Любопытный отрывок из мемуаров публициста Василия Шульгина, уроженца г. Киев, опубликованных в 1920 году:
«Из Волынской губернии приехала депутация, во главе с архиепископом Антонием и знаменитым архимандритом Виталием, монахом Почаевской Лавры. Остальные члены депутации были крестьяне, по одному от каждого из двенадцати уездов Волынской губернии.
Архимандрит Виталий, вопреки всему тому, что о нём писали некоторые газеты, был человек, достойный всяческого уважения. Это был "народник" в истинном значении этого слова. Аскет – бессеребренник, неутомимый работник, он день и ночь проводил с простым народом, с волынскими землеробами, и, действительно, любил его, народ, таким, каков он есть… И пользовался он истиной взаимностью. Волынские мужики слушали его беспрекословно – верили ему. Верили, во-первых, потому что он – за них, а во-вторых, потому что учит хорошему, божескому.
<…>
Свою работу архимандрит Виталий вёл посредством образования почти в каждом селе так называемого "Союза Русского народа". Говорят, что в других местах этот союз был не то подставным, не то хулиганским. Но на Волыни дело было иначе. Сёла совершенно добровольно делали "приговоры" о том, что хотят образовать "союз" и образовывали: такой союз был и в нашей деревне, и я был его почётным председателем.
Между прочим, последнее время архимандрит Виталий занялся следующей мыслью:
Он, как и другие правые, был озабочен тем, чтобы "историческая русская власть", иначе "самодержавие", не получила ущерба. Всем нам было страшно, как бы не пошатнулась эта власть. Мы считали, что Государственная Дума – Государственной Думой, но всецело принимали лозунг Столыпина: "Никто не может отнять у русского Государя право и обязанность спасать Богом вручённую ему державу".
С этой целью архимандрит Виталий составил верноподданнический адрес, в котором было выражено желание, чтобы царь был самодержцем, как и раньше было.
Под этим адресом стали собирать подписи по всей Волыни, и, когда собрали 1 000 000 подписей (всё население Волыни – 3,5 миллиона, считая женщин и детей), решили поднести его Государю Императору.
Я всегда удивлялся красноречию простого народа. В то время как средний интеллигент ищет, подбирает слова, говорит с трудом, с напряжением, - простой человек, если начнёт говорить, то "зальётся"…
Серенада полесской выпи продолжалась минут десять. Он говорил тем языком, который так блестяще опровергает все украинские теории. Он говорил малорусской речью, – но такой, что его нельзя было не понять даже человеку, который никогда в Хохландии не был.
<…>
Эти книги в грубых кожаных переплётах, числом двенадцать, – это адрес Государю. Каждая книга от каждого уезда Волыни. Адрес – за "самодержавие", т.е. чтобы царь был самодержавен. Подносят его волынцы, объединившиеся в "Союз Русского народа". Поэтому же на свитках и фраках маленькие серебряные кружки – значок "Союза Русского народа".
Беру одну из этих тяжёлых книг в руки… Мелькают знакомые деревни, мелькают знакомые имена… Бизюки, Сопрунцы, Ткачуки, Климуси, Романчуки… Вместо неграмотных стоят кресты…
Всё это подлинно. Подписи настоящие… Сколько их? Миллион… Миллион! Миллион подписей при населении в три с половиной миллиона, считая женщин и детей.
Миллион волынцев сказали в этот день царю, что они не "украинцы", а русские, ибо зачислились в "Союз Русского народа".
Миллион сказали, что верят в Бога, потому что пришли сюда по зову Царя. Миллион сказали, что любят Родину. Миллион сказали, что они не грабители, и не социалисты, потому что хотят земельный вопрос решить не силой, а по царской воле. Миллион сказали, что на земле превыше всего верят Царю и просят его по-старому править Русскою землёю.
Царствуй на славу нам… Царствуй на страх врагам…»
Интересно получается: миллион подписей в одной только Волынской губернии в пользу царя, от людей, которые считали себя русскими и говорили не на украинском, а на малорусском наречии русского языка.
Выходит, что массово украинизировали этих людей уже после Октябрьской революции, когда повсеместно начали открывать украинские школы и т.д., Подробнее я разбирал этот момент в статье:
Но до революции, многие простые люди даже не подозревали о своей "украинскости". И это, прошу заметить, на западной украине!
Ровно таким же образом украинизировали русских людей в центральной и южной украине, многократно ускорив этот процесс после распада СССР (процесс украинизации продолжается и поныне).
Что думаете на этот счет?