Памятная дата- 100 лет со дня смерти В.И.Ленина прошла как-то тихо и незаметно. В новостях Яндекса разве что сообщение: "Малинкович потребует лишить Слуцкого мандата ГД из-за идеи захоронить Ленина".
Ну, Леонид Слуцкий - это нынешний лидер ЛДПР, партии, изрядно увявшей после кончины Жириновского.
А Малинкович, оказывается, Председатель ЦК партии "Коммунисты России". Первый раз слышу и о нём и об этой партии.
Лишат Слуцкого мандата ГД или нет- как- то не слишком интересно.
Но почему-то никто не вспомнил, о том, что после смерти Ленина начался так называемый "Ленинский призыв" в РКП(б). За 1924 год в партию вступило около 350 000 человек.
Среди них была и моя бабушка, Ирина Николаевна Рубцова, в замужестве Шубрикова. Ей тогда было 19 лет.
Коммунистические убеждения она пронесла через всю свою жизнь.
Вот её фото тех лет.
Она родилась в Петербурге в 1905 году в приличной дворянской семье. Семья была не знатной, поскольку потомственное дворянство получил только её дед, Николай Иванович Рубцов, чиновник, дослужившийся до действительного тайного советника.
Богатств тоже не было- отец, Николай Николаевич Рубцов, получив профессию архитектора- декоратора, работал на скромных должностях сначала преподавателя, а потом инспектора Художественно-ремесленных мастерских Императорского общества поощрения художеств. Эти мастерские выпускали высококвалифицированных мастеров- резчиков, паркетчиков, каменщиков и т.д. Семья занимала служебную квартиру от Общества поощрения художеств в Гривцовом переулке, собственного жилья у них не было. Бабушка была младшей из четверых детей, у неё были две сестры и брат.
Однако карьеру её отец всё- таки сделал, причём блестящую, хоть и несколько сомнительную. Карьеру игрока в покер. За это пристрастие и был лишён наследства "старым генералом", как называли Николая Ивановича окружающие. В долгу не остался, женившись на дочке его камердинера Полине Лукьяновой, которая служила горничной в доме Рубцовых. Породнённый с собственным камердинером, Николай Иванович и слышать больше не хотел о сыне. Характер у старика был жёсткий.
Покеристом Николай Николаевич действительно был выдающимся- он обладал не только математическими способностями, но и фотографической памятью. К концу игры он всегда точно знал, у кого из игроков на руках какие остались карты. Так что именно его балерина Матильда Кшесинская, заядлая картёжница, выбрала в качестве своего постоянного партнёра по игре в покер. Если учесть, что Кшесинская была любовницей трёх Романовых подряд, то будучи её карточным партнёром, Николай Николаевич не только успешно поправлял своё материальное положение, но и получал выгодные заказы на отделку дворцовых помещений, в частности, на отделку интерьеров дворца Великой княгини Ольги Александровны ( современный адрес- ул.Чайковского 46- 48, основную часть залов арендует Санкт- Петербургская промышленная палата) . Это старинное здание, часто именуемое "особняк Барятинского", интерьеры которого переделывались в 1903 и 1910 годах.
Скончался Николай Николаевич скоропостижно, в 1910 году. Царапина, сепсис- и всё. Антибиотиков в те времена не было.
Семья осталась без средств, надо было освобождать служебное жильё.
Тогда друзья Николая Николаевича и устроили овдовевшую Полину Осиповну экономкой к всё той же Матильде Кшесинской. Разумеется, с предоставлением жилья для неё и детей. У Кшесинской Полина Осиповна отработала семь лет. Уважения к Кшесинской она не испытывала, хотя и восхищалась Кшесинской как балериной. У неё, вдовы с четырьмя детьми, принадлежащей к дворянскому сословию, были свои представления о чести. Но свою работу делала исправно.
В 1917 году, как известно, началась революция.
Газетная карикатура того времени, вполне отражающая отношение общества к Кшесинской:
Когда в 1992 году в России были изданы мемуары М.Ф.Кшесинской ( Москва, издательство " Артист. Режиссёр. Театр", редакционно- издательский комплекс "Культура", то там оказались и воспоминания о Н.Н. и П.О.Рубцовых:
"Мы всё время сидели в проходном коридоре, где не было окон,чтобы шальная пуля не попала в кого- нибудь из нас. Все эти дни еду нам приносили из моего дома мои люди, которые остались верны мне до конца, за исключением моей экономки Рубцовой и коровницы Кати. Что Катя- коровница воспользовалась переворотом и крала мои вещи, меня не особенно огорчало, она была крестьянкой, но поведение госпожи Рубцовой меня глубоко поразило.
Рубцову я взяла к себе после смерти её мужа, художника- декоратора, которого мы все хорошо знали и очень любили. Они отлично жили и принимали у себя очень хорошо...
... Так как покойный Н.Н.Рубцов был нашим частым партнёром в покер, то в память его мы стали за каждой игрой откладывать известную сумму в пользу его вдовы, и из собираемого таким образом капитала ей выдавалась помощь. К моменту переворота накопился капитал 20 000 рублей, что было громадной по тому времени суммой. И вот та самая Рубцова, которой не только я, да и все мы оказали столько внимания, приняла революционеров с распростёртыми объятиями, объявив им : "Входите, входите, птичка улетела".
Кстати, мне как- то попалась биографическая книга о Кшесинской, которую наваяла какая- то дама по фамилии Вервейко, проживающая в городе Барнауле. В этом опусе утверждалось, что Н.Н.Рубцов был ... художником Мариинского театра и в подтверждение цитировались отрывки из тех же воспоминаний Кшесинской. Мадам Вервейко искренне полагала, что под " мы" Кшесинская имела в виду коллектив Мариинского театра. Анекдот.
А потом в особняке Кшесинской, где продолжали жить Полина Осиповна и моя бабушка, которой в то время было 12 лет, расположился штаб большевиков во главе с В. И .Лениным
(Продолжение следует).