Найти тему
Давай почитаем

Лия Стеффи и Александр Полярный: что не так с молодежной русской литературой?

Оглавление

Способна ли современная литература породить новых классиков? Есть ли среди нынешних популярных авторов новое солнце русской прозы или поэзии? Это вопросы, которым задается каждый книголюбитель, не находя на них ответы. Ведь в стоге сена всегда можно найти ту самую заветную иголку, которая все перевернет. Но что не так с молодежной русской литературой? Или все, наоборот, так, как должно быть?

Дисклеймер:

В статье высказано сугубо мое личное мнение, касаемое определенных произведений. Вы можете быть согласны со мной, а можете захотеть хорошенько мне врезать. Это нормально. На вкус и цвет фломастеры разные.

Современная литература — это с какого года?

Современный этап русской литературы начинается с 1985 года — начало перестройки и период гласности. Авторы, творившее в это время, уже считаются современными. Однако многие подростки готовы поспорить с этим заявлением, ведь для них в книгах Пастернака нет ничего современного. Они не находят в этом себя, а те реалии считают слишком далекими от их собственной действительности. Поэтому молодые ребята так открещиваются от той современной литературы. В их понимании современная — это с начала 2010-х годов.

Сегодня мы поговорим как раз-таки о современных авторах. Современных, по рамкам молодежи. И попробуем разобраться, действительно ли все так плохо или ситуация такая, какая должна быть на самом деле?

Откуда растут ноги у современных книг?

В прошлой статье мы с вами разбирались, что такое Young Adult и как он вообще появился. И я упомянула, что многие современные книги родились из фанфиков. Давайте вспомним, что это такое.

Фанфики — это литературное произведение по уже готовому материалу: фильм, книга, видеоигра или манга. Обычно в истории вовлечены уже существующие персонажи. Некоторые авторы переписывают канон, некоторые придумывают совершенно новые сюжеты с уже готовыми персонажами. Зачастую в фанфиках делается упор на романтические отношения, однако на специализированных сайтах можно встретить и работы по направлению «Джен» — в них упор делается на развитие сюжета.

— Ты улыбаешься телефону. Парень пишет? — Я читаю фанфики
— Ты улыбаешься телефону. Парень пишет? — Я читаю фанфики

Однако существуют фанфики, которые не написаны по существующему материалу. Автор самостоятельно разрабатывает сюжет, лор, сетку персонажей, прописывает мир и каждого героя в отдельности. И такие работы либо набирают бешеную популярность, либо в итоге теряются в бесконечном количестве материала. Примеры фанфиков, перешедших в книгу: «Лето в пионерском галстуке» и «Орлеан». И, если вы читали, то должны знать, как сильно отличаются книги друг от друга. Одну хочется долистать до конца, другую — поскорее закрыть. Про какую из книг я говорю — решать вам.

Отсюда вытекает первая проблема молодежной литературы. Публикация на сайтах не несет объективной оценки произведения, потому что зачастую на них можно встретить еще совсем юную и неискушенную книгами аудиторию. Они могут продвинуть действительно слабый текст в массы, что в будущем повлечет за собой публикацию фанфика в виде книги.

Молодежная литература — какие-то проблемы?

А проблемы есть. Давайте попробуем расфасовать это все по полочкам:

  • Слабая система персонажей. Клишированные, однотипные, скучные. Очень часто среди главных героев встречаются самые настоящие клише, от которых зубы сводят. Забитая серая мышь и крутой герой-качок? Дайте каждого по два.
  • «Дырявый» сюжет. В погоне за собственной фантазией, можно в итоге остаться в числе отстающих. Поэтому некоторые сюжеты хочется сесть и зашить иголкой с ниткой, как дырявые носки. Как герой мог прийти к сестре, если она якобы пропала в начале книги? А почему они оказались в деревне, если в лоре сюжета присутствуют только большие города? Много вопросов, мало ответов.
  • Пустые романтические линии. О да, это вам не слоуберн (Медленное развитие отношений). Тут такая безосновательная любовь с первого взгляда, о которой мы все мечтали в тринадцать лет. Химия между персонажами? Нет, не слышали.
  • Плохо прописанный лор. Это также относится к «дырявому» сюжету. В мире фэнтези вдруг может внезапно появиться новенький Мерседес, а в кибер-панке вдруг не оказаться крутых навороченных костюмов. Логичное построение мира? Какое логичное построение мира?
  • Слабый язык. Это мое любимое. Иногда хороший сюжет ликвидируется скудным языком. Миллион местоимений вместо имен героев, то самое «шатен» , «кареглазый», «низкорослый» и многое другое. А еще ошибки… Больше ошибок богу ошибок!

И это я выделила только те факторы, которые особенно сильно бросаются в глаза. Я не литературный критик и не стала копать глубоко, уходить в философию, мотивацию, концепцию и скрытые замыслы. К сожалению, их, если честно, почти не встретишь.

А в итоге-то что?

А в итоге мы имеем очень двоякую картину. Потому что среди угля можно найти и настоящий алмаз, если хорошенько поискать. Просто нужно быть чуть более критичным и начитанным, чтобы понять, что вы жуете — клубнику в шоколаде или обертку от конфеты.

Современная русская литература развивается так, как должна. Да, у нее полно своих проблем. Но некоторые авторы умело купируют и слабых персонажей, и дыры в сюжете. Все развивается — что-то быстрее, а что-то медленнее. Со временем, современная русская литература выйдет на новый уровень, но выше классики ей, конечно, не прыгнуть.

Да и к тому же, для каждого предложения найдется свой спрос. На Лию Стеффи же нашелся.