В Петербурге много заброшенных особняков и дворцов – этим город манит любителей приключений из разных уголков страны. Во многие культовые места уже проложены дорожки. Например - в особняк Брусницына, который открыл свои двери для туристов этим летом.
Но есть места по-настоящему недоступные. И сегодня я вам покажу одно из таких. Мы зайдем в особняк Веге, в который сейчас попасть нереально.
Мне посчастливилось урвать счастливый билет лет 6-7 назад – в Петербурге искали рисковых ребят, которые за символическую сумму не испугаются (возможно) получить дореволюционным кирпичом по голове внутри одного из легендарных городских забросов. К слову, на встречу с этим забросом я нарядилась как на свидание.
Ультрамариновый король
Георгия Веге называли ультрамариновым королем. Он был немцем по национальности, врачом по образованию и химиком по интересу. И, судя по всему, предпринимателем от бога.
В 1876 году на правом берегу Невы он открыл первый ультрамариновый завод в России. В те годы был очень высокий спрос на ультрамарин. Процесс создания этой синей краски был чрезвычайно сложным и включал в себя измельчение камней, смешивание их с определенными видами воска, масел и смол. Если хоть один ингредиент был неподобающего качества, то цвет получался тусклым, серо-голубым. Если же все условия были неукоснительно соблюдены, то краска не выцветала и наслаждаться ее насыщенным ярко-синим цветом на картинах можно было долгие годы. Даже в наши дни.
До завода в Петербурге ультрамарин был привозной, а значит дорогой. Георгий Иванович запустил дело, сумев сохранить качество и снизить цену продукта. Если раньше цена на ультрамарин из Европы могла достигать 120 рублей за пуд, то теперь дельта цен составляла 3-20 рублей. Иностранные конкуренты были вынуждены покинуть российский рынок, а московское подразделение французской компании «Братьев Дешан» и вовсе закрылось, оказавшись нерентабельным.
Дела на Киновиевском ультрамариновом заводе шли блестяще - вплоть до революции завод производил больше половины всего ультрамарина в России. И даже вышел на зарубежные рынки.
Кстати, свое название предприятие получило благодаря находящейся рядом Киновии Александро-Невской лавры – загородному архиерейскому хозяйству, существовавшему с 1820 года. И место было выбрано не случайно. Монастырь, - это как минимум дорога, причем добротная. Внешне дикий, а потому недорогой участок между Невой и Оккервилем имел хороший подъезд, да еще и выход к Неве – важной городской транспортной артерии и источнику воды, необходимой для выработки ультрамарина. Я же говорила - это был очень талантливый бизнесмен...
На Киновиевском заводе царил едва ли не развитой социализм. Предприниматель поселил рабочих не в бараках - построил им вполне приличное жилье. Но и это еще не все - тут так же появились больница, школа. Для рабочих существовал определенный соцпакет и начислялись пенсии. Предприятие было образцовое, и это отражалось и на результатах труда.
В 1896 году на Всероссийский промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Киновиевский ультрамариновый завод получил премию за высокое качество продукции и право использовать на упаковке изображение государственного герба, даровавшееся лишь избранным производителям.
Особняк без создателя
На территории своего производства Георгий Иванович в 1890 году построил особняк. Видимо, для того, чтобы было удобнее следить за производством. Что опять-таки говорит о его неравнодушии к делу. Здесь Георгий Веге и прожил 22 счастливых и весьма деятельных года.
После своей смерти Веге завещал завод своему сыну Роберту. Однако тот не захотел жить рядом с вредным производством и построил себе дом на набережной Крюкова канала. Впрочем, теперь этот дом не так славит Роберт Веге, как Сергей Шнуров, живший здесь несколько лет назад.
Автор особняка в стиле эклектика неизвестен. Снаружи он довольно неприметен, зато внутри – настоящая находка для фотографа и любителя увядающей роскоши. Комплекс считается выявленным объектом культурного наследия, а сам особняк - региональным памятником архитектуры. Однако это ему не сильно помогло – уже несколько лет назад дом разваливался на глазах.
Возможно, за это стоит благодарить научно-производственное объединение «Пигмент», которое некогда стало преемником завода Веге.
Что сейчас внутри?
На лестнице особняка можно разглядеть богатую лепнину. Однако больше всего впечатляют кариатиды. В некоторых местах они как-будто отреставрированы, но одна из дам настолько в печальном состоянии – как-будто сошла с кадров из фильма ужасов...
Под слоями советской краски можно разглядеть роспись стен в особняке – цветочный орнамент. Лестницу украшают чугунные перила. На втором этаже можно посмотреть на свое отражение в старинном зеркале. На свое отражение на фоне общей разрухи...
Самая большая комната на втором этаже – гостиный зал. Когда была там, там стояла деревянная стремянка - меня уверяли, что реставрация здания вот-вот начнется. Однако читаю современные заметки в СМИ – воз и ныне там.
