Набор от RFM продал себя своим лаконичным, но очень притягательным рисунком на коробке. Я давно неровно дышал к предсерийным «Тиграм» и тут появилась возможность построить ленинградца с номером 121. Машина знаковая и даже не очень оригинальная, но очень хотелось иметь в коллекции этот экземпляр. Матчасть прототипа изучена довольно неплохо, но оставляет ряд вопросов. Поэтому, все возможные форумы были изучены, но всё равно остались нюансы, которые пришлось домысливать или с чем я не мог согласиться.
В целом, знакомство с набором оставило приятное впечатление. Кто знаком с пластиком RFM знает, что с копийностью и ажурностью мелочевки у них полный порядок, но модель допами не испортишь, поэтому решил кое-что прикупить. Готового «Тигра» планировал установить на подставку и сделать небольшую виньетку, но эти планы так и остались нереализованными.
Да, предсерийники - бездонная пропасть. Чем больше углубляешься, тем больше вопросов и очень мало ответов. Для начала нужно было определиться с кормой. Где был брусок под домкрат и как располагался инструмент?
«Фронтовая иллюстрация» в номере «Первые Тигры» даёт боковик 121 машины. На нём брус перенесён в лобовую часть корпуса, а на корме закреплён шанец. Интересно, что в этом же номере «Фронтовой иллюстрации» есть фото кормы 121 машины. Так вот там чётко виден домкрат. Кроме того, на корме хорошо видны шесть посадочных мест (на фото выделено голубым). И приблизительный размер и характер креплений указывает на то, что здесь был брус под домкрат. В этом RFM молодцы. Я с ними согласен. Так же, если хорошо приглядеться можно заметить, что ближе к левому борту находятся два треугольных кронштейна, скорее всего угловые в сечении (на фото выделено жёлтым).
Изучая работы по данной машине и пролистывая форумы, я не нашёл упоминания этих кронштейнов. Но поскольку на более поздних модификациях подобным образом крепился ящик для инструмента, правда, в горизонтальном виде, я осмелюсь предположить, что на предсерийных машинах тоже было что-то подобное, но крепилось вертикально. Такой вывод позволяет сделать длина кронштейнов. На поздних фото они значительно длиннее, а эти довольно коротки, аккурат под высоту ящика. Также кронштейны можно разглядеть на 121 машине, выставленной в Парке Горького после испытаний на полигоне в Кубинке, такое же крепление можно разглядеть и на 111 танке того же предсерийного выпуска. С кормой более-менее понятно, тут китайцы всё неплохо соблюли и изучили, правда, не дают этих самых креплений под ящик, предлагают крепить его другим способом, поэтому придётся изготовить их из подручных средств.
Впечатления от работы с набором очень неоднозначные. С одной стороны, радует комплект - куча вариативных деталей, которые предназначены для других модификаций. В некоторых моментах работа вызывает восторг - членением и заботой о моделисте, но в некоторых хочется серьёзно поговорить с производителем. Во-первых, любимая фишка RFM - косяки в инструкции. Несмотря на то, что тут дан лист с исправлением ошибок, он не включает полный перечень. Некоторые детали приходится искать по всем литникам, а их тут немало. Во-вторых, стыкуемость. От модели за такую цену ждёшь большего. Лобовая деталь надстройки корпуса встала на своё место с боем и щелями. С последним проблема решилась тоненькой полоской тянутого литника, но осадочек остался. Деталь никак не хотела садиться на посадочные места, а всё из-за искривлённой ванны корпуса. Конечно, корма и лобовая детали помогают ей приобрести нужную геометрию, но это требует некоторой работы. усилий и трёхэтажной надстройки великого и могучего .
Но и это ещё не всё. Видите, на фото пулеотбойник маски мехвода? Так вот посадочные места на нём и на ВЛД разные по размеру.
