И снова про реставрацию, про покровный лак: старый, потемневший.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Понедельник - день тяжёлый, поэтому статья сегодня лёгкая, развлекательная, посмотрим фотографии картин, жёлтых и не очень.
Лаковая плёнка на картине это не часть живописи, а защитный слой. Она предохраняет живопись от атмосферных явлений, от повышенной влажности, от пыли и копоти. Последнее особенно актуально было до появления электричества. Но сам лак с годами стареет и теряет свои свойства. Лаковая плёнка, теряя прозрачность, начинает напоминать мутное стекло:
На фото выше в правом верхнем углу - красным крестом отметила помутневший, разложившийся лак. На остальной поверхности лаковая плёнка регенерирована, ей возвращены прозрачность и блеск. О регенерации лака расскажу вам в отдельной статье, это серьёзная практическая тема, а у нас - понедельник.
А ещё лак со временем приобретает жёлтый:
...тёмно-жёлтый:
...а иной раз коричнево-желтый цвет:
Жёлтый лак до неузнаваемости искажает авторский колорит. Я время от времени рассказываю об этом на канале и показываю фотографии картин до, в процессе и после удаления лака.
Постоянные читатели, кто давно следит за статьями на канале, уже хорошо знакомы с этой темой, уже имеют "насмотренность". Что это с дамой слева, в левой части коллажа? Дама питалась одной морковкой или это художник - дальтоник? Это просто пожелтевший старый лак, а под ним - сияющая здоровьем, нежная, тонкая, с лёгким румянцем молодая девушка, со здоровым цветом лица.
Многие уже натренировали глаз воспринимать эту желтизну и серый оттенок стойких поверхностных загрязнений не как компонент живописи, а как чужеродный цветной фильтр, который мешает воспринимать цвета , оттенки, мелкие детали композиции. Фото ниже - портрет до и после реставрации, и колоссальное изменение колорита произошло благодаря удалению старого лака.
Люсия Элизабет Вестрис, урождённая Бартолоцци — английская театральная актриса и оперная певица, а также первая в Англии женщина-режиссёр и антрепренёр. На фото ниже - процесс удаления лака:
Как это часто случается, выражение лица, глаза на портрете после расчистки изменились, смотрят веселее, в них блики заиграли.
Блики белильные, как положено, и нежный румянец тоже появился и в целом, в лице - объём.
Коллаж, лицо Люсии-Элизабет до и после расчистки:
На обложке к этой статье вы видели фрагмент портрета юного принца Уэльского Генри Фредерика (1594–1612), так и не ставшего королем. Он был первым за много десятилетий наследником английского престола с неоспоримыми правами на трон, первым для Англии "протестантским принцем" (сыном Иакова Шотландского и Анны Датской), был назван в честь своих дедов-протестантов.
На него возлагали свои надежды сторонники казненного графа Эссекса: Генри — будущий "английский Геракл", он возобновит войну с Испанией, остановленную его отцом, и сокрушит католические державы Европы.
Действительно, Генри очень увлекался мореплаванием и военными науками. Умный, начитанный - любовь к науке Генрих унаследовал от отца. Сильный и крепкий - в шестнадцать принц выглядел уже совсем взрослым. От отца же к нему перешёл интерес и к военным упражнениям - в верховой езде, стрельбе из лука, во владении оружием принцу не было равных. Но все надежды рухнули после его внезапной смерти от тифа в возрасте восемнадцати лет.
На нашем фото ниже - юный принц в возрасте 10-12 лет, портрет после реставрации даёт нам возможность изучить черты его, ещё детского, лица, фасон и детали костюма, шляпы, тончайшего прозрачного воротника, изящное кружево, золотое шитье, воздушные страусиные перья плюмажа.
Но у зрителей не всегда была такая возможность. Ещё недавно картина выглядела иначе. Портрет попал в реставрацию, покрытый многочисленными слоями мастичного лака, который, к счастью, является смоляным и обратимым, и без вреда для нижележащей живописи был удалён реставраторами.
Перенесемся на двести лет вперёд, в середину 18-го века. Следующий пример расчистки и не-расчистки увидим на живописи Гая Хэда (род. ок. 1760 -1800), британского художника. Он прожил недолгую жизнь и известно не так много его работ. Но вот эта пара весьма показательная. Это две разные картины, так называемое "авторское повторение", когда удачный сюжет или портрет сам автор, впоследствии, на заказ, пишет ещё в нескольких экземплярах. Ирида, богиня Радуги, что может быть приятнее и универсальнее, одно удовольствие видеть такую картину в интерьере дома рубежа 18-19-го века. Сейчас картины находятся в разных музеях.
Видите это тело цве́та "курочки-гриль"? Ирида, радуга...? Не, не слышали...
Нет, ну если постараться и хорошо поискать, радугу на картине обнаружить можно, но тоже "жареную". У реставраторов музея Нельсона-Аткинса пока не дошли руки привести в порядок это произведение. Я не удивляюсь, когда мне кто-то в комментариях время от времени пишет: "а мне она такая жёлтая нравится больше!"
Да и на здоровье! О вкусах не спорят.
А мы посмотрим второй вариант этой картины, находящийся в Национальной галерее Шотландии.
Здесь нет старого пожелтевшего покровного лака и мы видим авторский колорит, как он есть, ничем не искаженный.
И по вашим просьбам коллаж, чтобы удобнее было сравнить оба произведения:
Наверное можно завершить наш сегодняшний просмотр маленькой загадкой. Кто-нибудь заметил на портрете юного Генри что-то необычное? Искать лучше на отреставрированном портрете, но и на "жёлтом" фото до реставрации есть маленькая подсказка. Напишите в комментариях.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии и реставрации, и до новых встреч!
Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.