Найти в Дзене

История развития арабской музыки

Оглавление
Людвиг Дойч. Арабский музыкант
Людвиг Дойч. Арабский музыкант

Когда я училась в университете на кафедре хореографии у нас был предмет "Музыкальное искусство". Помню в качестве задания к первому зачету нам нужно было разобрать по частям музыкальную композицию, под которую каждый из нас ставит танцы в своих коллективах. Я как раз разучивала со своими девочками новое межансе, поэтому, долго не раздумывая, взяла на зачет эту музыку.

При прослушивании моей музыки, наш педагог была искренне удивлена услышать прекрасную оркестровую музыку с разными ритмическими частями. Я решила ее еще больше удивить и включила "Тысячу и одну ночь" Ум Кальсум. Вы знаете, удивила. Дословно не помню, что педагог сказала, но искренне восхитилась и удивилась красоте и богатому разнобразию музыки. Из чего следует, что даже музыкант представляла себе восточную музыку намного примитивнее чем она есть на самом деле. А простой народ, который в восточном стиле скорее всего слышал чаще что то типа "восточные сказки зачем ты мне строишь глазки" и вовсе не знает, что существует классическая арабская музыка. Сложная, красивая, заворажвающая. На канале я обязательно поделюсь со своими музыкальными подборочками. А пока я расскажу об истории развития арабской музыки - музыке арабов и представителей других национальностей, населявших в древности Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Юго-Западную Европу.

Арабская музыка в доисламский период

Отто Пилни. Танец на закате солнца
Отто Пилни. Танец на закате солнца

История арабской музыки восходит к эпохе древних цивилизаций (египетской, вавилонской, ассирийской и др.), существовавших на территории арабских стран с конца второго тысячелетия до н.э. К этому времени относятся первые сведения об арабской музыке. Именно вторым тысячелетием до н. э. датирована сохранившаяся надпись на древнем памятнике. В ней рассказывается о том, как арабские рабы очаровывали ассирийских надсмоторщиков своей музыкой. Область распространения арабской музыки в те времена была ограничена территорией Аравийского полуострова. Очагом арабской клуьтуры в целом был север древней Аравии.

Доисламский период доносит мало сведений об арабской музыке. Известно, что традиционная музыка преимущественно передавалась из уст в уста из поколения в поколение. Письменные источники появились только в XIX веке. Исключением являются музыкальные трактаты Сафи-ад-дина, жившего в Багдаде в XIII в.

Углубляясь в богатую историю арабской музыки, необходимо признать жизненно важную роль бедуинской музыки и племенные инструменты в доисламский период.

Задолго до появления ислама в Аравии кочевые племена прославляли свое культурное наследие с помощью различных форм мелодий и очаровательных песнопений. Доисламская бедуинская музыка подчеркивала чувство общности среди членов племени, одновременно отражала их эмоции пройденный путь.

Ранний период арабской музыки так и называют- бедуинским, так как музыка бедуинов и племенные инструменты легли в основу ее звучания. Характеризуется этот период слиянием поэзии и музыки. Есть сведения о шаирах (по-арабски «вещий»). Они были древними певцами-поэтами, которым приписывались магические силы, а исполнявшиеся ими песни почитались как пророческие. У каждого племени был свой шаир. Многие песни представляли собой эпические сказания, которые восхваляли подвиги героических предков.

Музыкальные жанры

В то время были такие песенные жанры, как заплачка или траурная элегия («марса», «марсийа»); похоронное пение («маратхи»); песня отмщения («сар»); песня-вызов на бой («урджуза»); сатирическая песня («хиджа»); хвалебное пение («мадх»); караванные песнопения погонщиков верблюдов («хида»); песни конных наездников («хабаб»).

На севере — в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании, Ираке — популярным был жанр песенной жалобы «атаба». Это диалог, в котором эмоциональный сольный речитатив чередуется с коротким ответом. Мастерство искусно включать в другие песенные жанры строки в стиле атаба ценилось очень высоко.

«Жалобы» могли быть разными, но как правило прежде всего они касались страданий влюбленного человека, красоте и уме избранника и возможно нелегкой судьбе, которая приготовила испытания- которые конечно же будут пройдены целеустремленным человеком!