Я сначала думал, что пулеотбойник мог быть от другой модификации, но изучив литники, понял, что надеялся зря. Теперь придётся исправлять этот несложный, но портящий впечатление момент. Думаю, в этом контексте триплекс мехвода, который не встаёт на своё место из-за несовпадения размеров, покажется пустяком.
Итак, после мучений, удовольствия от работы с пластиком и порции изумлений, сборка окончена. Первый этап работы над моделью завершён.
Теперь, оглянувшись назад, можно повести промежуточные итоги.
Во-первых, получил огромное удовольствие, изучая матчасть предсерийных «Тигров» и, кажется, влюбился в эту машину. Теперь хочется построить ещё несколько ярких экземпляров.
Во-вторых, благодаря работе прочёл воспоминания Отто Кариуса и почерпнул оттуда несколько интересных деталей, которые будет интересно воплотить. Более того, небезынтересными оказались воспоминания и ещё одного танкиста В.Фауста «Следы «Тигра».
В-третьих, изучение старых веток форумов и разглядывание работы А.Груздева принесло много ностальгических воспоминаний. Но это всё лирика.
Не знаю, насколько точно мне удалось соблюсти матчасть ленинградца, но старался учесть большинство нюансов, о которых узнал в процессе стройки. О расположении домкрата, бруска и ящика на корме уже писал. В моей модели ящик и домкрат будут на месте, а вот лопаты и топора на корпусе не будет. Так как этого «Тигра» планировал поместить в естественную среду обитания, то этот нюанс предлагал сюжетно обыграть. Что касается тросов, то изучением веток форумов и фотографий пришёл к выводу, что на 121-й машине их не было. Впрочем, возможно они как-то хитро лежали, но подтверждения этой версии не нашёл.
Шанцевый инструмент это отдельная глава в тигростроении и тут с ленинградцами всё очень индивидуально. Не факт, что я прав, но, изучая фотографии, я не нашёл креплений для кувалды и ножниц. Не исключаю, что они и не были закреплены на корпусе, а могли спокойно лежать себе в забашенном ящике. Ведь для чего-то он всё-таки нужен.
Передняя буксировочная серьга на 121-м ленинградце имела уникальную вытянутую форму. О её происхождении можно гадать, но факт остаётся фактом. Пришлось приобрести набор металлических серёг от китайского производителя и придать ей похожую форму.
Траки. Тут тоже со 121-й машиной всё очень весело. Купленные зеркальные от MasterClub не подошли по одной простой причине - на этом танке было две правых гусеницы, а не левая и правая как это принято было на других. Поэтому встал выбор либо ставить одну металлическую, а другую пластиковую из набора, либо покупать новый набор. Попробовал собрать пластик, но тут РФМ разочаровал в очередной раз и победить их гусеницы мне не удалось. Их либо приходилось клеить намертво и придавать нужный изгиб всей ленте, либо оставлять рабочими, но тогда они рассыпались. На глаза попались металлические траки от китайского бренда. По копийности они оказались немного хуже MasterClub, но по литью и собираемости намного их превосходят. Траки почти не имеют дефектов и практически не требуют доработки, и собираются на металлических пальцах, которые очень плотно входят в отверстия и их не надо дополнительно приклеивать. Сдаётся мне, что и при окраске они не будут выбиваться давлением воздуха из аэрографа. Да, ложатся на звёздочки и катки они не идеально, требуется небольшая подгонка. Даже не знаю, на кого из производителей ориентировались изготовители данных траков.
Ну, и по традиции, я не смог пройти мимо фигур. Тем более, Evolution Miniatures выпустили новичок. Фигуры как раз таки для ленинградца. Даже на упаковке угадывается «ушастая» сотка.
Поскольку модель строилась под диораму, то и сделал её сильно заснеженной с прицелом на дальнейшую композицию. Всё-таки танк простоял какое-то время брошенным. Возможно, когда-нибудь он обрастёт недостающей подставкой.