Найти тему
ИндияСвами

Пуруша и Пракрити: Космический Мужчина и Мать-Природа

Шива-Парвати / Пуруша-Пракрити. Хожодник Раджеша Шарма. Изображение: artpal.com
Шива-Парвати / Пуруша-Пракрити. Хожодник Раджеша Шарма. Изображение: artpal.com

В индуизме Пуруша и Пракрити — это два разных аспекта проявленного Брахмана (Высшей Реальности), известного как Ишвара. Они участвуют, регулируют и осуществляют универсальный творческий процесс.

В Упанишадах Пракрити означает то, что находится в своей естественной, неизмененной форме. Ее противоположностью является викрити, что означает то, что деформировано или изменено по сравнению со своим естественным состоянием. Пракрити также означает «то, что придает формы или формы», обозначая Природу или чистую энергию.

Пуруша (пуру + уша) означает «восточный рассвет», обозначающий Проявленный Брахман или Творческое сознание, приводящее в движение весь творческий процесс с помощью двух Своих аспектов. И Пуруша, и Пракрити — вечные, неразрушимые реальности. Пуруша считается сущностной причиной, а Пракрити – материальной причиной творения.

Пракрити действует на двух уровнях. Ее низшая природа, состоящая из восьмеричной природы, а именно, земли, воды, огня, воздуха, эфира, причины, разума и эго. Ее высшая природа состоит из той жизненной силы, благодаря чему поддерживаются все живые существа. Все существа во вселенной происходят из этой двуединой Пракрити - аспекта Бога Адхибхуты.

Пуруша и Пракрити. Изображение: Pinterest
Пуруша и Пракрити. Изображение: Pinterest

В конце каждого цикла творения все сущности растворяются во Вселенской Пракрити, а в начале каждого цикла творения Бог рождает их снова. Пребывая в Пракрити, Пуруша создает все живые миры, и само творение - как движущееся, так и неподвижное.

На физическом уровне Пракрити — это тело и ум (кшетра или поле) со всеми их составными частями, тогда как Пуруша — это внутренний Дух-свидетель (кшетрагна или знающий тело), ​​чистое, лишенное эго сознание, существующее за пределами тела, чувства и разума.

Пуруша — универсальный космический мужчина, верховный Брахман, субъект и объект жертвенных церемоний, чье самопожертвование приводит к проявлению жизни и миров, и, принося жертву, которому человек получает доступ в высшие миры или сам достигает освобождения.

Концепция Пуруши хорошо описана в Ведах, особенно в Пурушасукте Ригведы, которая описывает, как были созданы миры, появились существа и социальный порядок был установлен от Пуруши.

Считается, что Пуруши бывают двух видов: бренные и нетленные. Тело — это бренный Пуруша (не что иное, как Пракрити), а душа — Нетленный.

Однако Верховный Пуруша (Ишвара) не является ни тем, ни другим. Он находится за пределами бренного (Пракрити) и выше Нетленного (внутреннего Я), который поддерживает три мира, входя в них. Поскольку Он находится за пределами бренного и выше Нетленного (Я), Его называют Пурушоттама (Верховный Пуруша).

Пракрити отвечает за иллюзию и чувство двойственности. Все викарамы (изменения) и гуны возможны только благодаря Пракрити. Через взаимодействие гун оно связывает пребывающего в нем Пурушу с объектами чувств и тем самым становится причиной Его рождения как в добрых, так и в злых телах. При совершении действий причиной является Пракрити, а в наслаждении удовольствиями и испытании боли причиной является Пуруша.

Душа в концепции Пуруши и Пракрити

Душа, пребывающая в теле, называется постоянным свидетелем, Адхиягной. Когда Пуруша, также известный как Адхидаива (Управляющее Божество), пребывает в теле в качестве внутреннего свидетеля, Он становится Адхияджной или Местом Жертвоприношения.

Пуруша в вайшнавской традиции - Вишну. Изображение:  WelcomeBackHome
Пуруша в вайшнавской традиции - Вишну. Изображение: WelcomeBackHome

Душа в теле отличается от Дживы (живого существа). Устремленный йогин воспринимает Его как сидящего в теле, наслаждающегося объектами чувств, соединенного с гунами, покидающего тело в момент смерти, но невежественные люди, чьи сердца нечисты, не воспринимают этого даже после долгих усилий.

В момент смерти, когда составные элементы индивидуализированной Пракрити возвращаются к своим соответствующим Универсальным Элементам. Пребывающие в них Пуруша и джива отправляются в высшие или нижние миры, в зависимости от прошлой кармы, а также места, времени и способа смерти.

Психическое состояние, в котором душа покидает тело в момент смерти, очень важно, потому что о чем бы человек ни думал в это время, только этого он и достигает впоследствии. Таким образом, если кто-то выйдет из тела, думая только о Боге, он, несомненно, достигнет Его.

Считается, что осознание Пуруши и Пракрити может стать источником освобождения. Правильно понимая, что такое Пракрити и что такое Пуруша, йог может развить совершенное отношение к обоим и правильное различение, чтобы совершать действия без желаний для самореализации. Таким образом, тот, кто познал Пурушу и Пракрити с ее гунами, даже если будет заниматься всеми видами действий, не родится снова в этом мире.

Автор - исследователь Вед и Упанишад Джаярам В.