Существует представление, что цивилизация началась с первой сросшейся бедренной кости. Она срастается примерно полгода. Общество должно быть достаточно развитым технически и этически, чтобы в нем возник институт длительного ухаживания за людьми, которые не могут себя обеспечивать долгое время. Отсюда представление, что сросшаяся кость служит показателем возникновения первых цивилизаций.
Как обстоят дела с проблемой инвалидности в Библии? Как библейский бог относится к людям, которые страдают от физиологических и когнитивных нарушений?
Во 2 книге Царств мы видим дискриминационные высказывания по типу:
Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень. (2-я Царств 5:8)
Также запрет накладывается на людей с репродуктивными ограничениями:
У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. (Второзаконие 23:1)
При этом бог одаряет некоторых женщин, страдающих бесплодием, великими потомками. От Сарры произошел Исаак, от Ревекки - Исав и Иаков, от жены Маноаха - могучий силач Самсон.
Таким образом, в древних библейских текстах люди с ограничениями считались исключительными в религиозном и социальном смысле.
Библейский эйблизм
Сегодня мы редко замечаем, как используем термины, дискриминирующие людей с инвалидностью. Более того, инвалидность порою служит признаком чего-то злого и устрашающего. Если мы хотим показать ведьму, то это будет пожилая женщина с горбом. Джокер имеет шрамы на щеках и психические отклонения. Дарт Вейдер может существовать только с помощью костюма.
В Книге пророка Исаии термины, связанные с инвалидностью, указывают на людей, которые имеют духовные пороки. Очевидно, что автор текста использует слова "слепой" и "немой" в метафорическом смысле, однако негативный смысл косвенно привязывается к данным физиологическим особенностям:
Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. (Исаия 56:10)
Тем же занимается Иисус Христос, когда обличает фарисеев:
Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? (Матфей 23:17)
Опять же очевидно, что Иисус использует слово "слепые" в метафорическом смысле, и также очевидно, что он не предвидел, как люди будущего назовут его действия проявлением вербального эйблизма, пусть и в легкой форме.
Грех как причина инвалидности
Приравнивание инвалидности к греховности прослеживается в Евангелии от Иоанна. В книге автор пишет, что Иисус исцелил человека, который не мог ходить. После спаситель христиан рекомендовал ему больше не грешить:
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. (Иоанн 5:14)
Далее, в 9 главе, Иисуса спрашивают:
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Иоанн 9:2)
В этом стихе говорится о человеке, которого увидели апостолы, когда Иисус покинул храм. Иисус ответил, что этот слепой слеп для особой цели - чтобы указать на божественные дела. Иисус взял землю, плюнул в нее, и измазал глаза слепого. Тот ушел, умылся и стал зрячим.
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. (Иоанн 9:3)
С одной стороны слова апостолов указывают на устоявшееся поверье, что причиной инвалидности служит грех человека или его родителей. Но Иисус локально подрывает этот стереотип, вступая в противоречие своим прошлым словам. По всей видимости инвалидность людей, которые встречались Иисусу на пути, основывалась на божественном провидении. Однако у других людей инвалидность оставалась следствием греха.
Инвалидность как источник силы
Несмотря на демонизацию инвалидности, как уже было сказано выше, физиологические особенности людей могли быть знаком божественного провидения. Об этом подробно пишет апостол Павел:
Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (2-е послание Коринфянам 12:9-10)
Павел смотрит на свою немощь как на силу, которая произрастает через физическую слабость и боль. Именно так достигается совершенство по Павлу. Павел подражает Иисусу, который был распят на кресте, воскрес и вознесся. Кто был последним, тот станет первым. Сохранившиеся раны на теле Иисуса после воскресения есть символ его победы над смертью. Он одолел врата ада и воссел одесную бога. Его раны возродили веру у неверующего Фомы. Следовательно, слабость есть сила, возрождающая веру.
Таким образом, в Библии инвалидность может выступать как признак греховной жизни, как божественный знак или как богоизбранность (как в случае с бесплодными женщинами, которые родили библейских героев).
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.