Занятие 10
Задачи:
Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С» Познакомить с буквой «Т».
Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков. Развивать умение определять последовательность звуков (букв) в слове, проводить звуковой анализ слова («КОТ»). Развивать умение читать прямые и обратные слоги, трёхбуквенные слова. Формировать элементарное осознание словоразличительной роли звука (кот – ком – кок – сок – сом).
Продолжать развивать умение ориентироваться на рабочей строке. Учить писать-«печатать» слова печатными буквами (КОТ, СУП).
Материал:
демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М», «а» «Х», «К», «П», «С», «Т»; красные и синие фишки для звукового анализа;
раздаточный: фишки синего и красного цвета для обозначения звуков, буквы (по 5 знакомых букв, в т.ч. – «т». «о». «к».
Ход занятия.
1– Послушайте внимательно, как я произнесу слова, и назовите первый звук в словах: тыква, тапки.
(Звук [т] нельзя протянуть, поэтому он подчёркнуто артикулируется).
- Правильно, это звук [Т].
- Произнесите звук [Т], и обратите внимание, где ваш язычок, где зубы.
Дети, каждый в своём темпе, произносят звук [Т], а воспитатель комментирует:
- Когда мы произносим звук [Т], кончик языка стучит по «бугоркам» за верхними зубами, и мешает воздуху свободно выходить изо рта.
- Как вы думаете, звук [Т] гласный или согласный?
- Звук [Т] обозначается вот такой буквой. Буква «Т».
Воспитатель выставляет на доску букву «Т».
- На что похожа буква?
- Сделайте из ладоней букву «Т».
- Напишите букву «Т» пальчиком на столе.
2. Чтение открытых и закрытых слогов:
Сначала воспитатель пишет на доске только первый столбик слогов (или открывает только один столбик из заранее написанных). Дети находят одинаковые буквы («а») в слогах, затем называют вторые буквы в слогах, затем читают слоги (в т.ч. индивидуально).
Далее воспитатель пишет/открывает второй столбик. Предлагаются аналогичные задания.
Затем - третий столбик. Предлагаются аналогичные задания.
Для детей старшей подгруппы: добавляется чтение закрытых слогов.
2. Физминутка.
3. Для старшей подгруппы:
– Угадайте слово, которое мы сегодня будем разбирать, но не называйте его вслух – скажите его мне «на ушко»: в этом слове три звука, первый звук – К, третий звук – Т, а второй звук – О.
При необходимости, условие повторяется ещё раз.
- Правильно, это слово «КОТ». Сможете ли вы сами поселить все звуки в домики-клеточки? Попробуйте! Я вам помогу.
Дети получают карточку и набор синих и красных фишек (не менее 3 синих и 2 красных)
- Давайте вспомним, каким цветом мы обозначали согласные звуки (синим).
- Каким цветом мы обозначали гласные звуки (красным).
- Сколько звуков в слове «КОТ»?
- Обозначьте нужными фишками все звуки по порядку.
При необходимости, помочь детям начать звуковой анализ слова.
Индивидуальная работа.
Предложить детям вместо фишек закрасить квадраты-«домики» таким же цветом. Затем предложить написать внизу под каждым звуком соответствующую букву; прочитать слово.
Если данный вариант звукового анализа ещё слишком сложен для большинства детей старшей подгруппы, то используйте вариант для младшей подгруппы.
Для младшей подгруппы:
Дети получают карточку, набор синих и красных фишек, буквы (5 шт., в т.ч. «К», «О», «Т»)
- Послушайте внимательно, и назовите слово, которое мы будем сегодня разбирать: ККООООТ.
- Для этого слова подойдёт домик из трёх окошек.
Воспитатель на доске рисует три клеточки для звукового анализа слова.
- Если окошка - три, то значит, сколько звуков в слове «КОТ»? (три - для каждого звука своё «окошко»).
