8,3K подписчиков

Николай Федоров, воскрешение умерших, как дело всего человечества, и неприятие предопределенности Армагеддона!

104 прочитали
Федоров Николай Федорович (1829-1903) Философ, религиозный мыслитель, один из родоначальников русского космизма
Федоров Николай Федорович (1829-1903) Философ, религиозный мыслитель, один из родоначальников русского космизма

Николай Федорович Федоров, выдающийся русский мыслитель 19 века, оставивший нам свои мысли, собранные и изданные его учениками в работе под названием «Философия общего дела», считается одним из родоначальников русского космизма. Исследователи его творчества не без основания называют Федорова одним из самых дерзновенных мыслителей всех времен. И, надо признать, весьма заслуженно. Центральной идеей федоровской философии является мысль о необходимости объединения усилий всего человечества в деле воскрешения всех ранее умерших людей.

Эту цель он называет «Общим делом». И эта грандиозная цель может быть достигнута только совместными усилиями всего человечества, которое должно объединиться в деле познания слепых сил природы. Пока же человек подчиняется этим слепым и смертоносным силам, в то время, как должен познать и подчинить их. И это является единственной достойной целью на решение которой человечество, оставив войны и раздоры, должно, по мысли Николая Федорова, бросить все свои силы.

Для достижения этой амбициозной цели, человечеству требуется познавать законы природы, развивать науку. Являясь глубоко верующим человеком, Николай Федоров считает, что в деле преображения мира, в деле познания слепых сил природы, должны участвовать все - и верующие и неверующие.

Мы видим трепетное отношение философа к науке и знаниям, накопленным человечеством.

Однажды Лев Толстой сказал Николаю Федорову, работавшему библиотекарем: «Я оставил бы во всей этой библиотеке лишь несколько десятков книг, а остальные выбросил». На что мыслитель, с возмущением ответил: «Видал я много дураков, но такого ещё не видывал».

Вся философия Федорова – это призыв к единению, ради обуздания слепых сил природы и победы над самым страшным врагом – смертью. Но он идет дальше, и говорит о необходимости воскрешения всех ранее умерших отцов. Он даже дает этому процессу собственное название – патрофикация (отцетворение)
Напомню, что Николай Федорович живет в XIX веке. В небо поднимаются только планеры и аэростаты, а он уже размышляет о выходе за пределы земной атмосферы и заселении космического пространства, ведь воскрешенным людям нужно будет где-то поселиться.

Воскрешение всех ранее умерших силами науки, в его понимании, есть правильное понимание того, чего ждет от нас Бог. О чем нам сообщено, как о неизбежном всеобщем воскрешении всех умерших.

Христос воскрешает людей, но Он же говорит, что мы должны стремиться к совершенству и Богоподобию. И на некоем этапе духовного развития человек, по словам Христа, сможет совершать то же, что и Богочеловек.

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:12)


Христос воскрешает мертвых, а значит и люди (на некотором этапе своего духовного развития) должны научиться воскрешать мертвых, - так, напомню, понимал предназначение человечества наш выдающийся мыслитель. И он постоянно называет
христианство деятельной религией, религией развития и обновления. В то время как по некой причине в христианском народе распространилось пассивное ожидание трансцендентного оживотворения, приходящего из вне, без и даже вопреки воле человечества.

Человечество, не преодолевшее смертоносные силы природы, и даже не ищущее такой возможности, мыслитель называет «пребывающим в несовершеннолетии».

Отсюда вытекает его понимание Откровения, которое по мысли Федорова является предупреждением, а не предопределением. Описанный Иоанном Богословом финал, по мысли Николая Федоровича, непременно наступит, если род человеческий не выйдет из своего несовершеннолетия, будет пребывать в розни, не объединится в труде познания слепой силы, но подчиненный ей, «естественным путем придет к вырождению и вымиранию». И тогда нам останется лишь ждать «трансцендентного воскресения, не через нас совершаемого, а извне, помимо и даже вопреки нашей воле приходящего». И такое воскресение мыслитель называет «воскресением гнева», воскресением Страшного суда для осуждения одних на вечные муки, а других на созерцание этих мук.

