Найти тему
MR7.ru — Мой район

Улыбаемся и платим: чего ждать от технологии FacePay, которая может заработать в метро Петербурга

   Фото: Олег Золото / MR7
Фото: Олег Золото / MR7

Лица столицы

«Приморская», с которой всё может начаться, когда-то была конечной станцией зелёной линии, она находится ближе всех к кабинетам метрополитеновского начальства — именно на «Приморской» располагаются большинство служб подземки. Не исключено, что это и стало причиной выбора станции как опытного полигона для внедрения технологии.

Петербургскому метро есть на кого ориентироваться — в Москве система биометрической оплаты полноценно заработала в октябре 2021 года, и на сегодня к ней подключены все линии метрополитена, Московское центральное кольцо и аэроэкспресс в аэропорт Шереметьево. Но перед тем как сделать «оплату лицом» доступной каждому, её несколько месяцев тестировали сперва на работниках столичной подземки, а потом — на группах добровольцев из числа горожан, постепенно подключая к системе новые станции.

Для того чтобы оплата по биометрии стала возможной, турникет должен быть оборудован камерой, способной распознавать лица. При подходе к турникету пассажир смотрит в неё, камера преобразует полученное изображение в уникальный биометрический ключ, который сравнивается с ключами, хранящимися в базе. При совпадении система списывает плату за проход с банковской карты или электронного кошелька, привязанного к биометрическому ключу пассажира.

По чужому лицу не пройти

Чтобы через турникет не прошёл пассажир, закрывший свое лицо чужой фотографией, система дополнена функцией Liveness, которая определяет, насколько выражение лица в кадре естественно и не статично.

Технологической базой для внедрения «оплаты лицом» стали алгоритмы, уже используемые системой распознавания лиц «Сфера», полноценно работающей на всех станциях московского метро с сентября 2020 года. В её разработке участвовали три российские компании: VisionLabs, Ntechlab и Tevian. Изначально московские власти позиционировали «Сферу» как систему, которая помогает выявлять людей, находящихся в розыске, сверяя изображения проходящих через турникет с данными разыскных баз и сигнализируя полиции, если в поле зрения камеры попадает разыскиваемый. Но, как сообщал правозащитный медиапроект «ОВД-Инфо»*, срабатывала «Сфера» не только на преступников или пропавших без вести. Вызвать интерес полицейских, по мнению правозащитников, могли, например, и те, кого ранее задерживали на несогласованных митингах. Впоследствии это стало поводом для включения двух компаний-разработчиков алгоритмов Ntechlab и Tevian в санкционный список Евросоюза.

При запуске системы столичные власти прогнозировали, что через три года оплату проезда лицом будут выбирать 15% пассажиров. Москвичей старались завлечь скидками на проезд в 50% от стоимости и масками с надписью «Big Brother is watching for you» («Большой брат следит за тобой», англ.), продаваемых в качестве сувенира. Людей в них, кстати, «большой брат» без проблем распознавал и распахивал створки турникетов.

Но спустя два года после начала внедрения «оплата лицом» так и не приобрела особой популярности. Опрошенные MR7 жители столицы отдавали предпочтение карте «Тройка» (аналогу петербургского «Подорожника»), банковским картам, а кто-то и вовсе не слышал про возможность заплатить за проезд, лишь посмотрев в камеру. Возможно, сдерживающим фактором пока является то, что оплата по биометрии доступна не на всём московском транспорте. И есть ли смысл загружать свои данные, если в автобусе или трамвае все равно придется доставать карточку?

Петербургского пионера внедрения технологии FacePay в метро выбирали по принципу близости к руководству? Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Петербургского пионера внедрения технологии FacePay в метро выбирали по принципу близости к руководству? Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Интеллекта на всё метро не хватает

Петербург похвастаться повсеместным внедрением умных камер в метро пока не может. На портале «Госзакупки» есть сведения о 32 станциях (всего их в Петербурге 72), где за последние годы была установлена система интеллектуального видеонаблюдения. И среди них нет «Приморской». Самые свежие заявки относятся к «Ладожской», которая вот-вот должна открыться после капитального ремонта, и к двум вестибюлям «Технологического института». И это косвенно свидетельствует о том, что внедрение «оплаты лицом» в городе пойдёт не быстро, так как и просто в распознавание лиц требуются дальнейшие вложения.

