Дорогие друзья и коллеги! Вся республика и страна на этой неделе обратили внимание на массовые протесты в Баймаке, Уфе и социальных сетях, которые сопровождались сбоем в работе мессенджеров. Важно проанализировать данные события объективным взглядом и найти системные, конструктивные решения.
1. Если посмотреть на ситуацию взглядом психолога или простым человеческим взглядом, то видно, что массовый протест с площадей перешёл в онлайн формат и многие люди испытывают душевную боль от происходящего, остро реагируют на несправедливое и антигуманное отношение. Прошу в данной ситуации воздержаться от любых форм насилия, как по отношению к себе, так и к другим. Альтернативной является психологическая, психотерапевтическая, психиатрическая помощь для всех сторон конфликта. Действуйте в рамках закона (даже если и данные законы пока далеки от совершенства, а их исполнение все чаще показывает двойные стандарты). С случае нанесение вреда физическому и психологическому здоровью обращайтесь к специалистам, фиксируйте моральный и материальный ущерб.
2. Это не конфликт 2 людей, как это может показаться на 1 взгляд. Для таких массовых и продолжительных протестов есть целый ряд политических, экономических и психологических предпосылок. И эти предпосылки появились не вчера и не сегодня, а накапливались годами и десятилетиями. Различные эксперты, специалисты и политологи уже достаточно подробно проанализировали системные, корневые причины массовых протестов в Башкортостане. Среди них и сверхцентрализация со стороны кремля по отношению к регионам, отчуждение у народа средств производства, природных ресурсов и других активов, разрушительные решения по отношению к традициям, языку, истории, археологии, культуре, варварская добыча полезных ископаемых, от которой весь многонациональный народ фактически ничего получает, видя лишь уничтожение плодородной почвы и ограничение возможностей для ведения сельского хозяйства и туризма. Системная ошибка – обесценивание и нарушение договоренностей между центром и субъектами федерации, принятие законов, идущих вразрез с культурными и общечеловеческими ценностями и ограничивающими права народа на самоопределение. Например, одним из культурных достояний башкирского народа является Йыйын (собрание, совет, народный сход) – образец древней демократии, который издавна помогал конструктивному диалогу и принятию судьбоносных решений. Охота за ведьмами, разделяй и властвуй, закручивание гаек до той степени, что резьбу срывает и система идёт вразнос – общество всё это уже проходило и в одну и ту же реку дважды уже не войдешь. Может, вместо того, чтобы запрещать мирные народные собрания, как это делали во времена царизма, наоборот, включить Йыйын в план мероприятий и проводить диалог на ежемесячной или ежеквартальной основе? В онлайн формате или в местах, где нет помех общественному транспорту. И тогда патриотизм, пассионарность и субъектность молодежи (не только башкирской) можно реализовать в созидательном ключе. И данный опыт может оказаться полезен для всего многонационального народа страны. Если, конечно, народ воспринимается как субъект, а не объект.
3. “Знаки и символы правят миром, а не слово и закон” – слова Конфуция очень точно описывают и наши времена. То ли по незнанию, то ли по предварительному сговору вся эта вакханалия с судилищем и провокациями граждан происходит за несколько дней до Сеянтусской трагедии. Вот это уже выглядит как глумление над башкирским народом, для которого геноцид со стороны царизма - это незаживающая душевная рана на уровне ДНК. Не хочется верить в теории заговора. Давайте будем опираться на факты в целях просвещения и недопущения ошибок. "...Сеянтус (башк. Һөйәнтөҙ, Һөйәнтүз, Һөйәнтүҫ) — деревня, существовавшая в Балыкчинской волости Сибирской дороги до 24 января 1736 года. Известна трагическими событиями в истории башкирского народа XVII—XVIII вв. 24 января 1736 года в Сеянтусе правительственными командами А. И. Тевкелева было расстреляно и заколото копьями и штыками около 1 тысячи жителей деревни, а 105 мужчин были сожжены в амбаре....