Лицо города, его особый колорит создают здания. Одни со временем разрушаются, другие становятся культурным наследием, но лишь единицы получают от жителей свое собственное, народное имя.
Апартаменты Бабы-яги
Окажись Баба-яга в Москве XXI века, жить бы ей в многоквартирном доме, но тоже на курьих ногах! А что же, домов на курьих ногах в нашей столице сразу несколько, и это не метафора. Первый из них, 17-этажный жилой дом на проспекте Мира, 110, был по строен в 1965–1966 годах архитекторами В. Андреевым и Т. Заикиным.
Уникальность его состоит в том, что фундамент расположен на гигантских ногах-сваях, вбитых в землю. На первом этаже находятся входы в подъезды. В каждом из них по две лестницы: одна ведет к лифту, вторая на чердак. Перил нет, вместо них — стена из стеклянных кирпичей-блоков. Со стороны здание действительно кажется стоящим на курьих ногах.
На курьих ножках стоит и 25-этажный дом на проспекте Мира, 184, корпус 2, 1968 года постройки. Здание возводили из специальных крупных панелей, изготовленных на уникальном вибропрокатном стане, являвшемся чудом градостроительной техники тех лет.
И еще один 25-этажный «дом Бабы-яги», с самыми внушительными ногами-опорами, был построен в 1978 году. Поскольку каждый последующий этаж строили внахлест с предыдущим, со стороны кажется, будто дом расширяется кверху. Смотришь и думаешь: да как он вообще не падает?! Но строители утверждают, что этот «дом-сороконожка» по адресу Беговая, 34, крепко стоит на ногах.
Советские опыты
Социальные эксперименты, обрушившиеся на Россию в ХХ веке, не могли не отразиться на архитектурном стиле новых зданий. НИИ, в которых когда-то трудилась неисчислимая армия инженеров и младших научных сотрудников, состояли из металлического каркаса и стеклянных стен. И первое подобное здание в Москве появилось по адресу Мясницкая, 39, в 1935 году благодаря французскому архитектору Ле Корбюзье. Его тут же прозвали Дом-флейта.
А вот проект московского чудо-общежития, или дома-коммуны, по адресу Орджоникидзе, 8/9, разработал в 1930-м наш соотечественник архитектор И. С. Николаев, тут же попав в родоначальники русского конструктивизма. Внешне здание представляет восьмиэтажную пластину, внутри же насчитывает 1 000 двухместных спальных кабин площадью 6 метров. Отдельно располагались столовая и санитарный корпус с душевой и раздевалкой. С 1950-х годов в здании жили студенты Института стали и сплавов.
Так называемый Лежачий небоскреб имеет еще несколько самостоятельных народных названий: Дом атомщиков, Длинный дом, Титаник. Это здание, находящееся по адресу Большая Тульская, 2, удивительно во многих отношениях. Строили его больше 10 лет. Предполагалось, что в доме будут жить исключительно работники атомной промышленности.
К задаче государственного масштаба архитекторы подо шли со всей ответственностью. Во-первых, все углы в доме были сделаны не прямыми, чтобы здание имело повышенную сейсмоустойчивость. Во-вторых, при возведении дома использовали все имеющиеся на тот момент строительные материалы: монолит, железобетонные плиты, балки и кирпичи. В-третьих, в здании, состоящем из 980 квартир, было фантастическое для 1980-х годов множество вариантов планировки — даже двухэтажные квартиры с огромными балконами!
Флора и фауна
В советские годы существовали и достаточно гармоничные архитектурные проекты, как, например, Ажурный дом на Ленинградском проспекте у метро «Динамо». Один из первых в Москве построенный из панельных бетонных блоков, он признан памятником архитектуры.
Этот шестиэтажный дом — дешевый в постройке, красивый, эстетичный — возвели в 1941 году. В нем не было лепнины, мозаики и излишней монументальности сталинской эпохи. При этом бетонные стены были выполнены таким образом, что со стороны казалось, будто в качестве строительного материала использовался дымчатый мрамор.
Ажурный дом должен был стать не дворцом, а образцом помещения для жизни советского человека. Квартиры сделали небольшими, но на редкость уютными. На первом этаже располагались гастроном, салон красоты, ателье и даже детский сад. А свое удивительное название дом получил из-за ажурных решеток в виде распустившихся цветов, за которыми скрывались балконы. Орнамент решеток создал признанный книжный график В. А. Фаворский.
Любовью москвичей пользуются и дома с изображением птиц и животных, например Дом с чайками, построенный в 1910 году по адресу Спиридоновка, 36, архитектором Н. И. Жериховым. Фасад дома в стиле модерн украшает изображение летящих чаек, созданное при помощи абрамцевской «акварельной» плитки сине-изумрудных оттенков. Интересно, что вся композиция в точности повторяет оформление мхатовского занавеса, разработанное Ф. О. Шехтелем в 1902 году. Говорят, что первые владельцы дома были страстными театралами.
Москва, конечно, не Питер, но и в ней достаточно зданий с величественными львами. Но народного названия удостоилось лишь одно из них. Дом со львами, или Генеральский дом на Патриарших в Ермолаевском переулке, 9, напоминает дворянскую усадьбу, только сильно увеличенную в пропорциях. Дом был построен к победе в Великой Отечественной войне для высших офицеров. Проектировали Дом со львами архитекторы Военпроекта М. М. Дзисько и Н. И. Гайгаров.
Однако больше всего в доме поражает вовсе не его архитектура, а «несоветская» планировка. Предполагалось, что генералы будут жить в квартирах общей площадью 200 метров каждая! Расположение и количество комнат впечатляли: передняя, гостиная, кабинет, детская, спальня, столовая, кухня, кладовая и даже комната для домработницы. На вызывающую роскошь квартир обратил внимание даже Н. С. Хрущев, как известно недолюбливавший военных.
Дмитрий Ланской