Кроме того, пока не ясно, каким образом и куда можно будет загрузить свои биометрические данные для того, чтобы оплачивать проезд лицом. Москвичи делают это через приложение «Метро Москвы», где весь процесс занимает меньше минуты, но у Петербурга до сих пор нет нормального транспортного приложения, которое можно было бы скачать на смартфон и, загрузив свою фотографию, начать пользоваться системой FacePay.

Генеральный директор компании VisionLabs Дмитрий Марков рассказал MR7, что, хотя протестировать решение и запустить пилотный проект можно и без разработки мобильного приложения и другой дополнительной инфраструктуры, для масштабирования сервиса необходимо создать удобный пользовательский путь, чтобы пассажиры легко могли сдавать биометрию и пополнять баланс транспортных карт.

— Опираясь на наш опыт в VisionLabs запуска оплаты по биометрии в метрополитенах России и за рубежом, мобильное приложение — это привычный и понятный инструмент, который помогает сделать сервис массовым. Только в Москве к нему подключились более 330 тысяч пользователей, которые совершили уже более 92 миллионов проходов. Конечно, есть возможность реализовать и другой вариант регистрации пассажиров — например, через портал и приложение «Госуслуги». Это будет новым подходом, удобство которого ещё предстоит оценить, — прокомментировал перспективы технологии в Петербурге глава VisionLabs.

Затормозить внедрение системы могут и опасения по поводу защиты персональных данных, а также точности распознавания. Хотя дептранс Москвы неоднократно заявлял, что ошибки при распознавании лиц исключены и система не может перепутать даже близнецов. Случай, произошедший в Петербурге в конце августа 2023 года, говорит о том, что такое всё же возможно. Тогда 47-летний петербуржец, оплачивая покупки в сетевом супермаркете, случайно выбрал «оплату улыбкой» на терминале самообслуживания. Улыбка сработала и оплата прошла, правда деньги списались с карты его брата-близнеца, живущего в Анапе. В разработке системы распознавания для той сети супермаркетов тоже принимала участие компания VisionLabs.

Небольшой терминальный квест. Фото: Алексей Матюхин
Небольшой терминальный квест. Фото: Алексей Матюхин

Опережая возможности

Но, если отбросить все опасения относительно безопасности персональных данных и следящего Большого брата, то ещё один способ заплатить за проезд в Петербурге мог бы быть совсем не лишним.

То, что Петербург заметно отстаёт от Москвы не только по количеству станций метро, но и в плане удобства оплаты проезда, становится ясно, когда видишь очереди к кассам метрополитена. В то время как в столице на некоторых станциях кассы работают только в часы пик, а пассажиры оплачивают проезд банковскими картами на турникете или московским аналогом «Подорожника» — картой «Тройка», пополняя её через терминалы самообслуживания, различные приложения и банкоматы на станции, петербуржцы вынуждены быть более консервативными.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

За последние несколько лет метрополитен значительно обновил турникеты на станциях, но от надписи «Банковские карты временно не принимаются» на большей части из них так и не избавился. Например, из десяти турникетов на «Обводном канале», заменённых в 2022 году почти за 36 миллионов рублей, оплатить проезд банковской картой получится лишь на четырёх.

С терминалами самообслуживания тоже не всё гладко. В отличие от московских, на которых можно приобрести любой вид проездного, в Петербурге часть терминалов продает только жетоны. Ну а те, что предназначены для пополнения электронных кошельков и приобретения единых проездных, обладают не самым понятным интерфейсом. Не сразу очевидно, что для приобретения «единого» на весь транспорт нужно выбрать «Пополнить карту ПБ метрополитена», а вот чтобы просто закинуть денег на электронный кошелек — нажать «Пополнить единый электронный билет». В скорости работы терминалы пока тоже проигрывают кассирам.

Станет ли «оплата лицом» частью городской повседневности или останется лишь единичным примером, как это уже было с «умным светофором» на проспекте Мориса Тореза, покажет время. Осенью прошлого года о своих планах внедрить FacePay заявляла компания ТКК, управляющая частным трамваем «Чижик», но больше новостей о ходе их реализации не было.

* Организация внесена Минюстом в реестр иноагентов в РФ