные дворяне совершено не стеснялись ставить по человеку на каждую ручку, а то и по два для подстраховки. Причём нередко эти носильщики выполняли функцию личной охраны знатного лица.

Если всё-таки возникала необходимость воспользоваться наёмным транспортом, на станцию паланкинов отправлялся лакей. И в том же Лондоне указанного времени нередко можно было встретить картину, когда по улицам метался человек и громко кричал: «Стул! Стул»! — в поисках свободного кресла для своего господина.

-6

8. Тарификация проезда

«Договориться» о стоимости проезда было невозможно. Например, в том же Эдинбурге в 1768 году была строго зафиксирована цена за проезд:

  • в пределах города — 6 пенсов;
  • за полумилю от города — 1 шиллинг и 6 пенсов;
  • съём на целый день — 4 шиллинга.

В разных городах плата была разной, но везде — строго тарифицированной.

Предусматривались варианты и длительного съёма паланкина. Например, если транспорт снимался на сутки и более, то к нему предоставлялась «дополнительная опция» в виде специального мальчика, который нёс факел перед экипажем.

Ещё один мальчик мог исполнять роль связиста, чтобы докладывать руководству станции о том, куда пошёл экипаж и в какое время ждать его возвращения.

10. Особые паланкины города Бат

В Англии есть город с очень коротким и незамысловатым названием — Бат. Но именно в этом городе, так уж сложилось исторически, в XVIII веке были самые узенькие улочки и проспекты. Именно поэтому, несмотря на общую стандартизацию размеров и параметров, в этом населённом пункте паланкины изготавливали по особым чертежам, значительно укоротив шесты для носки и снизив общий вес конструкции.

При этом необходимость продолжения использования паланкинов в Бате даже не обсуждалась, так как в город постоянно прибывал поток больных людей, желающих отдохнуть и подлечиться в местной больнице-санатории. Именно поэтому паланкины были неотъемлемой частью местной «системы здравоохранения».

11. Минимум требований к носильщикам

Сами по себе «носилки» были «закованы» в строгие параметры от и до. А вот к носильщикам не предъявлялось каких-либо специальных требований, кроме самых общих рекомендаций при найме. Лишь бы кандидат на должность был терпелив и вынослив, а остальное приложится.

К слову, так сложилось традиционно в Англии, что карьеру носильщика чаще всего делали представители Высокогорной части Шотландии, так как именно оттуда приезжали самые сильные жители Британских островов.

-7

12. Летняя и зимняя униформа

И у председателя станции, и у обычного носильщика, и даже у мальчика факелоносца была специальная форма, представленная синей туникой либо сюртуком, а также чёрными бриджами, белыми чулками и туфлями с пряжкой.

Голову всегда украшала треугольная шляпа, а сама форма менялась два раза в год — с зимнего на летний вариант и обратно.

13. Отборная брань на станциях

Из-за того, что на станциях зачастую скапливалась огромная масса «бравых горцев», в отличие от кавказских народов Российской Федерации, представители Высокогорной Шотландии правилам поведения в обществе и манерам обучены не были, равно как не являлись носителями каких-либо древних традиций поведения. Именно поэтому на английских станциях царила атмосфера, которая часто затмевала собой «портовую» — отборная брань, скабрёзные штуки и драки.

Впрочем, когда приходил клиент, все склоки немедленно стихали.

14. Пить можно, не нести — нельзя

Никто из председателей станции и носильщиков доподлинно не знал, как быстро «нарисуется» очередной клиент. Поэтому на станциях часто выпивали. Но при этом соблюдалось важное правило, которое граничило с вопросами чести организации — если клиент всё-таки пришёл, то донести его до адреса ты попросту обязан, несмотря на своё текущее состояние!

15. «Смерть» паланкина — асфальт и брусчатка

Самое интересное, что такой вид транспорта, как паланкин, исчез самым естественным образом, так как большинство европейских городов попросту покрыли свои улицы брусчаткой и асфальтом. Когда перемещаться по пространству большинства европейских городов стало чисто и удобно, паланкин начал уходить в прошлое. А когда к концу XIX века завершился процесс расширения основных улиц — окончательно канул в Лету.

Если вам понравилась статья, не забудьте подставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы.