На днях обещал читателям своего Телеграм-канала рассказать о некоторых нюансах путешествия на круизном лайнере. Правда, на одном из самых больших на тот момент лайнеров по Карибскому морю я путешествовал всего один раз и было это 14 лет назад, но с тех пор мало что изменилось. Разве что эти махины стали еще больше, развлечения на них еще круче, а цена серьезно поднялась.
Скажу сразу, это такой жизненный опыт, который я бы рекомендовал испытать каждому хотя бы раз в жизни при наличии хоть малейшей возможности. Если у меня будет возможность, то я обязательно повторю это путешествие еще раз.
Корабль действительно впечатляет и это слово будет преследовать вас от первого до последнего дня путешествия. Впечатлять он начинает еще с момента подхода к пирсу. Это такая махина, которая не помещается в ваш обзор, и приходится задирать голову высоко наверх или опускать низко-низко, чтобы разглядеть хотя бы в высоту (примерно 24-этажный дом). А длину современные лайнеры сейчас имеют 300-360 метров.
На входе вас тщательно сфотографируют в разных позах на разных фонах, чтобы потом загнать фотографии вам же по такой же впечатляющей цене. Одна фотография стоила 20 долларов, комплект — 100 (было это давно, потому могу чуть путаться в цифрах, но вряд ли сильно ошибусь). Многие эти фотографии не выкупают, но большинство считает, что такое бывает раз в жизни, а потому оно того стоит. Даже если их купит один из десяти, фотографы не останутся внакладе.
Второе потрясение — главная палуба. Вы попадаете на настоящую улицу, с большим количеством магазинов, клубов, ресторанов, детских площадок и Бог знает чем еще (на каждом лайнере свои фишки). Да, это реально широченная улица, где могут разъехаться пара машин, по бокам которой что-то типа домов, где первые этажи — нежилые, а выше уже окна кают.
Две верхние палубы обычно самые дорогие и там расположены люксовые номера. У них есть большое количество преимуществ перед всеми остальными и только один недостаток, о котором расскажу позже.
На самый люкс я не потянул (и правильно сделал), а потому у нас был номер на пару палуб ниже. Но даже он был прекрасным. Двуспальная кровать кинг-сайз, отдельная душевая с туалетом, собственный балкон со столиком и стульями (чтобы наблюдать закат, попивая (!) кокосик и положив ноги на банкетку). В общем, пятизвездочный отель в открытом море.
Теперь об одном нюансе. Дело в том, что наличные и безналичные деньги на лайнерах популярностью не пользуются. Все что угодно покупается и продается при помощи системы «румчардж», а точнее — ключа от ваших дверей. Вы можете зайти в часовой бутик, схватить первые попавшиеся часы за 50 000 долларов, взмахнуть ключом над кассой и убежать. Часы ваши! Так же покупается вода, вино за обедом и ужином, экскурсии, сувениры, массаж, фишки в казино, билеты в кино и все-все, что самый изощренный и извращенный ум человека изобрел в качестве отдыха и развлечения.
Не знаю, можно ли заказать в номер женщину или мужчину, но думаю, что при необходимости и эту услугу окажут. А так-то там полно и бесплатной публики, которую можно разглядеть на верхней палубе во время загара во всех подробностях и выбрать по вкусу.
К чему я все это рассказываю. К тому, что если у вас есть дети, а с ними вместе — жена-транжира, то выпускать их гулять по лайнеру в одиночку с картой от каюты в руках — смертельно опасно для вашего благосостояния. Они легко могут спустить любую сумму за рекордно короткое время и вы потом на выходе с корабля будете очень долго морщить лоб, пытаясь сосчитать нули в чеке. А обратной дороги, как вы понимаете, уже нет.
Мало того, в сам круиз не входит многое из того, что вы обязательно захотите или должны будете приобрести отдельно. Сам круиз на двоих может стоить, к примеру, 3000 долларов и это совсем недорого для такого уровня отдыха. Там будет написано «все включено» и обыватель привычно накинет еще 10-20 процентов на сувениры, сотрудникам на работу и развлечения. Ну, если он намерен гульнуть по-черному, то и все 100 процентов можно заложить, но все равно оказаться в итоге очень далеко от реальности.
Оказывается, все хотят иметь вайфай на борту! Ну, как же не постить в инсту фоточки со скоростью 10 штук в секунду?! Так вот, вайфай там очень недорогой для спутникового интернета (а другого на корабле, как вы понимаете, нет). Но 550$ на ДВА!!! устройства за все время поездки вас все равно неприятно удивят.
Про еду я расскажу отдельно, она прекрасна, обильна, круглосуточна и вне всяких похвал. НО! Напитки в нее, увы, не входят. Поэтому либо вы машете ключом от каюты, как пропеллером, охлаждая себя, либо взмахиваете каждый раз, когда хотите выпить стакан воды, колы, кофе или прочих безалкогольных напитков. Как вариант, платите, по удивительному совпадению, опять 550$ за период отдыха.
Очень обиден тот факт, что эти 550$ никак не освобождают вас от оплаты алкогольных напитков по отдельному прейскуранту.
