Найти тему
Крымская газета

Что нельзя делать очевидцам ДТП, спасение в горах и на воде, курьезные случаи на работе: будни спасателя

Фото из личного архива героя публикации
Фото из личного архива героя публикации

Сегодня из огня да в полымя, завтра выезд к человеку, затерявшемуся в глубине тёмного леса... Фёдор Спильный, спасатель второго класса Симферопольского аварийно-спасательного отряда «Крым-СПАС», рассказал о нелёгкой службе
и удивительных случаях.

ВОЛЕЮ БЕСПЕЧНОСТИ

– Часто ли к чрезвычайным ситуациям приводит банальная беспечность?

– Безусловно, многие проблемы люди создают себе сами. Отправился человек за грибами, не имея какой-либо подготовки, оделся не по погоде, не заручился навигатором и пауэрбанком и, конечно, заблудился в горно-лесной местности. Примером беспечности может послужить история, когда 13-летняя крымчанка от нечего делать просунула голову в перила. В другой раз молодой человек решил просунуть ногу в батарею, которую пришлось ломать, предварительно отключив отопление. Дети вообще любят засовывать руки куда ни попадя. Так, девочка семи лет затолкала палец в автоматический дверной замок электромобиля. Его затянуло по вторую фалангу. Пришлось резать дорогущие двери и аккуратно разбирать замок. Главное, что ребёнок остался здоров. Один из моих последних выездов состоялся к 40-летнему мужчине, сломавшему ногу (зафиксирован перелом большеберцовой кости), катаясь на «ватрушке» на Петровских скалах. Скорая помощь при отсутствии проезда не могла его эвакуировать. Впрочем, это распространённые случаи – пять-шесть вызовов в день. А вот в новогодние праздники всё прошло тихо: крымчане сидели дома и ели салаты.

– Вспомните необычные ситуации или курьёзы, которые происходили во время работы…

– Запомнился ребёнок, застрявший головой в детском стульчике. Мать в панике, не сумев вызволить его, позвала нас на помощь. Пока мы разрезали стульчик, мальчишка не то что не волновался – он не отрывался от мультиков и даже не смотрел на нас! «Ходят тут дяди у меня по квартире, режут мебель. Пусть ходят».

Однажды в квартире закрылся ребёнок. Если мать вела себя абсолютно спокойно, то отец двухметрового роста сильно волновался. Надо отметить, что мы находились поблизости и приехали за четыре минуты, но ему это показалось вечностью. Кричал, ругался матом, был уверен, что ребёнок в большой опасности. Прежде чем приступать к вскрытию замка, я без всякой надежды постучал в дверь. Нам тут же открыла маленькая девочка, которая заспанными глазами с интересом рассмотрела всех, после чего спокойно поинтересовалась: «А что случилось?»

– Можно ли выделить наиболее распространённые причины вызова спасателей в Крыму за последний год?

– 85% вызовов – бытовые. Просят помочь со вскрытием дверей для полиции или скорой помощи, которая не может попасть к пациенту. Но мы выполняем практически все работы, начиная от водолазных, заканчивая ДТП и поиском пропавших в горах. Так называемый шторм века отпечатался на статистике: разбирали аварийные деревья, если коммунальные службы не успевали это сделать своими силами, помогали «Крымтроллейбусу» чистить контактную линию, занимались эвакуацией населения. Выезды зимой чаще связаны с погодными условиями. Вспоминается, как, радуясь снегу, туристы с детьми отправились на экскурсию по Мраморной пещере. Туда поднялись без проблем, а на обратном пути попали в метель – машина застряла в снегу.

СПАСАЯ ОТ ДОБРЯКОВ

– С какими мифами связана ваша профессия?

– Некоторые думают, что спасатели сидят на базе, ничего не делают и получают огромную зарплату. Это не так. Например, при ДТП встаёт задача безопасно извлечь человека из автомобиля. Прежде чем мы приступим к работе, скорая помощь должна ввести обез-боливающее. Дожидаться эффекта необходимо 10-15 минут, иначе можно привести к болевому шоку. Но для очевидцев это выглядит так: скорая помощь работает, забоится о больном, а спасатели ходят вокруг и лентяйничают, в крайнем случае обломки убирают.

