Найти в Дзене
Мал музей, да дорог

Как вятский крестьянин фабрику основал

Среди спичечных предприятий Вятской губернии фабрика Бровцына занимала ведущее место. Основал ее крестьянин села Усть-Чепца Вятского уезда Андрей Яковлевич Бровцын. Произошло это в 1873 году. Но спичечное производство к тому времени в Усть-Чепце уже существовало. На самом берегу реки стоял небольшой заводик местного крестьянина Наумова, открытый шестнадцатью годами ранее. Один из первых заводчиков Василий Терентьевич Наумов начинал трудиться на спичечной фабрике в городе Слободском, где и освоил навыки нового производства. Работа была не из лёгких, но вполне устраивала Наумова. Заработанные деньги позволяли ему худо-бедно содержать семью, живущую в Усть-Чепце. Наверное, Наумов так и продолжал бы работать на Слободской фабрике, но случилась беда. Пропал без вести его брат, оставив на попечении Василия малолетних детей. Чтобы поднять их на ноги и прокормить свою семью решился Василий Терентьевич на открытие своего дела. Работало на заводе у Наумова от пяти до десяти человек, в основном е
            Спичечная фабрика в селе Усть-Чепца Вятской губернии. Начало 20-х годов 20 века
Спичечная фабрика в селе Усть-Чепца Вятской губернии. Начало 20-х годов 20 века

Среди спичечных предприятий Вятской губернии фабрика Бровцына занимала ведущее место. Основал ее крестьянин села Усть-Чепца Вятского уезда Андрей Яковлевич Бровцын. Произошло это в 1873 году. Но спичечное производство к тому времени в Усть-Чепце уже существовало. На самом берегу реки стоял небольшой заводик местного крестьянина Наумова, открытый шестнадцатью годами ранее.

Один из первых заводчиков Василий Терентьевич Наумов начинал трудиться на спичечной фабрике в городе Слободском, где и освоил навыки нового производства. Работа была не из лёгких, но вполне устраивала Наумова. Заработанные деньги позволяли ему худо-бедно содержать семью, живущую в Усть-Чепце. Наверное, Наумов так и продолжал бы работать на Слободской фабрике, но случилась беда. Пропал без вести его брат, оставив на попечении Василия малолетних детей. Чтобы поднять их на ноги и прокормить свою семью решился Василий Терентьевич на открытие своего дела. Работало на заводе у Наумова от пяти до десяти человек, в основном его дети. В сутки вырабатывалось не более десяти ящиков спичек. Доход был более чем скромный и его с трудом хватало на существование большого семейства.

Совсем по иному сценарию развивалось дело у другого чепчанина - Андрея Бровцына. Интересно, что появление у него первоначального капитала местные жители связывали с легендой о кладе в Шóломе. Так называлось местечко между спичечной фабрикой и приходским кладбищем. Согласно преданию здесь был зарыт богатый клад. Двое крестьян смельчаков пытались его достать, но всякий раз их постигала неудача. Едва они к нему приближались, как валились на них огромные деревья. Но в конце-концов тот клад, по словам стариков «всё-таки достался в руки, но только не тем мужичкам, а бывшему хозяину здешней фабрики Бровцыну. С того будто он и разбогател, а раньше совсем был человек небогатый, бедный». Разумеется, это предание не претендует на историческую достоверность. Более близко к истине предположение, высказанное односельчанином Андрея Яковлевича, известным вятским историком Павлом Николаевичем Лупповым. Из воспоминаний П.Н.Луппова: «…С плотничьих подрядов, кажется, начал свою карьеру чепецкий крестьянин А.Я.Бровцын, составивший на подрядовские барыши небольшой капитал, который был употреблён им потом на устройство спичечного завода».

