Найти в Дзене
Пикабу

«Где же вы раньше были?»

На уходящей волне постов о докторах, которые «ругают» пациентов, хочу поделиться своим профессиональным мнением.

Высказавшиеся люди говорят о российской медицине, а я родился и живу в России, поэтому хотелось бы начать с русского менталитета. Все мы знаем, что у русского характера, есть огромное количество достоинств, которые можно долго перечислять, и есть у него достаточно интересная особенность, так называемая, «противоречивость русской души», о которой писал философ Николай Бердяев. Он писал, что русскому характеру свойственная антиномичность. Если коротко, то это о метаниях от одной крайности к другой.

Большинству знаком анекдот, что у врачей в поликлинике только два диагноза: «Чего припёрся, если ходить можешь? и «А где ж ты раньше был?. Это как раз к названию моего поста. Ещё есть анекдот, что у русских две болезни: ху*ня и пи*дец. Пи*дец не лечится, а ху*ня сама пройдёт.

Не на пустом месте появилось и стихотворение Фёдора Тютчева «Умом Россию не понять» Иногда сложно осознать всю широту русской души. Это не всегда удаётся даже тем, кто с детства живёт в России.

Я и сам люблю крайности, порой бываю слишком категоричен, но стараюсь работать над собой. В своей практике я произносил фразы: «Само пройдёт», «Так это возраст», «Почему раньше не пришли?, «Рожали?. Разумеется, не всем и не в любой ситуации я подобное говорю. В отрыве от контекста и в такой укороченной форме эти фразы звучат особенно жутко, но они могут применяться к месту.

Многие женщины слышали фразу: «Вот родишь и всё пройдёт». Есть и противоположная: «А чего ты хочешь? Ты же рожала!. Мне, как проктологу, известно, что геморрой может возникать во время беременности и после родов. И я, как врач, обязан спросить, сколько у пациентки было беременностей, родов, собирается ли она снова рожать. От этого может зависеть принятие решения о дате плановой операции.

А когда пожилой пациент с длительно незаживающей раной стопы начинает сравнивать себя с внуком, у которого ссадина зажила за неделю, я объясняю, что «это возраст». У пожилых людей, имеющих сопутствующую патологию, например, сахарный диабет, раны заживают проблематичнее. Чем старше человек, чем больше у него сопутствующих, тем дольше восстановительный период, а на ноге раны заживают медленнее, нежели на руке, такова жизнь.

Больного, у которого огромная гематома на всё туловище, необходимо обследовать, исключить острую патологию, назначить ему лечение. Но что назначить взрослому здоровому мужику, который показывает мне синяк на плече, размером с копеечную монету? Можно, конечно, порекомендовать пару безвредных «фуфломицинов», йодную сетку, гепариновую мазь, витамины и, какой-нибудь, «глицинчик», а для солидности полирнуть всё это капельницей с физраствором, но я не люблю таким заниматься. Во-первых, это пустая трата денег, во-вторых, это дискредитирует меня, как врача. Потому что следующий доктор, у которого окажется данный пациент, может не понять, что я назначил всё это не по медицинским соображениям, а чтобы успокоить ипохондрика. Конечно же я скажу такому больному: «Само пройдёт», поймав на себе его разочарованный взгляд. Лучше я ничего не назначу и буду выглядеть дураком в глазах пациента, нежели выпишу ерунду и буду выглядеть дураком в глазах коллег.

У полиции, кстати, тоже есть интересная фраза: «Когда убьют, тогда и приходите». Она в любом контексте звучит дико. Я не могу её оправдать, но если бы мы услышали объяснение от полицейского, то, вероятно, приблизились бы к пониманию. Однако, даже если полиция в 9 из 10 случаев приезжает на мелкий бытовой конфликт без применения силы, это не повод бездействовать и ждать, пока физическое насилие произойдёт.

Может быть мой пост выглядит, как оправдание, «плохого полицейского», но это логичное объяснение того, для чего врачи иногда задают «бестактные» вопросы. Если это делается без издёвки, то в медицине запретных тем просто нет. Любой нюанс может очень сильно повлиять на исход лечения.