Был такой великолепный жанр рассказа о самых интересных сюжетах о радостях счастливой любви - мижанна. Часто в этом жанре можно было услышать повествования о жизни обычных людей, о необычных путешествиях и сказочных происшествиях в жизни двух влюбленных людей или семьи!

В Южной Аравии и Йемене были распространены песни политического содержания. Для этих мест также характерны так называемые песенные каталоги, когда содержанием песни служило перечисление названий ремесел, племен, а также звезд, наименование ветров и тому подобное.

В Хадрамауте (древнее южно аравийское царство) исполниялись свадебные и танцевальные песни («ракш») , а также охотничьи песни, сопровождающиеся танцем с палками.

Музыкальные инструменты

В те времена существовал примитивный и немногочисленный музыкальный инструментарий. К нему относится лютня-мизхар; "Ребаб" — род однострунной скрипки (на ней аккомпанировали себе шаиры); «дуфф» — квадратный и плоский Бубен; «мизаф» — 12-струнный прототип арфы.

В поздние периоды многие музыкальные инструменты были усовершенствованы. Лютня-барбат первоначально была двухструнной с кожаной декой, затем у нее появились две дополнительные струны. Другая лютня под названием «уд», сочетающая в себе свойства барбата и мизхара, вначале имела четыре струны, затем была добавлена еще одна струна.

Разновидность лютни с длинным грифом под названием «танбур» стала излюбленным женским инструментом. Популярность среди струнных щипковых обрел «канун» — цитра в форме трапеции, а в ряду смычковых — «Кеманча».

Появились многочисленные ударные инструменты. К ним относятся круглый бубен «тар» и «бендир» — тоже бубен с металлическими пластинками, закрепленными на обечайке, которые позднее были заменены на струны или бечевки. «Кус» — это котлообразный большой барабан; другой барабан носил название «Дарбука»; «табл» — литавры, скрепленные вместе попарно; «наккарт» — маленькие двойные литавры; «кадиб» — небольшие палочки, похожие на кастаньеты.

В качестве духовых инструментов распространились «госба», открытая продольная флейта, и «нэй» из рода примитивной флейты; «райта» — инструмент из семейства гобоев .

Женщины-певицы мучаннийа

В доисламский период музыкальные произведения исполняли в основном женщины-певицы мучаннийа. Так, широко прославилась рабыня певица Ширин, а позже ее ученица по имени Азза аль-Майла. Исполнительницы на самых разных музыкальных инструментах обязательно принимали участие во всех семейных и племенных торжествах.

Ислам и музыка

Рудольф Эрнст. Странствующие музыканты перед султаном.
Рудольф Эрнст. Странствующие музыканты перед султаном.

Возникновение и распространение ислама и образование Арабского халифата (с 7 в.) - это важнейшие вехи в истории арабской музыки. В то времы владения арабов уже простирались от Индии до Атлантического океана, от Кавказа до сердца Африки (Месопотамия, Иран, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Средняя Азия, часть Северо-западной Индии, Армения, Азербайджан и часть Грузии). Арабский язык стал языком международным. Основные культурные центры: Дамаск (Сирия), Багдад (Ирак), Каир (Египет), Кордова, Толедо, Севилья (Испания).

Влияние мусульманства на арабскую музыку на разных этапах развития халифата было неодинаковым.

С начала истории ислама (около 661 года) музыка считалась греховным удовольствием, и вся исламская знать относилась к ней негативно, религиозные круги запрещали ее к прослушиванию и изучению. Ведь музыка тогда считалась одним из запрещённых Кораном «удовольствий». Музыкальное исполнение было ограничено предписаниями этического и религиозного толка. И только рабы являлись профессиональными музыкантами.

В эпоху правления династии Омейядов (661-750) и особенно в эпоху Аббасидов (750-1258) музыка завоёвывает всё более прочное положение при дворе в Дамаске, затем в Багдаде, а также в повседневной жизни городских и сельских жителей. Музыка выходит из под запрета и начинает распространяться сначала при султанском дворе, а затем выходит «в массы», становясь важной составляющей народного досуга и творчества.

