Часть первая: историческое введение.
Вступление:
Для того, чтобы начать повествование, необходимо разобраться с терминологией и базовой теорией.
Сразу стоит сделать оговорку, что данный материал в том числе рассчитан и для школьников. Пожалуйста, не стоит слишком остро реагировать, если вам «Открыли Америку».
Для начала, проведём краткий исторический экскурс по классам и их политической борьбе за контроль над средствами производства (классовой борьбе).
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.
В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия,- целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века - феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов - еще особые градации.
Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.
Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат.»
<Манифест коммунистической партии>
«Тогда кто такие буржуа и пролетарии?»
если очень коротко, то:
Буржуа считаются все у кого есть средства производства в частной собственности (предприятия, земля и тд), которую они используют для извлечения прибыли, используя наёмный труд либо собственный.
Отсюда несложно понять, что пролетарии соответственно это эксплуатируемые наёмные рабочие, у которых нет в частной собственности средств на средства производства.
Как мы увидели выше и сами знаем, что на место феодализма пришёл капитализм как новаторская экономическая формация. Можно сказать, что его исторической миссией было уничтожить и заменить все проявления феодализма, насаждая рынок, право и наёмный труд. Так, мы плавно к теме образования наций.
Ничего не появляется просто так, в человеческом обществе особенно, все есть как минимум экономическая причина. Все нации образовались с начала 19 по начало 20 века. «Стой, но о русских говорили ещё при Иване Грозном, а тогда никакого капитализма у нас не было». Здесь нам понадобится определение нации, которое дал Сталин:
«Нация - это исторически сложившаяся общность языка, территории, экономической жизни (связанности) и психологического склада, проявляющегося в общности культуры»,
«Ни один из указанных признаков, взятых в отдельности, недостаточен для определения нации… достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией»,
таким образом евреи (за исключением израильтян) не представляют из себя единой нации, ведь несмотря на общий психологический склад, проявляющийся через общность культуры, они не имеют общей территории и экономической связанности. Тут мы должны поговорить о разнице между народом и нацией.
Сегодня разница между этими двумя понятиями очень размыта, если вы откроете условную википедию и начнёте искать «народ», то обнаружите немного перефразированное выше определение. Поэтому давайте разбираться через исторический и экономический контекст.
Народ или этнос - это исторически сложившаяся большая общность людей, объединённых единством происхождения, территории проживания и культуры (прежде всего языка).
Как мы видим это немного отличается от определения нации, а именно отсутствием общей экономической жизни. Тут мы подходим к тому, почему именно буржуазия порождает нации.
При феодализме, из поколения в поколение основным хозяйством является сельское или аграрное. Тут мы имеем феодала и его крестьян, орудия труда и быт которых не меняется веками, при таких экономических условиях, их этнос не играет никакой роли.
Далее появляется буржуазия, которая начинает либерализировать общество и законы, для создания более благоприятной для себя почвы, и конечно они начинают рваться к власти, чаще всего революционным путём (Великая французская буржуазная революция, как пример). Далее, образуются товарно-рыночные отношения, которые территориально, экономически сплачивают этносы (или даже множество этносов, если рассматривать американскую нацию), так появляются нации, их национальные экономики и национальные элиты.
Вышеперечисленное повышает национальное самосознание, что позже перетекает в буржуазный национализм. Это закономерный процесс, почти все нации сложились по вышеупомянутому механизму.
«Буржуазия все более и более уничтожает раздробленность средств производства, собственности и населения. Она сгустила население, централизовала средства производства, концентрировала собственность в руках немногих. Необходимым следствием этого была политическая централизация. Независимые, связанные почти только союзными отношениями области с различными интересами, законами, правительствами и таможенными пошлинами, оказались сплоченными в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей.»
<Манифест коммунистической партии>
«…возникла и окрепла уже другая историческая сила, великорусский капитализм, который делает прогрессивную работу, централизуя экономически и сплачивая громадные области.»
<О национальной гордости великороссов> В. И. Ленин.
Часть 1, что такое нация и как она сложилась исторически