Казалось бы, нелепо задавать вопрос о «пассивном» применении дилдо солидному мужчине с геморроем, который стал отмечать жалобы на фоне тяжёлого физического труда во время субботника на тёщиной даче. Что тут может быть непонятного? Перетрудился, вот и вылез геморрой! Это понятно, разумеется, тяжёлый физический труд может стать причиной геморроя. Но когда я спросил про дилдо, пациент во всех красках рассказал, как развлекается со своей женой и даже не связывает это хобби со своей болезнью. Мной было рекомендовано отказаться данного увлечения или, хотя бы, делать это реже, соблюдая технику безопасности. Инструктаж провёл. А если бы я не спросил, то и не узнал бы, что задний проход пациента используется не по назначению, и не дал бы ценных указаний.

Возвращаясь к теме поста, я нередко спрашиваю: «Где вы раньше были?. И делаю это не для того, чтобы самоутвердиться, а по конкретной причине, которую попробую объяснить на примере реального пациента.

Когда на приём приходит взрослый человек с флегмоной на всю руку и, во время разговора, я выясняю, что более десяти дней назад он, в состоянии алкогольного опьянения, ударил кулаком по стеклу, получил резаную рану пальца, никуда не обращался, не привился от столбняка, не обрабатывал рану, а вместо этого просто десять дней ждал, когда «само пройдёт», видя, что становится только хуже, и, обратился ко мне, когда инфекция распространилась на всю руку, я задам человеку вопрос: «А почему вы раньше не обратились?, который преследует две цели.

Первая цель моего вопроса в том, чтобы узнать реальную причину: насильно ли его удерживали, лечился ли он до меня у «народных целителей», здоров ли он психически, отказала ли ему скорая помощь. Это всё необходимо как для диагностики, так и для лечения. Это важно и для выявления противоправных действий, которые могли привести к болезни пациента. По ходу разговора всегда раскрываются дополнительные подробности, о которых пациент забыл или умолчал, либо такие, которым он не придал значения.

Вторая цель моего вопроса в том, чтобы донести до больного, что если бы он пришёл в травмпункт своевременно, то ему зашили бы рану, сделали бы прививку от столбняка и назначили бы лечение. Через неделю он был бы здоров. И даже если бы он пришёл ко мне спустя несколько дней с небольшим осложнением в виде абсцесса кисти, риск смертельных осложнений был бы минимален. Но то, что больной почти две недели бездействовал, привело к флегмоне предплечья и плеча. В дальнейшем пациент может лишиться руки или умереть от сепсиса. И если такое случится, я хочу, чтобы больной знал, что он сам довёл себя до такого состояния, а не я. Пациенты любят обвинять врачей по поводу и без. Когда у него «отвалится рука», он не будет искать причину в себе, он будет писать на сайт Минздрава, что «криворукий убийца в белом халате» покалечил его, еще и приукрасит, что врач даже давление не померил и халат у него был мятый.

Про «давление», кстати, я тоже анекдот знаю. Бог решил навести порядок в российской медицине. Спустился на землю врачом в поликлинику. В коридоре стоит большая очередь. Заезжает в кабинет инвалид в кресле. Бог возложил на него руки и говорит: «Встань и иди!. Пациент встаёт и выходит. Очередь в коридоре интересуется: «Ну как новый врач?. Пациент отвечает: «Да как и все. Даже давление не померил».

Но это уже не связано с менталитетом, это общемировая тенденция потребительского отношения. Сейчас во всём мире врачей считают обслугой, пандемия давно уже позабыта.

Я читал пост, где врач пишет, что нельзя задавать вопросы в духе: «Как же вы так запустили?, так как всё уже произошло и это не родит доверия пациента, это не поможет, это только самоутверждение на фоне больного человека.

Не надо путать заинтересованность нормального врача и издевательства некомпетентного проходимца. Коновалов среди нас хватает. Если врач глумится над пациентом, то он не врач, а преступник. О каком самоутверждении вообще может идти речь, если я свою единственную жизнь положил на то, чтобы стать врачом? Это самая благородная, гуманная, необходимая профессия. Я всю сознательную жизнь учился. И буду учиться до пенсии. Я ночевал в больницах, терпел тяготы и лишения своей профессии. Мне звонят пациенты в любое время суток, без выходных и отпусков. Я испытываю любовь и сострадание к больным. Всё это я делаю, потому что хочу помогать людям. Это моё призвание. Я имею право задавать абсолютно любые вопросы своему пациенту, потому что преследую благую цель.

Пост автора DoctorGuseynov.

Комментарии к посту на сайте Пикабу.