Первое столетие правления Аббасидов (750-847) принято считать «золотым веком» арабской цивилизации: громадные ассигнования расходовались на науку, литературу, музыку. На основе фольклора Индии и Ирана, переработанного и дополненного арабскими народными сказителями, слагается выдающийся памятник литературы «Тысяча и одна ночь» («Шехеразада»), получивший окончательную редакцию в Египте в 14-15 вв. Русский композитор Римский-Корсаков, вдохновлённый этим произведением, создал симфоническую сюиту «Шехеразада» - шедевр русского ориентализма, блистательная попытка понять и воплотить Восток.

Значительное влияние на арабскую музыку оказывает пышное персидское искусство с его изысканной декоративностью. Из Персии (Ирана) выписывают многочисленных музыкантов, мастеров по изготовлению инструментов. Нотное письмо арабы также перенимают у персов, заменяют строй арабского уда строем персидского пандура, а персидская лютня вытесняет арабскую. Новые веяния коснулись также интервалов: пифагорейская терция заменена иранской, серьезную сложность вызвало возвращение к интервалу в 3/4 тона (нейтральная секунда) доисламского периода.

Музыка при дворе Аббасидов стала обязательной частью придворных церемоний. Для дворцовых приемов разрабатывалась программа, по которой играли музыканты, выступали певцы один за другим (отсюда пошло название сюиты — нуба, или круг). Особенной популярностью пользовались музыканты из знатной иранской семьи Маусили. Ибрахим аль-Маусили (Ибрахим Мосульский) был певцом и автором 900 песен, которые ему приписывают.

Высокого уровня достигает музыкальное исполнительство, огромный штат придворных музыкантов занимался вопросами композиции, вокала, музыкальной педагогики. Складывается теория арабской музыки: разрабатываются проблемы акустики, лада, метроритмики, музыкальной эстетики.

Развитию теоретической мысли способствовала деятельность так называемого «Дома мудрости» в Багдаде. Здесь создается коллегия переводчиков, переплётчиков и комментаторов греческих трактатов. На арабский язык переводятся труды о музыке Птолемея, Евклида, Аристотеля, Никомаха, Аристоксена, Аристида. Некоторые решили приспособить старые теоретические концепции арабской музыки к греческой школе. Выдающимися музыкальными теоретиками того века считаются Абу Наср Мухаммед аль-Фараби, аль-Кинди, Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани, знаменитый Авиценна, которого по-арабски называют Абу Али Хусейн Ибн Сина. Трактаты этих теоретиков вторят греческим ученым и отражают два главенствующих подхода к объяснению сути музыки и ее соотношения с законами вселенной.

В сер. 13 в., особенно после разрушения монголами Багдада (1258), в развитии музыкального искусства на Востоке (багдадская школа) наблюдается спад, хотя вплоть до 16 в. появлялись теоретические труды, а также отдельные яркие музыкальные сочинения.

Что способствовало формированию арабской музыки

- смешение аравийской музыки (ранняя культура арабов) с музыкальной культурой Сирии, Византии и Персии в период раннего ислама (7-10 в.) и формирования халифата. Особое влияние оказала персидская культура (арабы переняли персидское нотное письмо)

- сильное влияние древнегреческой культуры. Древнегреческая музыкальная теория дала арабам музыкальную терминологию, большая часть которой была переведена на арабский язык и используется в арабской музыке до настоящего времени.

- связь между исламским Ближним Востоком и Европой во времена крестовых походов (11-13 вв.), а также исламской оккупации Испании (8-15 вв.). Кордова (Испания) – столица Арабского халифата (с 10-11 вв.), стала позднее центром испано-арабской культуры. Кордовские халифы покровительствовали искусствам и наукам, особенно заботясь о поддержании культурной преемственности от Багдада.

Историческая роль арабской музыки в том, что она, освоив достижения музыкальных культур Древнего мира, довела светское музыкально-поэтическое одноголосное музыкальное искусство до высокого развития. Ладовые, тембровые, ритмические богатства арабской мелодии поистине неисчерпаемы. Одноголосие не является исторически предтечей многоголосия, а развивается параллельно с ним. Арабская культура дала Западной Европе струю земного, жизнеутверждающего искусства. Некоторые музыкальные инструменты арабов были заимствованы европейцами вследствие крестовых походов.

Продолжение следует...