- Послушайте, как я скажу, чтобы был слышен первый звук в слово «КОТ» так, чтобы хорошо был слышен первый звук: Кот.
- Звук [к] нельзя протянуть, поэтому мы как бы ударяем по нему, чтобы выделить в слове: Кот
- Назовите первый звук. (К)
- Звук [К] гласный или согласный? (согласный)
- Фишкой, какого цвета мы обозначали согласные звуки? (синего).
Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку в первую клеточку.
Дети выкладывают фишку на своей карточке.
- Давайте скажем так, чтобы хорошо был слышен звук, который стоит после [К]: КОООООТ.
- Назовите второй звук ([О]).
- Звук [О] гласный или согласный? (гласный; глас-голос включается, можем его громко крикнуть, пропеть, ничего не мешает ему выходить изо рта).
- Фишкой, какого цвета мы обозначали гласные звуки? (красного).
Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку во вторую клеточку.
Дети выкладывают фишку на своей карточке.
- Послушайте, как я скажу, чтобы был слышен третий, последний звук: коТ (подчёркнуто артикулируется звук [т]). Назовите третий звук. ([т]).
- Звук [т] тоже нельзя протянуть. Произнесите, как я: коТ.
- Звук [т] гласный или согласный? (согласный)
- Фишкой, какого цвета мы обозначали согласные звуки? (синего).
Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку в третью, последнюю клеточку.
Дети выкладывают фишку на своей карточке.
Воспитатель указывает на фишки, предлагает детям назвать звук.
- Давайте внизу под этим домиком нарисуем ещё один, тоже с тремя окошками. Только звуки слова «КОТ» обозначим не цветными фишками, а буквами.
Воспитатель рисует три клеточки под звуковой схемой.
- Какой первый звук? Найдите букву «К» и поставь в первую клеточку.
Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.
- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.
- Какой звук второй? Найдите букву «О» и поставьте после буквы «К».
Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.
- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.
- Какая буква должна стоят в конце слова «КОТ» («Т»).
- Найдите букву «Т» и поставьте её на место.
Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.
- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.
Вместе с воспитателем (или самостоятельно) дети читают слово на доске (вслед за указкой педагога). Затем дети читают «написанное» ими на карточке слово, ведя пальцем по соответствующим буквам.
4. – Давайте попробуем превратить кота в сома. Знаете, кто такой сом? (большая рыба)
Воспитатель выставляет картинки с изображением кота и сома.
- Как вы думаете, как это можно сделать?
- Правильно, заменяя буквы в слове.
- Сначала я заменю в слове «КОТ» последнюю букву. Какая последняя буква? («Т»). Я поменяю её на букву «М».
Воспитатель убирает букву «Т». На её место выставляет букву «М».
- Попробуйте прочитать. Какое слово получилось? (КОМ).
- Что оно обозначает? (да, это, как комочек, только большой; например, ком снега).
- Сейчас надо поменять последнюю букву «М» на букву «К».
Воспитатель или кто-то из детей заменяет букву.
- Прочитайте. Какое слово получилось? (КОК)
- Что обозначает слово «КОК» (так называют повара на корабле).
- Сейчас превратим «КОК» в «СОК». Что надо для этого сделать? (поменять букву «К» на «С»)
Задание выполняется детьми с помощью воспитателя или самостоятельно.
- Как превратить «СОК» в «СОМ»? (поменять букву «К» на «М»).
Задание выполняется детьми с помощью воспитателя или самостоятельно.
Для младшей подгруппы: количество слов сокращается до 2-3. Замена букв происходит под руководством воспитателя.
- Мы заменяли только одну букву, а получали новые слова. Вот видите, как важна каждая буква в слове!
5. Работа в тетради.
«Печатание» слов «КОТ», «СУП» по образцу воспитателя.
Каждое слово - на одной строке; расстояние между словами – одна клетка.
Задание дифференцируется в зависимости от особенностей воспитанников.