Поэтому, говорил мыслитель, мы, чтущие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись», чтобы все в разум истины пришли и никто не погиб (1 Тим 2:4), - должны согласиться с тем, что ожидаемый конец является в высшей степени печальным, безотрадным, а потому «позволяем себе думать, что пророчество о Страшном суде условно», так же как пророчество, данное Ионе.

И должен признаться, меня лично сначала удивила позиция Федорова, поскольку придя к вере в сознательном возрасте, и первым делом погрузившись в изучение Откровения – мне кажется, этой слабостью страдают очень многие люди нашего времени, - я также как и большинство известных мне христиан, воспринял Откровение как «пророчество» в современном смысле, то есть, как предсказание, вердикт, предопределенное событие, которого невозможно избежать, и которое нам просто сообщено, чтобы знали. Федоровский взгляд сразу удивил, если не сказать поразил.

И только позже, занявшись написанием данной работы, я смог увидеть тонкую разницу между «пророчеством библейским» и современным пониманием «пророчества». Первое – это слово наставления, сказанное пророком, получившим его от Бога. И не всегда оно касается будущего. Цель у «библейского пророчества» иная. Ведь библейский пророк – это не предсказатель, а прежде всего проповедник покаяния!

Потому из уст величайшего из пророков – Иоанна Крестителя - прежде всего, звучит призыв к покаянию!

Величайшим его назвал Иисус Христос.

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11)

Иоанн Креститель
Иоанн Креститель

И Христос говорит о Себе: «Я пришел призвать….к покаянию» (Мф 9:13)
Говорит ли Христос о будущем? Говорит, правда очень немного, и порой с такими многозначительными оговорками: «
не ваше дело знать времена и сроки» (Деян 1:7), «О дне и часе том никто не знает…» (Мф 24:36). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф 25:13).

Христос проповедует покаяние! Это и есть главное библейское пророчество – проповедь покаяния.

Мы же, дети последних веков (надеюсь не последних хронологически), жаждем именно предсказаний. Мы знаем наизусть все места Священного Писания, говорящие о будущем (явно или иносказательно), и выстроили собственную картину предопределенного будущего, поскольку понимаем пророчество именно как предсказание, а не как предостережение!

Поразительно, что, мыслящие так, забывают, что Церковь не верит в предопределение. Церковь Христова, руководимая Духом Святым – Духом Истины – говорит нам: предопределения не существует! А значит, и то, что мы принимаем как предсказание, на самом деле – вариант развития будущего, предостережение, а не вердикт!

И знаете, я благодарен Николаю Федорову за то, что он избавил меня от религиозного фатализма! Фатализма, которого нет в Церкви, фатализма, которого нет, и не может быть в учении Христа!

Есть лишь неверное понимание, укоренившееся в христианах настоящего времени. Не в Церкви, и её учении, а в нашем понимании неизбежности и невозможной, по Церковному пониманию, предопределенности страшных картин будущего.

Могут они произойти? Да, конечно могут. И, скорее всего и произойдут, но они не предопределены, и не прописаны в сценарии этой «игры». А значит, хотя бы теоретически, в потенциале возможен и другой исход, если человечество изменится - покается!

Эту возможность я, вслед за Николаем Федоровичем Федоровым и буду проповедовать! Ибо это есть свет и надежда, а предопределение – есть тьма и неверное понимание Духа христианского учения!

PS Вашему вниманию предлагаются рабочие фрагменты будущей книги, посвященной новому пути / новой идеологической форме. Прошу вас поддержать автора, или подписаться на мой телеграм

Я пришел не судить мир, но спасти мир. (Ин 12:47)
Я пришел не судить мир, но спасти мир. (Ин 12:47)