Найти тему

Основоположник флорентийской мозаики в России Иван Соколов. Очередная находка!

В своих поисках по метрическим книгам вышел на новую фамилию, Соколовы. Целая династия мастеров, три поколения с 1750 года работали на Императорской Петергофской гранильной фабрике. Мой пра5дед Никита Соколов, его дети, мой пра4дед Соколов Иван Никитич (1784-1854) и его брат Петр Никитич. Их дети, мой пра3дед Василий Иванович (1812-~1870) и его двоюродный брат Иван Петрович Соколов. Про него и пойдет речь, так как неожиданно он был обнаружен во всемирной паутине.

Итак, Соколов Иван Петрович(в некоторых статьях ошибочно пишут Васильевич)(1816-1872).

Для целей изучения основ и тонкостей флорентийской мозаики во Флоренцию, на частную мозаичную фабрику мастера Гаэтано Бианкини, руководством Императорской Петергофской гранильной фабрики за счет фабрики в октябре 1847 года сроком на один год был отправлен младший мастеровой 1-го разряда Иван Петрович Соколов. Ему предписывалось "осмотреть работы и употребляемые средства, сравнив их с таковыми же на нашей фабрике, сделать вывод в разности их,.. а полезное ввести здесь". В дальнейшем руководство фабрики в лице директора фабрики Д.Н. Казина в письмах от 2 апреля и 8 июня указывало, чтобы он "занимался преимущественно мелочными поделками и обращал все внимание на изучение легчайших способов врезывания и полировки камней и всех тех приемов, которые здесь неизвестны и могут служить облегчением и ускорение занятий, а больших работ, как то: столов и тому подобнаго не начинал бы".

Однако практикующийся в мастерстве мозаики Иван Соколов, "не желая оставаться без дела", по совету учителя Гаэтано Бианкини начал работать столик и просил у дирекции разрешения "кончить начатый столик и потому отсрочить нахождение во Флоренции на несколько времени". Из Департамента уделов он получил разрешение остаться во Флоренции до окончания начатого им столика, но не далее весны будущего года, то есть до весны 1849 года.

Столешница в технике флорентийской мозаики была начата Иваном Соколовым летом 1848 года. Изучение техники мастер находил наиболее успешным в выполнении крупной работы. Он писал в письме от 5 июля 1848 года: "Я начал стол и признал более полезным трудные приемы к выполнению больших работ. Врезание камней и полировка их - оба эти предмета я не посчитал для себя затруднительными; замечено мной труднее всего собирать мозаик, где нужно частями и поодиночке каждую штуку; к частям делаются модели, к оному правилу надо иметь привычку, есть и у них работают хорошо, а выполнить хорошую вещь не всякий в состоянии".

Во Флоренции его опекал купец И.И. Великанов, который писал директору фабрики в мае 1849 года: "Работою сего Стола профессор г-н Бизенкино (Бианкини) остается весьма довольным... Сия работа обыкновенно требует времени полутора годов двоим и до двух - одного и на фабрике профессора менее 1000 рублей серебром таковые столы не продаются. Рисунок и величину Стола буду иметь удовольствие отправить ближайшею почтою, рисунок я велел Соколову сделать только контур, но величины настоящей, дабы Вы могли заранее по оной величине заказать бронзовое подножие для представления Его Сиятельству. Г-н Министр может представить Его Императорскому Величеству - полагаю кроме одобрения и похвалы Соколов иного не заслужит - в такое короткое время столь трудного искусства приобрести познания и равняться с теми, кои по 5 лет учатся на той же самой фабрике".

Столешница была готова в середине лета 1849 года, но из-за перенапряжения и жары у Соколова начался фурункулез, и с отъездом его в Россию пришлось подождать его выздоровления. Только в октябре 1849 года Иван Соколов вернулся в Петергоф. За успехи в мозаичном деле он был награжден премией в 300 рублей серебром и ему были "Всемилостивейше пожалованы золотые часы, с таковою же цепочкой и ключиком".

Иван Соколов не только изучил технику итальянских мозаичистов, но и привез образцы их работ. В ходе обучения он создал одно из чудеснейших своих произведений - столик со щеглом. На фоне из черного мрамора изображен щегол на ветке и свешивающаяся кисть винограда. Бледно-зеленые ягоды из оникса кажутся почти прозрачными, наполненными соком. По краю столешницы - венок из ярко-синих цветов. Неразличимы отдельные каменные пластинки мозаики, и кажется, что столик расписан кистью живописца.

-2

-3

-4

Профессору Гаэтано Бианкини "за опытное и внимательное руководство послали в Италию золотую медаль первого достоинства, утвержденную для художников". Всего по счету профессора Бианкини за время обучения Соколов издержал на приобретение камней, инструментов, материалов, проживание и прочее 224 франка. Столик был отправлен из Флоренции в Ливорно, а затем на корабле в Петербург. Сопровождал мраморную столешницу в пути купец И.И. Великанов. Доставка стоила господам "Сегзень и Дюваль" 28 рублей 40 копеек серебром.