Обладая природной сметкой, Андрей Яковлевич сразу понял, что изготовление спичек может стать весьма прибыльным занятием. К тому же обучаться этому не надо было ехать за тридевять вёрст. По соседству располагался завод Наумова, у хозяина которого и получил Бровцын первые уроки. Интересно, что и другие вятские заводчики учились спичечному промыслу друг у друга. К созданию своего предприятия Андрей Яковлевич приступил с присущей ему предприимчивостью и основательностью. И дело пошло в гору.

Фабрика быстро росла и очень скоро стала вторым по величине спичечным предприятием в Вятской губернии. Вот несколько цифр из «Перечня заводов и фабрик за 1885 год: число рабочих, занятых в производстве, 50 человек; количество ручных машин – 6; количество выпущенной продукции – 8000 ящиков спичек на 15000 рублей. Лишь фабрика в городе Слободском выпускала спичек больше: в 1885 году – 26100 ящиков на 57600 рублей. Помимо местного рынка, продукция чепецкой фабрики сбывалась на Бугульминской и Мензелинской ярмарках, а также в городах Симбирске и Самаре.

С возникновением в селе спичечного производства родилось и новое промысловое занятие – изготовление бумажных коробок для спичек. Было занятие на редкость маловыгодным и занимались им, как правило, женщины, не способные участвовать в других промыслах. За тысячу склеенных коробок с крышкой хозяин платил 7 копеек. Полторы тысячи изделий в день было пределом даже при самой умелой и усидчивой работе. Бумага была хозяйская, клейстер и болвашки, на которых изготовлялась коробка, - тех, кто её клеил. Коробки для спичечной фабрики клеили не только в селе, но и в других селениях Чепецкой волости.

В первые годы на фабрике производились только фосфорные спички. Их производство было чрезвычайно вредным для здоровья рабочих. В 1891 году Бровцын перешёл к выработке безопасных бесфосфорных спичек. На коробках через всю этикетку появилась надпись «Без фосфора». Тем самым обращалось внимание покупателей на безопасность товара как неоспоримое преимущество. В 1890 году на промышленной выставке в Казани владелец спичечной фабрики Андрей Яковлевич Бровцын получил Большую серебряную медаль «за обширное производство обыкновенных и шведских спичек, правильную и совершенную техническую постановку дела и доброкачественность товара». После смерти Андрея Яковлевича в 1912 году полноправной хозяйкой спичечной фабрики стала жена его младшего сына Надежда Ивановна.

С победой Октябрьской революции положение на фабрике несколько изменилось. По свидетельству современников, произошло это следующим образом. Однажды объявили, что на фабрике будет собрание. Ничего подобного раньше не было. Прежде, два раза в год собирали рабочих только на молебны. Из воспоминаний А. М. Утробина: «Собранием руководила сама хозяйка. На этом собрании выбирали председателя завкома. Были выдвинуты две кандидатуры — Подлевских Павла Фёдоровича и Наумова Николая. Прошёл в завком Подлевских, он был коммунистом... Фабрикой стала управлять хозяйка под контролем председателя завкома.

Приходим как-то утром, нам говорят, что хозяйка сбежала. Куда - неизвестно. Потом пошли слухи, что уехала во Францию…» Если на самом деле всё было так, то возможно и сейчас живут на французской земле потомки чепецких крестьян Бровцыных, оставивших заметный след в истории Вятского края.

11 февраля 1919 года Президиум Высшего Совета народного хозяйства СССР принял постановление о национализации крупнейших в стране спичечных фабрик. Многие предприятия перешли во владение государства. Среди них и фабрика Бровцыных, получившая новое имя «Чепца» Со сменой названия поменялась и форма спичечных этикеток. Навсегда исчез с них петушок, долгие годы служивший фабричным клеймом. Вместо него появилось изображение парохода. Если прежняя этикетка была перегружена текстом, то новая отличалась немногословностью информации и изяществом рисунка.

-2

За годы своего существования фабрика несколько раз горела. Самый жуткий пожар случился в январе 1920 года. Огонь уничтожил весь фабричный корпус, оставив от фабрики лишь кирпичные стены. Казалось, положение рабочих было безвыходным. «Рауспичка», в ведении которой находилось предприятие не имело средств к восстановлению фабрики. Но рабочие не спасовали в столь трудное и трагичное для них время. Они решили восстановить фабрику. На общем собрании с участием представителя «Рауспичка» была выбрана делегация из трёх человек для поездки в Москву в «Главспичку». Позднее один из делегатов поехать не смог. В столицу направились двое - Перевощиков В.Ф. и Наумов И.В. Они смогли убедить администрацию «Главспички» в необходимости оказания помощи в восстановлении фабрики. Тогда же «Главспичкой» было отдано распоряжение – ассигнованный для фабрики кредит на приобретение материалов использовать на восстановительные работы. Но опущенных средств было недостаточно. И только благодаря самоотверженности рабочих, их неутомимому труду фабрика начала постепенно возрождаться. Её восстановление началось с марта 1920 года. А уже на следующий год, в октябре выпуск спичек возобновился.

В двадцатые годы изготовлением горючей массы для спичек занималась местная жительница Анна Егоровна Толмачева, работавшая ещё при Бровцыне. Секрет мастерства она унаследовала от своего мужа, рано умершего. Из воспоминаний учительницы Чепецкой школы Зинаиды Андреевны Леонтьевой: «Секрет» этот она никому не открывала и была незаменимым работником на фабрике. Первые месяцы моей работы в Чепце я жила у ней на квартире. Небольшого роста, худенькая, очень скромная и незаметная, она вызывала у меня чувство уважения к ней и какого-то недоумения. Я часто допытывалась: «Почему вы никому не расскажите о своей работе? Чепецкие спички очень хорошего качества. Почему вы не поделитесь своим мастерством? -, Что вы! Как можно, - отвечала она, как бы удивляясь моей непонятливости. Помещение, где она «колдовала» над своим снадобьем, было самым таинственным местом на фабрике. Ни меня, ни учащихся (когда мы приходили с экскурсией на фабрику) туда, в её лабораторию не пускали».

В марте 1922 года был образован Вятский спичечный трест. В него вошли все девять фабрик Вятской губернии, включая чепецкую. А летом 1923 года директором спичечной фабрики «Чепца» стал известный вятский революционер Михаил Константинович Любовиков. Из воспоминаний местного жителя М.Н.Шумилова: «При Любовикове фабрика крепко пошла в гору. Были введены 2 смены. Выработка спичек достигла почти 500 ящиков за день. Кстати, на фабрику не раз приезжал председатель правления Союза Химиков – Иван Ипатович Деришев, член партии с 1903 года, любимец рабочих спичечников…»

Фабрика была на хорошем счету. И не случайно, именно при ней Вятским спичтрестом в январе 1924 года была открыта школа фабрично-заводского ученичества. В ней обучались подростки, командированные со всех предприятий Спичтреста, по три человека с каждой фабрики. Так готовился «административно-хозяйственный и технический персонал по спичечному производству». Заботилось руководство предприятия и об отдыхе рабочих. При фабрике работал клуб, носящий имя В.И. Ленина. Имелась библиотека-читальня с выдачей книг, журналов и газет на дом. Для рабочих и жителей села было организовано несколько кружков: политический, драматический, музыкально-хоровой, краеведческий, художественный, спортивный… В октябре 1923 года заводоуправление провело в Чепецкую школу 2-й ступени электрическое освещение.

И всё же, несмотря на важное значение фабрики для жителей села и близлежащих деревень она в числе других была признана неперспективной и подлежащей к закрытию. В августе 1925 года состоялось совещание при управляющем Вятским спичечным трестом. Было принято решение: «... фабрику «Чепца» считать переведённой полностью на консервацию. Предложить директору фабрики произвести немедленно забивку досками окон, как в корпусе фабрики, так и в принадлежащих фабрике домах».

Так ушло в не бытие производство, кормившее на протяжении полвека не одно поколение жителей старинного вятского села Усть-Чепца.