Уже тогда в здании царили сырость и грибок. В некоторых залах было страшно сделать лишний шаг - пол прогибался под моим весом, уже были видны дыры в полу. Лестница на третий этаж была огорожена предупреждающей лентой. Впрочем, как я читала, вся красота - только на первом и втором этажах.
К особняку примыкает печной цех. Возможно, по этому ходу некогда Георгий Веге шел на завод.
Говорят, лет 20 назад в особняке можно было видеть полуразбитые скульптуры, позолоченную лепнину на потолке, изысканной красоты изразцы каминов. Когда-то в окнах этого дома были известные на весь город витражи.
Это были два парных витража с мужской (слева), и с женской (справа) фигурами в ренессансных одеждах. В руках у них были бокалы (мужчина с кубком, женщина - с рёмером). В верхних частях окон были букеты с розами и птицы. Как отмечают эксперты, это была классическая схема швейцарского кабинетного витража, которая даже имеет название - «Дама, подающая кубок».
Уже несколько лет назад витражей в особняке не было. По городским слухам, цветные стекла, вынутые из рам, надежно где-то спрятаны. Но это оптимистичная версия. А более реальная – витражи растащили любители легкой наживы или охотники за оригинальными сувенирами.
Уголовное дело Шредингера
Реставрации как не было, так и нет. Особняк долгое время принадлежал АООТ НПФ «Пигмент», заводу №5. Название этой компании вызывает нервную дрожь сразу у нескольких поколений градозащитников.
В отношении «Пигмента» из-за особняка было составлено пять протоколов об административном правонарушении и выдано восемь предписаний об устранении нарушений. А что толку?
В 2014 и 2015 годах КГИОП дважды обращался в Арбитражный суд с иском о понуждении собственника разработать мероприятия по обеспечению сохранности объекта и выполнить его реставрацию. «Пигмент» продолжал уклоняться от принятия мер по сохранению особняка. Никакой даже консервации...
Депутат Заксобрания Петербурга Алексей Ковалев неоднократно обращался в городское управление МВД и в прокуратуру Петербурга с требованиями о возбуждении в отношении собственника уголовного дела и о назначении судебной экспертизы для установления стоимости восстановительных работ. Каждый раз ему отказывали в возбуждении уголовного дела.
В 2019 году в СМИ появилась скупая информация о возбуждении в отношении «Пигмента» уголовного дела. Сперва оно расследовалось очень активно. Была проведена экспертиза с привлечением СПбО ВООПИК, предъявлено обвинение генеральному директору «Пигмента» Мурашову. Но затем дело благополучно было спущено на тормозах. Главное управление МВД проинформировало Ковалева, что дело закрыто из-за истечения срока давности.
В 2020 году депутат вновь обратился к прокурору города. В ответе ему подтвердили нарушение руководством «Пигмента» требований по сохранению памятника. 17 декабря того же года городская прокуратура отменила постановление о прекращении уголовного дела как незаконное, поручив прокуратуре Невского района проконтролировать его ход и результаты расследования.
Как пишут СМИ, сейчас особняк приобрела компания Setl City. Она снесла все, кроме исторической застройки для возведения нового ЖК. В особняке Веге были проведены первоочередные противоаварийные работы.
«Были проведены масштабные исследования объекта культурного наследия: изучены исторические данные, проведен анализ материалов и конструкций, выполнены обмерные и фиксационные чертежи.Проектными решениями предусматривается восстановление исторической планировки особняка с приспособлением под офисные пространства. Фасады особняка также восстанавливаются по исторической иконографии и сохранившимся фрагментам.Интерьеры сильно разрушены, проектом предложено полное восстановление гипсовых и штукатурных элементов декора, музеификация живописи, восстановление исторического цветового решения интерьеров, напольных покрытий (метлахская и цементная плитка, паркет), витраже», – говорилось на сайте ООО «НИиПИ Спецреставрация».
Особняк и заводской корпус обещали отреставрировать и приспособить под современное использование к концу 2022 года. Там планировали открыть бизнес-центр, спортивный комплекс с бассейном, магазины и общественное пространство. Проекты этой реставрации и ее конечный результат можно было найти в Сети.
Однако, как вы могли догадаться, в жизнь пока они так и не были воплощены...
📍Адрес: Октябрьская набережная, 38
Еще один труднодоступный особняк в Петербурге - дом Кельхов на улице Чайковского. Однако ему повезло куда больше - сейчас он в отличном состоянии. Многие мечтают не на фото, а вживую увидеть настоящее чудо - готическую столовую на одном из его этажей. Прогуляться по этому особняку и узнать его легенды можно здесь.
Подпишитесь на канал Парадная гостья, чтобы не пропустить новые места!