Существуют две основные школы экономической мысли: рыночная и марксистская, и все мы знаем, какая из них сегодня доминирует в мире. Менее известно то, что внутри рыночной школы существуют два основных «канона». Либеральный, или классический канон преобладает, его преподают в бизнес-школах и применяют международные институты, типа МВФ или Всемирного банка. Приверженцы этого канона считают, что страны богатеют, находя нишу, в которой они имеют сравнительное преимущество, которое позволяют им производить определенную продукцию с более низкими альтернативными издержками, чем у ее торговых партнеров, а затем производя то, что является специализацией, для мирового рынка. В свою очередь, открыв свои собственные рынки для импорта, им не приходиться идти на высокие издержки, производя товары, которые ценой и качеством будут уступать импортированным. Однако, наряду с либеральным каноном существует "другой", более ранний, чем либеральный, но менее известный сегодня протекционистский канон, основные положения которого раскрывает норвежский экономист Эрик Райнерт в обозреваемой книге.
В XIX веке американцы говорили: «Не следуй советам англичан, следуй их примеру». Сегодня лучший совет, который я могу дать странам третьего мира, звучит так: «Не следуйте советам американцев, следуйте их примеру»
Исходная предпосылка этого «другого» канона заключается в следующем. Разные виды экономической деятельности обладают разной «технологической емкостью», т. е. разным потенциалом для рационализации и внедрения инноваций и в конечном счете для экономического роста. Отсюда следует вывод о том, что экономический успех зависит в огромной степени от правильного выбора поля деятельности. Обобщая, можно сказать, что сельское хозяйство и добыча сырья — плохие области специализации, ведущие к бедности, а промышленность — хорошая, и она ведет к богатству. Это противоречит базовой предпосылке неоклассической традиции, которую нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен сформулировал как «equality assumption» — вложение равного количества трудовых и материальных ресурсов в разные виды деятельности приносит одинаковую отдачу. Возрастающая отдача от масштаба производства и QWERTY-эффекты, связанные прежде всего с тем, что «плохие» виды экономической деятельности не только плохо поглощают инновации, но и плохо их производят, приводят к тому, что новые игроки на «хороших» рынках будут проигрывать старым. Значит, правительствам стран, которые хотят достичь благополучия, следует искусственно стимулировать рост в «правильных» отраслях. Это возможно за счет закрытия рынка введением таможенных пошлин, выплаты субсидий на экспорт, государственной поддержки заимствования чужих технологий, в том числе промышленного шпионажа и т. д.
«Другому» канону следовали все без исключения страны, когда-либо достигавшие экономического благополучия. Добившись успеха, развитые страны, однако, каждый раз пытались запретить странам-конкурентам следовать их примеру. По выражению германо-американского экономиста Фридриха Листа, ведущая промышленная держава — Англия стремилась «отбросить за собой лестницу». Иногда это происходило насильственным путем: на ранних стадиях промышленность стран-конкурентов попросту уничтожалась, как уничтожили англичане текстильную промышленность Ирландии («Шерстяной акт» (Wool Act) английского парламента от 1699 г. запрещал вывоз готовых шерстяных изделий из Ирландии), на более поздних — ее давили более мягкими методами, такими, например, как хлопкопрядение в Индии, промышленность Китая (т.н. «gunboat diplomacy») и, что менее известно, — Южной Европы.
Важную роль в «отбрасывании лестницы» играли и «эзотерические» либеральные экономические теории (рецепты), предназначенные лишь для экспорта. Так, англичанин Адам Смит категорически не советовал американцам строить собственную промышленность, утверждая, что это приведет к падению доходов американцев. А английский экономист Джон Кэри рекомендовал ирландцам и жителям прочих английских колоний сосредоточиться на сельском хозяйстве — совсем к другим мерам он призывал в Англии.
Книга концентрируется вокруг две основных тем: "рецепта" правильного экономического развития и дискуссией с представителями либеральной экономической теории. Райнерт отмечает, что либеральные рекомендации по построению всемирного свободного рынка привели к обеднению стран и полезны только для торговли между уже богатыми странами. Основная причина обнищания — специализация на производстве продукции с убывающей отдачей (с\х, добыча сырья) . Богатые страны имеют квалифицированные рабочие кадры, которые используют продукты с возрастающей отдачей, что также обеспечивает синергию для их собственных продуктов с убывающей отдачей.
Занятость в первичном секторе связана с производством продуктов питания и другими природными ресурсами. Чем больше природных ресурсов будет добыто, тем в дальнейшем сложнее будет добыть больший объем ресурсов. Вкладывание большего количества труда в производство при меньшем количестве продукта означает уменьшение отдачи от производства. Занятость во вторичном секторе связана с преобразованием природных ресурсов в другие продукты. В этих отраслях затраты снизились при увеличении производства, что приводит к увеличению отдачи от ресурсов. Богатые страны богатеют, инвестируя в производство с возрастающей отдачей, такое как промышленность, в то время как бедные страны становятся беднее, инвестируя больше в производство с убывающей отдачей.
Итак, основная идея заключается в том, что богатые страны достигли своего богатства, развивая обрабатывающую промышленность с высокой отдачей. Они достигли этого защищая свою промышленность с помощью тарифов и пошлин. С другой стороны, бедные страны специализируются в областях с низкой отдачей, таких как сельское хозяйство и добыча сырья, которое они потом продают богатым странам с низкой добавленной стоимостью. Богатые страны производя из этого сырья товары с высокой добавленной стоимостью. Для получения этой ресурсной ренты, богатые страны подталкивают бедные страны к переходу к свободной торговле. Однако, слишком быстрый переход к глобальной свободной торговле может привести к деиндустриализации страны и еще большему ухудшению её экономического положения.
Чтобы бедным странам вырваться из своей специализации на бедности, необходимо:
1. Пройти процесс индустриализации.
- Введение защитных тарифов на экспорт сырья и импорт промышленных товаров.
- Инвестирование в развитие инфраструктуры.
- Диверсификация обрабатывающей промышленности.
- Создание синергий между различными отраслями экономики.
- Поддержка свободной торговли внутри страны.
2. Экономически интегрироваться со странами, находящимися на схожем уровне развития.
- Формирование торговых региональных союзов.
- Развитие сотрудничества с партнерами в регионе.
- Поддержка свободной торговли внутри данного региона.
3. Достигнув высокого уровня развития промышленности с высокой отдачей, перейти к глобальной свободной торговле, для расширения рынков сбыта продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Эрик Райнерт на Московском экономическом форуме в 2016 году