15 подписчиков

Архитектура классической Греции: афинский Акрополь

Архитектура классической Греции: афинский Акрополь
Архитектура классической Греции: афинский Акрополь

Когда я училась в институте, одним из любимых предметов у меня был История искусств. Не только по причине содержания самого курса этого предмета, но и благодаря захватывающей и живой манере преподавателя рассказывать о творцах, картинах, сооружениях...Содержание лекций оживало в воображении: от древних пирамид и сфинксов до пасторальных сцен французского рококо. Особенно запомнилось мне его сравнение Афинского Акрополя с архитектурным фильмом: что с каждым шагом этот комплекс зданий поворачивается, как в кадрах киноплёнки, меняется и показывает зрителю что-то новое. Планировка зданий Акрополя живая, в ней нет строгости симметрии, при взгляде на фасады так же заметно, что здания расположены не на одной плоскости: какое-то выше, какое-то ниже: их объёмы и крыши создают динамичный силуэт. Действительно, живой архитектурный ансамбль, в котором бурлила жизнь древнего города. Увидеть это помогают рисунки восстановленного Акрополя в цвете:

Когда я училась в институте, одним из любимых предметов у меня был История искусств.-2
храм Афины
храм Афины

восстановленный вид Акрополя
восстановленный вид Акрополя

восстановленный вид Акрополя
восстановленный вид Акрополя
восстановленный вид Акрополя
восстановленный вид Акрополя


Афинский Акрополь — один из самых богатых музеев под открытым небом, расположенный в центре греческой столицы — городе Афины. Здесь в разной степени сохранены и восстановлены храмы и другие сооружения, которым более 2 000 лет.


Афинский Акрополь представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной, на котором возведен комплекс храмов, святилищ, скульптур и архитектурных сооружений. Здесь возведен Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос и Пропилеи. В состав архитектурного ансамбля входит 20 сооружений. Музейный комплекс Афинского Акрополя – свидетельство изумительного вкуса греческих ваятелей, художников, скульпторов и архитекторов. Первые постройки на священной горе в Афинах появились задолго до строительства храмов. В XV веке до н.э. здесь располагалась резиденция царя, строительство Акрополя не прекращалось и позднее. В 480 году до н.э. персы уничтожили великолепный храм Гекампедон, посвященный богине Афине.
Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин, в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э. после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

план афинского Акрополя
план афинского Акрополя


Все здания Акрополя выполнены из пентелийского мрамора с уникальной кристаллической структурой. Генеральным руководителем проекта, был выбран Фидий, величайший скульптор и архитектор периода высокой классики, а также великие архитекторы Калликрат, Иктин, Мнесикл и Каллимах.
Под руководством выдающегося греческого скульптора и архитектора Фидия был возведен один из самых выдающихся ансамблей мирового искусства и архитектуры. Он включает в себя несколько храмовых зданий — Парфенон, или храм богини Афины Парфенос (Девы), Пропилеи (парадные ворота), храм богини Ники Аптерос (Бескрылой) и Эрехтейон — храм богини Афины и бога Посейдона. Торжественные ворота Акрополя— Пропилеи— возведены в 437—432 гг. до и. э. по проекту архитектора Мнесикла. Пропилеи — монументальное парадное входное сооружение.
Его центральная часть представляет собой развитый в глубину сквозной портик, состоящий из двух зданий, объединенных шестиколонными дорическими портиками. С внешней и внутренней стороны ансамбль одинаково обращен своими фронтонами к входу и к самому Акрополю. Средний проход отделялся от боковых проходов двумя рядами ионических колонн.

Когда я училась в институте, одним из любимых предметов у меня был История искусств.-8
Когда я училась в институте, одним из любимых предметов у меня был История искусств.-9
театр Диониса
театр Диониса
Когда я училась в институте, одним из любимых предметов у меня был История искусств.-11


Боковые сооружения, обращенные к внутреннему пространству Пропилей, украшены колоннадами ионического ордера. Вместе с мраморным кессонированным потолком, который был украшен росписью и позолотой, Пропилеи составляли нарядный и целостный интерьер. При подходе к Пропилеям справа на выступе крепостной стены был возведен небольшой четырехколонный храм — амфипростиль, посвященный Бескрылой богине Победы (Ники Аптерос).
Храм построен архитектором Калликратом в 427424 гг. до н. э. по более раннему проекту 449-450 гг. до н. э. стилобат храма имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги— Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат, символ победоносного мира. Размеры храма богини Ники по стилобату 5,4×8,14 м. Высота колонн ионического ордера 4,04 м.

Впереди справа от храма возвышалось самое грандиозное сооружение Акрополя— храм Парфенон, посвященный богине Афине Парфенос — покровительнице города. Он был построен в 447-32 гг. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом при участии скульптора Фидия. Храм поставлен под углом к главной оси Пропилей.
Дату начала строительства ученым удалось точно установить благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты. Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера.
Его выдающиеся художественные качества достигнуты прежде всего благодаря зодчим, которые понимали значение богатых архитектурно-выразительных возможностей, которые несла в себе ордерная система, а также точно найденным пропорциям ордера. Пропорции дорического ордера Парфенона отличаются исключительной стройностью, а его формы — изяществом их прорисовки.
Парфенон был перекрыт двухскатной крышей, которая состояла из деревянных стропил и мраморной черепицы. Поля фронтонов (тимпаны) были заполнены скульптурными композициями на темы древнегреческих мифов. Вверху наружных стен целлы Парфенона по всему их периметру шел непрерывный скульптурный фриз.


В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. Во время осады Акрополя в 1687 году после попадания ядра венецианской мортиры взрыв уничтожил почти всю центральную часть Парфенона, так как в нём был турецкий склад боеприпасов. При неудачной попытке венецианцев снять скульптуры с храма несколько статуй были разбиты. В начале XIX века лорд Элджин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.


В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турок взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Костас Хормовитис, имя которого дано одной из центральных улиц.


После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Парфенон
Парфенон