Затем карательные отряды Тевкелева и полковника Мартынова разорили и сожгли еще 51 деревню, убили свыше 2 тыс. человек Балыкчинской, Унларской, Кыр-Таныпской волостей Сибирской дороги (ныне территории Аскинского, Балтачевского, Караидельского районов Башкортостана). Командами И. К. Кириллова, майора Б. Л. Останкова и генерала-лейтенанта А. И. Румянцева было разорено и сожжено около 500 (убито около 3 тысяч человек), в 1737 году под командованием Л. Я. Соймонова — 30 (ок. 900 чел.), в июне—августе 1740 года — 725 деревень. Жестокие меры царской администрации в отношении башкир, пытавшихся противостоять Оренбургской экспедиции, привело к ещё большему усилению восстания..." Давайте будем учить уроки истории, чтобы каждый раз не делать работу над ошибками. Вот как сегодня народом может восприниматься уничтожение деревень и природы? У кого-то это единственное место жительства, а в ситуации перманентного кризиса - и выживания. Или как может восприниматься официальное восхваление преступников, которые сжигали деревни с мирными жителями ради добычи полезных ископаемых? И при этом происходит разрушение памятников народным героям. Нет ли тут двойных стандартов? И не начинают ли ассоциироваться символы самодержавия с двойными стандартами? У многих людей, родившихся в советское время и знающих, что какой символ означает, все это вызывает, мягко говоря, когнитивный диссонанс. Может, история возвращается по спирали и мы снова оказались в эпохе царя Катила? Видимо, впереди и возвращение Урала (пробуждение всенародного самосознания с ценностями Добра, сохранения природы и человечности). А как народу относиться к атаке на памятники природы, народные святыни, места силы? Попытка уничтожить Шиханы, неконтролируемая раздача Роснедрами лицензий на добычу полезных ископаемых во многих районах Башкортостана, непонимание чиновников: что они значат для народа или нежелание понимать? Например, жители деревни Рысаево Учалинского района возмущены тем, что работает тяжелая техника вблизи родника Йәнбирҙе – отец Урала, символ мужского здоровья и долголетия. А в верховьях хребта Уйташ, в районе родника Йәнбикә - мать Урала, символ женского здоровья и долголетия – лесовозы разрушили туристический мостик и всё в округе. Уничтожают символы по незнанию или умышленно? В любом случае важен результат. Журналисты при этом все знают, но им руководство запретило об этом писать. Если слова мало что решают, может и разрешить свободу слова? Может надо приостановить выдачу лицензий и ввести мораторий на разработку недр до тех пор, пока не будет найден механизм справедливого распределения доходов и не будет согласована с народом карта: где можно копать, а где нельзя?
4. Это ведь не только башкирский протест. Видно, что во многих регионах страны и во многих частях планеты, вне зависимости от национальности, люди поддерживают протест башкир. Ведь все здоровые силы общества понимают, что происходит. Болезни, бедность и другие беды не спрашивают, какого ты роду-племени. Что в итоге остается детям, студенчеству, молодежи? Мизерные стипендии, из-за которых многие студенты вместо учебы вынуждены подрабатывать? Зарплаты бюджетников на уровне прожиточного минимума? Нищенские пенсии на фоне галопирующей инфляции? И при этом многомиллиардные доходы предприятий и олигархов, приближенных к коррупционерам. Может, это на самом деле классовая борьба?
5. Если посмотреть на данную ситуацию глазами футуролога, то можно увидеть и конфликт искусственного интеллекта с естественным. Естественный интеллект – это Человек и Народ, которые ищут возможности для самореализации (в норме), либо выживания (в ненормальных условиях). Искусственный интеллект, образно говоря, сегодня в большей степени представлен запрограммированными биороботами, которых организованные политические группировки превращают в объекты для реализации своих деструктивных решений (сфабрикованные уголовные дела, жестокое обращение с людьми, разрушение природы, расхищение природных богатств, рейдерский захват предприятий, принятие антигуманных законов, деление людей на своих и чужих, дискриминация по национальному или иному признаку и др.). Уже сегодня часты случаи, когда люди обращаются с острыми проблемами или актуальными предложениями, а в ответ получают штампованные отписки или на другом конце провода вместо человека - телефонный робот. В целях профилактики противостояния людей с биороботами предлагается создать гуманистическое движение “Всенародный Разум”. В движение могут войти все желающие люди на равноправной основе для принятия гуманных, человечных и справедливых решений. Напишите, кому это интересно и свои предложения.
6. А как Вы считаете, в чем корневые причины массовых протестов? И какие решения являются правильными и гуманными? Всем Добра)
#башкортостан #уфа #баймак #учалы #протест #экология #психология #политика
Психологический анализ массовых протестов в Башкортостане
21 января 202421 янв 2024
9
7 мин