Кстати, существует заблуждение, что пострадавшего в ДТП важно немедленно извлечь из автомобиля. Часто наблюдал, как «добрые» водители, увидев аварию, воодушевляются: «Эх, сейчас мы тебя вытащим!» Нет, для безопасности вынимать пострадавшего можно только на спинальном щите. Однажды минут 15 я буквально боролся с водителями, которые пытались достать пассажира из перевернувшихся «Жигулей». С переломом позвоночника попытки вытянуть его привели бы к инвалидности. Нельзя переворачивать и сам автомобиль. Был свидетелем того, как десять человек вернули автомобиль в исходное положение, после чего водитель скончался.

– Приходилось спасать детей?

– С малышами работать, к счастью, приходится нечасто. Самые сложные случаи я стараюсь не пропускать через себя. Например, когда мы проводим водолазные работы, живых спасать не приходится – занимаемся поиском и подъёмом тел. Самое трагичное – утонувшие дети. Это тяжело переносится как родственниками, стоящими на берегу, так и спасателями. Дети ведь не успели даже сделать ничего плохого в этой жизни…

Иногда звонят перепуганные родители, которым ребёнок не открывает двери. В большинстве случаев он спит сладким сном или сидит в наушниках, смотрит сериал, играет в игры.

Два года назад в центре Симферополя подростки 14-15 лет вышли на мост, чтобы посмотреть на Салгир. В этот момент уровень воды поднялся настолько быстро и высоко, что дети оказались заблокированными. Мы соорудили верёвочные перила и перенесли их на берег. Это рядовые рабочие будни. Но десятки наблюдателей на берегу ещё долго делились видео.

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС…

– Считается, что крымские горы невысокие и лёгкие для восхождения. Но и в них происходит много несчастных случаев. С чем это связано?

– Это ошибочное мнение, что наши горы маленькие и безопасные. К посещению природы горно-лесной зоны подходить надо с умом, рассчитывать свои силы. Весомая часть травм связана с селфи. Например, три года назад мы эвакуировали девушку на границе Симферопольского района и Большой Алушты. Туристка подошла к самому краю скалы, чтобы сфотографироваться с красивым видом на море. Падая, она пролетела около 40 метров, а это 13-15 этажей! Девушка сломала обе ноги, но осталась жива! Далеко не все похожие истории заканчиваются благополучно.

Часто вызовы поступали из Долгоруковской яйлы и пещер Караби-яйлы. Для сбора грибов популярно Симферопольское водохранилище – там же, в большом лесу между селом Строгановкой и самим водохранилищем, достаточно часто теряются люди. 10-15 лет назад туристические тропы маркировались указателями с номерами маршрутов. Двигаясь по ним, можно было выйти в населённый пункт. А сегодня такие указатели почему-то крайне редко встречаются.

– Какие киноклише о вашей работе далеки от правды?

– Фильмы про спасателей рассчитаны на обывателей. Как-то включил сериал «Пять минут тишины» и на первой же серии выключил. Представьте: по сюжету спасатель отрезал пострадавшему ногу пилой. Никто этого делать никогда не будет – человек тут же умрёт от болевого шока. Кроме того, находясь на смене, мы пользуемся автомобилями, укомплектованными специальной техникой для конкретного случая, например, горно-лесной зоны. Поэтому как у героев, которые пошли в отпуск, но продолжили попадать в различные переделки и спасать жизни, не получится.

– Как вести себя, если оказались в горах во время пурги или тумана?

– Ещё перед выходом важно позаботиться о подходящей для таких прогулок одежде и обуви, иметь при себе спички, пауэрбанк и навигатор. Обязательно предупредить родственников о поездке. После того как позвонили спасателям, нельзя уходить с места. Вспоминается заблудившийся мужчина, который подробно описал своё местоположение. Мы приехали, а его и след простыл. По телефону отвечает: «А я тут где-то в лесу. Мне стало холодно, и я пошёл». Если вы чувствуете, что замерзаете, разведите костёр, ходите по кругу или приседайте. Старайтесь не совершать лишних звонков, чтобы сократить расход заряда. Лучше повремените с разговором с двоюродной бабушкой.

Диана МАСЛОВА