Вы не поверите, но массаж на двоих по 50 минут каждому стоит опять 550$. Просто удивительное, невероятное совпадение! Но массаж качественный!
Давайте еще расскажу про то, что большинство женщин не могли пройти мимо многочисленных фотографов, которые снуют по всем палубам и предлагают сессии в разных локациях и на специально отведенных фонах. Само собой, с вами никто даже не заикается о каких-то там бренных казначейских билетах!
Все абсолютно бесплатно, заплатите потом, если понравится! На следующий день, когда вы шли мимо и решили мельком глянуть на фотографии, вдруг понравятся, вам не удастся на них «просто взглянуть». Вас возьмут за руки, торжественно поведут в просмотровой зал, усадят в бархатные кресла, выключат свет, принесут напитки, запустят расслабляющую романтическую музыку и начнут демонстрировать красоту окружающей природы, лайнера, на котором вы плывете, и только когда у вашей девушки глаза уже будут на мокром месте то ли от восторга, то ли от принесенных напитков, по экрану начинают проплывать ваши фотографии, сделанные, кстати, удивительно некачественно.
После такого просмотра не купить хотя бы несколько фотографий было бы с нашей стороны просто свинством, тем более, что к ним в придачу «совершенно бесплатно» вам дадут красивый конвертик, а могут даже распечатать целый фотоальбом. Правда, стоить это будет несколько долларов. Давайте попробуем угадать, сколько?
Вы у меня слишком умные и хором приметесь кричать — 550$!!! Так? Как бы не так! Ошибаетесь! 1100$, потому что вас двое — по 550 за каждую морду лица на фото. Да, я не запутался в нулях. При стоимости всего круиза в 3000$ вы легко можете заплатить 1100$ за не слишком качественные фотографии!!! Многие платят!
Дальше рассказывать или сами догадаетесь, что большинство услуг, активностей, развлечений и расслаблений будут стоить все те же 550$ или что-то около того?
В общем, если вы не собираетесь сидеть в каюте всю поездку, а единственным своим развлечением сделать ежедневную прогулку по торговой улице (от которой уже через несколько дней вы будете зевать), ничего не покупая в магазинах, то уже через неделю вы с удивлением обнаружите, что на дополнительные услуги потратили в два раза больше денег, чем рассчитывали на весь отдых вместе с билетами на трансатлантический перелет в бизнес-классе. Ну, еще можно совершенно бесплатно загорать у себя на балконе или на сандеке (солнечная палуба) да поплавать в паре-тройке бассейнов.
В общем, только тот факт, что моя жена всегда была достаточно скромна в своих требованиях, спас меня от разорения и очередного кредита. Но сколько-то тысяч (сколько, точно не помню, плохое быстро забывается) дополнительных долларов все равно пришлось потратить по умолчанию. Без этого там просто не выжить. Все заточено под оплату дополнительных услуг по принципу «куда вы денетесь с подводной лодки?!»
Кстати, часто экскурсии входят в стоимость билета «все включено». Некоторые, отчаянно испугавшись всех этих дополнительных трат, даже на экскурсии ходить переставали, а потом выяснялось, что совершенно зря. А вот поехать на экскурсию в большом автобусе, микроавтобусе или личном лимузине, зависит уже от вашего желания (вернее, желание-то есть, а вот будет ли столько денег на карте — вопрос).
Если вы любители пляжного отдыха, то подобный круиз для вас! Вы можете загорать на разных пляжах с непостижимо белым песком и прозрачной водой, причем практически каждый день пляж будет новым, на другом острове. Те, кто любит экскурсии, могут ездить по достопримечательностям, взбираться на небольшие горы, ходить в старинные города, толкаться там в сувенирных лавках и получать все удовольствия одноразового посещения места, которое не то, что не надоест, вы его и запомнить-то толком не успеете.
Опасения того, что тысячи людей одновременно будут садиться на автобусы и толкаться у одного бассейна, совершенно необоснованны. Лайнер устроен так, что все распределяются по нему тонким слоем и такого, чтобы пара тысяч человек одновременно решила посетить какое-то одно его место, просто не бывает (если это не концерт или кино).
Кто-то пошел по магазинам, кто-то в казино, кто-то мокнет в бассейне, кто-то по записи лежит на массаже, а кто-то пытается сожрать все, что ему положено во всех ресторанах, и рыдает от невозможности это осуществить.
Все посадки и высадки происходят строго по расписанию и сменам! Потому никакой толкучки там нет. Выходит конкретная смена, садится в конкретные автобусы и уезжает, потом идет следующая и т.д. У каждой каюты свое время, все продумано до мелочей и делается очень и очень организованно.
Кормят на таких лайнерах на убой одновременно в нескольких заведениях и такого, чтобы не было вообще никакой еды, не бывает никогда. Если главные рестораны закрыты на уборку и подготовку к завтраку-обеду-ужину, то всегда есть рестораны «а-ля карт» и всевозможные буфеты.
Если и они уже закрыты, а за иллюминатором глухая ночь, то есть ночной буфет, где вы всегда можете взять себе сиротскую пайку в виде бутербродов, гамбургеров, картошки-фри и чего-нибудь еще до кучи. Если в буфет идти уже сил нет, то еду принесут в каюту по первому взмаху волшебного ключа и запихнут вам ее прямо в рот.