Бронзовое подстолье по размеру столешницы было выполнено главным поставщиком бронзовых работ и мастером по декорированию предметов, выполняемых Петергофской фабрикой, "Английским магазином Никольса и Плинке". Стоимость подстолья составила 1080 рублей серебром. Столик был представлен императору к Пасхе 1850 года по цене 6075 рублей.

-5

Сейчас столик со щеглом экспонируется в Павильонном зале Эрмитажа № 204, где всеобщее внимание привлекают знаменитые часы "Павлин". Обычно там собирается много желающих посмотреть, как поет механическая птица, а столики в технике флорентийской мозаики остаются в стороне.

-6

Размер столика: высота 77 см, диаметр столешницы 86 см. На обороте столешницы надпись: Петергофской гран. фабрики 21 апреля 1850 года. Материалы яшма, лазурит, мрамор, оникс, кахолонг, бронза. Техники: флорентийская мозаика, литье, чеканка, золочение.

Столешница круглая, выполненная в технике флорентийской мозаики из различного цвета камней. В центре на фоне черного мрамора изображен щегол, сидящий на виноградной ветке. По краю восьмигранный, обведенный тонкими рамками желтого мрамора, бордюр из листьев, бутонов и синих вьюнков.

Бордюр из каменных вьюнков.

Борт столешницы оправлен золоченой бронзой, декорированной свисающими ветками винограда и связками плодов. Подстолье выполнено из золоченой бронзы в виде фигуры мальчика, держащего пальмовую ветвь и стоящего на неправильной формы подножии, имитирующем рыхлую землю.

Император Николай I счел стол с выполненной Соколовым столешницей в технике флорентийской мозаики достойным быть отправленным на Первую Всемирную выставку в Лондон, и мастер Иван Соколов отправился в Англию со своим творением. В Лондоне Лондонская королевская комиссия присудила Императорской Петергофской гранильной фабрике за представленные столик со щеглом и шкатулку медаль второй степени.

К этому столику мастером Иваном Соколовым был выполнен еще один по мотивам первого.

***

И.П. Соколов широко внедрял приемы, которым научился у итальянских мастеров на Петергофской гранильной фабрике. Это сразу повысило уровень работ, ускорило их выполнение, появились изящество и легкость. Мозаичные работы в этот период составляют главный вид деятельности фабрики, представляются исключительно к Высочайшему двору.

Иван Петрович Соколов прослужил на Императорской Петергофской гранильной фабрике всю свою жизнь. Скончался он в 1872 году.

В архивах упоминается ряд произведений, которые подтверждают высокий уровень исполнения, учитывая большую значимость этой информации. Приведем полностью этот документ. «Для Лионского зала Царскосельского Дворца изготовлено три столешницы: одна из черного мрамора с бронзовым подстольем для врезания в нее купленного Его Величеством мозаичного украшения видов Рима и орлецовыми работами, а также разные вещи из твердого камня.

Шкаф мозаичный из ляпислазури, представленный в Зимней Дворец ко дню серебряной свадьбы их Императорского Величества.

Изготовлен мозаичный герб к камину для графа Строганова из флорентийской мозаики с золоченою бронзой и верхняя часть камина серо-фиолетового коргонского порфира.

Шкаф черного дерева с двумя мозаиками рельефной работы, с ляписовым и бронзовым украшением.

Стол с флорентийской мозаикой для подарка Государыне Императрице, представленный Его Императорским Величеством» [244л.15,л.15 об;236 л.4, л.2].

Эти изделия в 1862 году были представлены на Лондонской Всемирной выставке и удостоились медалей второй степени. А изделия, доставленные на Парижскую Всемирную выставку в 1867 году, поставлены были вне сравнения с подобными изделиями других государств, не исключая Италии. А главному мастеру И.П. Соколову был присужден кавалерский крест Ордена Почетного Легиона [243,л.138,150].

За всю жизнь он стал обладателем ещё многих наград. Стал кавалером Св.Станислава 3

-7

и 2 степени

-8

, Св.Анны 3

-9

и 2 степени

-10

, Св.Владимира 4 степени, что давала в те года потомственное дворянство.

-11

Имел две серебряных и одну золотую медаль. А так же Вюртембергский орден Фридриха.

-12

Дорос до чина коллежского асессора!

Здесь можно сделать предварительный вывод. Вне всякого сомнения, И.П. Соколов был одаренным художником, тонко чувствовавшим красоту и выразительные достоинства камня.

Во второй половине XIX века мозаичные работы на Петергофской гранильной фабрике занимают ведущее место среди изделий подобного рода не только в России, но среди европейских школ. Особо ценные произведения делаются для императорской семьи и петербургских дворцов. Для продажи в частные руки делаются менее ценные вещи, преимущественно малахитовые, так как они не требовали значительных расходов по производству