Найти в Дзене
D News Абхазия

Черное воскресенье 21 января 2024 года

Абхазский лингвист и политический деятель, министр иностранных дел Абхазии(2011—2016); доктор филологических наук, профессор, действительный член Академии наук Абхазии, академик-секретарь Отделения гуманитарных и социальных наук Академии наук Абхазии, старший научный сотрудник Отдела кавказских языков Института языкознания Российской академии наук; заслуженный деятель науки Республики Абхазия Вячеслав Чирикба: На склоне своей долгой жизни дочь художника Александра Чачба-Шервашидзе, Биана Александровна, несколько раз звонила мне и спрашивала: «Славик, посоветуйте, что делать с архивом папы?». Из Монако она привезла богатый архив отца, письма, афишы, дневники, работы, фотографии и многое другое. Я ей отвечал, что лучше всего сдать все в Абхазский государственный архив. Но Биана Александровна все колебалась и не могла решиться, так что архив художника в итоге остался в ее семье. 22 октября 1992 года Национальный архив Абхазии был целенаправленно сожжен дотла грузинской армией. Послуша

Абхазский лингвист и политический деятель, министр иностранных дел Абхазии(2011—2016); доктор филологических наук, профессор, действительный член Академии наук Абхазии, академик-секретарь Отделения гуманитарных и социальных наук Академии наук Абхазии, старший научный сотрудник Отдела кавказских языков Института языкознания Российской академии наук; заслуженный деятель науки Республики Абхазия Вячеслав Чирикба:

На склоне своей долгой жизни дочь художника Александра Чачба-Шервашидзе, Биана Александровна, несколько раз звонила мне и спрашивала: «Славик, посоветуйте, что делать с архивом папы?». Из Монако она привезла богатый архив отца, письма, афишы, дневники, работы, фотографии и многое другое. Я ей отвечал, что лучше всего сдать все в Абхазский государственный архив. Но Биана Александровна все колебалась и не могла решиться, так что архив художника в итоге остался в ее семье. 22 октября 1992 года Национальный архив Абхазии был целенаправленно сожжен дотла грузинской армией. Послушай тогда Биана Александровна моего совета, и ценнейший архив Александра Чачба-Шервашидзе постигла бы та же участь – превратиться в золу.

-2

Тридцать лет назад в Москве в частной коллекции нашелся великолепный портрет Александра Шервашидзе работы известного художника Владимира Россинского. Мы с Бианой Александровной пытались его приобрести для Абхазского музея, но что-то не получилось. Тридцать лет спустя я вдруг вспомнил об этом портрете, вновь пожалел, что не смогли тогда его приобрести для Абхазии. Что-то, какое-то наитие заставило меня открыть ноутбук, набрать в браузере слова «аукцион», «Шервашидзе», «Россинский» и тут же выскочило сообщение: завтра в Москве аукцион, на котором выставляется этот портрет! Я был шокирован. Я думаю, что я получил сигнал от самого Александра Чачба. Но времени было в обрез. После некоторого раздумья, я решил обратиться к Премьер-Министру. Я ему показал фото холста, и рассказал о значимости этой работы для Абхазии. Он немедленно отдал распоряжение Минфину выделить деньги. На следующий день я зарегистрировался онлайн на аукционе и приобрел эту замечательную картину. Теперь она в собственности нашей республики. К огромному счастью, картина задержалась в Москве. Иначе и она была бы сейчас сожжена в «хранилище» картин Сухумской картинной галереи.

Последствия пожара
Последствия пожара

Еще в советское время я привез из Ленинграда переданный в дар Абхазии известным ленинградским коллекционером гуашь Чачба на театральную тему. Позже в Санкт-Петербурге в антикварном магазине я увидел в продаже большую работу Чачба и сообщил об этом Владиславу Ардзинба. Работа была немедленно приобретена для сухумской Галереи. Наши соотечественники в США Яхья и Инал Казанба приобрели в Париже и передали в дар Абхазии большую работу художника. В прошлом году при моем участии была приобретена кампанией «Аквафон» ранняя работа Шервашидзе и передана в дар Галерее. Все это теперь превращено в золу.

-4

В прошлом году я несколько раз обращался к властям республики с настоятельной просьбой перенести работы А. Шервашидзе из «хранилища» в более безопасное место, сделав в отдельном здании музей художника. В 2014 году в «хранилище» уже был пожар, и тогда его удалось локализовать. Я прямо сказал, что в следующий раз может не повезти, и мы лишимся нашего сокровища, и что пожар в хранилище – это только вопрос времени. Но ничего сделано не было.

Пару месяцев назад, кажется, что-то предчувствуя, я обратился уже к властям Сухума с настоятельной просьбой подыскать помещение для безопасного хранения работ всемирно известного художника. И опять ничего не вышло! Так мы потеряли шанс спасти наше сокровище.

Я уже более 30 лет собираю материалы для написания биографии зарубежного периода жизни и деятельности Художника. В течение этого времени собрал интересный архив, включающий письма художника, афишки с его именем, воспоминания людей, знавших его, многие другие интересные материалы. Я собирал все это на аукционах, в антикварных магазинах в России, Франции, Испании, Англии. Собирался передать все это в дом-музей Александра Шервашидзе, когда он будет создан, вместе с моей личной коллекцией графики и живописи, которую я собирался передать в дар музею. Такое же желание в случае открытия музея художника выразила и его правнучка Татьяна, хранительница архива прадедушки, и вдова Бочи Аджинджала, исследователя творчества художника, собравшего богатый архив, связанный с его жизнью и творчеством.

Но теперь ясно, что дом-музей Александра Шервашидзе не будет создан никогда. Все хранившиеся в Сухумской галерее его работы - около 300 бесценных произведений, которые желали бы иметь многие музеи мира – в это черное воскресенье 21 января 2024 года сожжены.

-5

Можно ли считать утешением, что ни дочь художника Биана, ни его внук Демосфен, ни Боча Аджинджал, посвятивший творчеству художника всю жизнь, не увидели этого ужаса? Но как утешиться тем из нас, кто понимает всероссийскую, всеевропейскую, всемирную значимость художественного наследия князя Александра Константиновича Чачба-Шервашидзе, его вклада в развитие мирового театрального искусства?

В одном из альбомов, посвященных Русским Балетам Дягилева, выпущенном в Америке, талант Шервашидзе как театрального художника был назван гениальным.

И как же мы, его соотечественники, распорядились с его наследием, которое художник, несмотря на материальные лишения, хранил для того, чтобы передать горячо любимой Родине? Ответ, увы, очевиден. ПОЗОР!

-6