Тырить на завтраке еду и выносить ее в сумках нет никакого смысла. Хранить ее все равно негде, а пожрать можно всегда, везде и абсолютно бесплатно. Даже на экскурсию вам дадут с собой специальную сумку для пожрать.
Одну историю мы никогда не забудем, она стала мемом в нашей семье. Помню, стоим мы перед входом в ресторан ровно в 18 часов, ждем открытия. Перед нами стоит бабка с дедом (таких там больше половины), стучат костылями в дверь и буквально орут: «Открывайте, мы уже целых два часа ничего не ели!»
На каждой стоянке с корабля вывозится мусор и отходы в количестве нескольких десятков грузовиков. С другой стороны завозится еда, постельные принадлежности и много чего еще в количестве еще больших десятков грузовиков. Масштабы впечатляют. На корабле есть все для приготовления всего на свете. Там пекут свой собственный хлеб, крутят суши в каких-то нереальных количествах, варят, жарят, парят и поджаривают на открытом огне любое блюдо любой кухни мира, причем каждый день разной.
В это трудно поверить, но на лайнере есть даже свой мусороперерабатывающий комбинат с отдельной дробилкой для стеклянных и прочих отходов, и никто из пассажиров даже не подозревает, что там есть еще.
Если вы боитесь качки, то круизный лайнер не качает вообще! Во-первых, он такой огромный и тяжелый, что раскачать его почти нереально. Это должен быть такой шторм, которые встречаются в природе крайне-крайне редко, их серьезно отслеживают и если такой катаклизм где-то возник и куда-то движется, то принимаются все меры, чтобы лайнер с ним не встретился.
Во-вторых, у всех серьезных пассажирских кораблей всегда есть целый комплекс систем по борьбе с качкой. Там и специальные балластные цистерны, в которые набирают воду для увеличения и без того огромного веса корабля, крылья-стабилизаторы, системы стабилизации, куда под управлением компьютера вода набирается и сбрасывается в противофазе с волнами для компенсации качки, и много чего еще.
В общем, чтобы вы почувствовали волны и заработали морскую болезнь, нужен шторм не менее шести баллов, потому что 4-5 баллов никто внутри даже не заметит.
Если вы богаты и страдаете морской болезнью — это очень плохо! Лучше быть бедным, а еще лучше — не страдать. Потому что меньше всего качка ощущается в самом низу корабля по центру, там где самые дешевые каюты, а самые дорогие люксы всегда находятся по периферии на самой верхней палубе (для лучшего обзора).
Безопасность у современных лайнеров такова, что если за последние десятилетия кто-то там и загнулся, то исключительно благодаря своей глупости, несчастному случаю или возрасту. Ибо пенсионеров на круизе полно и среди пары-тройки людей возрастом ближе к ста при столь неумеренной еде, обилии солнца и выпивки, чуть ли не в каждый рейс обязательно найдется кто-то, кто решит, что если и стоит помирать, то только в окружении бесконечной бесплатной еды, солнца и девок в купальниках.
Само собой, на таком судне есть и врачи, и свой медицинский пункт. В случае необходимости, в любое время дня и ночи, заболевшего могут отправить воздухом или морем в ближайшую больницу любого попутного города, если болезный не может подождать до утра прибытия в очередной порт. Если все же пассажир не дождался, то на судне есть даже маленькая комната-рефрижератор для тех, кто больше есть уже не в состоянии.
Каждый второй для оправдания своего нежелания получить новый опыт вспоминает уже много лет несчастный тринадцатипалубный лайнер «Коста Конкордия», затонувший недалеко от берегов Италии. Нужно отметить, что это настолько нетипичный случай, что он вошел во все учебники морского дела. Шестеро человек в течение нескольких часов вопреки всем и всяческим правилам отчаянно делали все, чтобы погубить практически непотопляемое судно, и в итоге своего добились.
Капитан решил поприветствовать своего друга, который отдыхал в это время на острове по курсу, выключил все охранные системы, перевел судно в ручной режим и вопреки миллионам инструкций судном глубиной посадки 8 метров попер на расстояние менее километра от острова, где благополучно распорол лайнеру брюхо в месте нахождения силовой установки. Из-за этого он потерял ход, потом последовательно сел сначала на мель, а потом на 16 лет строгого режима.
Остальные тоже заработали немалые сроки и пожизненную черную метку. Тогда из 3870 пассажиров погибло всего 33, да и то опять по человеческой глупости (собственную ошибку капитан пытался скрыть и сигнал тревоги был дан слишком поздно), беспечности или по недосмотру экипажа. Само собой, выводы были сделаны самые серьезные и работа перестроена так, чтобы никакой зажравшийся оригинал в белой фуражке не мог угробить судно по своей глупой воле.
Рассказывать можно бесконечно, но статья уже и так слишком длинная. Как я уже писал ранее, считаю, что каждому стоит попробовать такое хотя бы раз в жизни, хотя бы для того, чтобы потом не жалеть, что не попробовал.
Даже если вам не понравится!