Всего одно шоссе ведет в Роулинс, штат Вайоминг, небольшой город в 150 милях к северо-западу от столицы штата Шайенна. Роулинс расположен вдоль межштатной трассы 80, но в остальном не привлекает к себе особого внимания со времен своей славы в 1800-х годах, когда он служил грузовой и пассажирской остановкой на Трансконтинентальной железной дороге.
В конце XIX века в здешнем карьере добывали песчаник для строительных проектов по всему региону. Песчаник из Роулинса светится на солнце теплым серым цветом, придавая величественный вид экстерьерам зданий, что делает его особенно привлекательным для дизайнеров богато украшенных правительственных зданий. Владелец карьера Ханс Ларсен знал, что именно этот высококачественный камень должен стать основным материалом для облицовки здания капитула Вайоминга, строительство которого началось в середине 1880-х годов, за несколько лет до получения Вайомингом статуса штата. Однако для фундамента и ступеней капители архитекторы выбрали песчаник из Лавленда, штат Колорадо, а для создания орнаментированного фасада планировали привезти еще больше этого камня из Лавленда.
Услышав об этом оскорблении вайомингских каменоломен, Ларсен ворвался в Шайенн и потребовал от местных властей использовать материалы из собственных ресурсов, а не импортировать камень из каменоломен другой территории. Правительственные чиновники, несомненно, потрясенные этим вспыльчивым бизнесменом, увидели в его словах мудрость. Ларсен выиграл контракт, и песчаник из Роулинса стал основным материалом для впечатляющего экстерьера Капитолия. Опытные каменщики вручную создали сотни детальных скульптурных элементов. Каждая колонна, угол и карниз были уникальной данью качеству и долговечности песчаника. Готовое сооружение, включая возвышающуюся ротонду, было открыто в 1888 году.
Однако даже вайомингский песчаник не вечен, и спустя 130 лет суровые зимы Вайоминга нанесли свой удар по первоначальному зданию, а также по пристройкам к Капитолийской площади, возведенным в 1890 и 1917 годах. В 2013 году штат начал масштабную реконструкцию всего комплекса Капитолия стоимостью 299 миллионов долларов, привлекая лучших специалистов со всего региона в Шайенн, чтобы восстановить величие этого великолепного фасада в стиле ренессансного возрождения. Штат решил, что отреставрированная Капитолий должна выглядеть точно так же, как в 1888 году, когда ее строила первая бригада, поэтому команда архитекторов, каменщиков и мастеров снова обратилась на северо-запад, в Роулинс, за камнем, который должен был соответствовать изношенному экстерьеру здания.
Но в Ролинсе больше не было действующего каменного карьера. Каменоломня закрылась в 1920-х годах, почти за 100 лет до этого.
Разработка камня
Земля, на которой находился бывший карьер, теперь принадлежит компании Overland Trail Cattle Company, крупному ранчо и скотоводческому хозяйству, дочерней компании Anschutz Corp, частного акционерного общества, базирующегося в Денвере, штат Колорадо.
"Элдон Стрид, местный житель, предоставил огромное количество информации о том, где находится карьер и кто его владельцы", - сказал Джефф Каллинан из компании J.E. Dunn Construction Company, генерального подрядчика проекта строительства Капитолия штата. "Недавно земля сменила владельца - они собирались построить на ней ветряную электростанцию".
Компания J.E. Dunn попыталась связаться с владельцами, но, не получив ответа, обратилась за помощью в офис губернатора штата Вайоминг. По словам Каллинана, губернатор Мэтт Мид и его сотрудники обратились к компании Anschutz и "сумели ее расшевелить", заключив сделку, которая позволила штату взять 253 тонны песчаника из бывшего карьера по разумной цене, при условии, что штат найдет своих людей для вывоза камня. Компания J.E. Dunn взялась за это непростое дело и нашла оператора мобильного карьера в Южной Дакоте.
"Нам никогда раньше не приходилось организовывать мобильный карьер", - говорит Каллинан. "Обычно мы занимаемся тем, что выезжаем в карьер для отбора больших каменных блоков. В данном случае нам пришлось изучать процесс добычи камня. Это логистический проект - достать камень из земли и доставить его людям, которые смогут создать из него изделие для здания. Эта команда знает, как решить эту логистическую задачу".
Создание местного карьера было сопряжено с целым рядом препятствий, объясняет Каллинан. "Нам нужно было построить дорогу. Нам пришлось согласовывать свои действия с Департаментом исправительных учреждений, потому что рядом находилась тюрьма. Затем Департамент рыб и дикой природы установил, что в этом районе гнездится беркут". Беркуты относятся к охраняемым видам согласно Закону о белохвостых и золотых орлах 1940 года, поэтому сотрудникам карьера пришлось ждать целый месяц, чтобы начать работу, пока орлята не оперились и птицы не покинули гнездо.
По словам Тома Ван Эттена, президента Galloy & Van Etten, Inc., семейной компании по производству камня в Чикаго, удостоенной наград, усилия по возобновлению работы давно заброшенного карьера оказались более чем оправданными. Ван Эттен возглавил команду из двенадцати человек, которая превратила песчаник из Роулинса в тщательно вырезанные и скульптурно обработанные заменяющие элементы для проекта в Вайоминге. "Это идеальное сочетание", - сказал он. "Они нашли не только правильный карьер, но и подходящий по цвету камень".
Выбор подходящих кусков песчаника и подбор цвета каждого из них в соответствии с существующей каменной кладкой фасада Капитолия стали постоянной работой архитектора по сохранению зданий Кэти Батлер из компании CSHQA, штаб-квартира которой находится в Бойсе, штат ИД. Батлер и директор CSHQA Джон Маулин включились в проект строительства Капитолия штата в 2015 году по просьбе компании HDR Architecture, Inc. "В течение трех лет я почти каждую неделю посещал стройплощадку в Вайоминге и участвовал в многочисленных поездках на карьеры и фабрики, чтобы выбрать камень, изучить образцы и убедиться, что процессы соответствуют строительной документации", - говорит Батлер.
Процесс начался с того, что команда сравнила серию из семи образцов песчаника из Роулинса, цвет которых варьировался от серого до буйного, с каждым уровнем и высотой здания из трех периодов строительства. "После дня, проведенного на подъемнике, было обнаружено три образца, которые полностью совпадали с существующим камнем на всех участках", - сказал Батлер. "Эти три образца определили цветовую гамму, которую мы будем использовать при выборе блоков из карьера Роулинс". Команда трижды посещала карьер в октябре и ноябре 2015 года, чтобы определить, соответствуют ли блоки размером 3' x 3' по цвету и прожилкам.
"Это был очень сложный процесс", - говорит Батлер. "При каждом посещении участка мы рассматривали камень из разных частей карьера - южного, среднего и северного. Это был один и тот же тип песчаника, но в разных частях карьера он был разным. Было непросто убедиться, что цвет и разновидности камня соответствуют друг другу, особенно если учесть, что здание строилось в несколько этапов". После каждого посещения команда документировала процесс с помощью фотографий и обобщала его в полевом отчете.
Когда камень из карьера Колорадо в Лавленде стал доступен для ремонта лестницы на северной и западной стороне здания, Батлер и ее команда повторили это кропотливое сравнение, пока не нашли подходящий вариант для существующих ступеней.
После завершения этого процесса Батлер и остальные члены команды - Скотт Эветт из подрядчика по кладке Mark 1 Restoration Company, Майк Форд, старший юрист из архитектурного бюро по реставрации камня Wiss, Janney, Elstner Associates, Inc. (WJE), и представители J.E. Dunn, HDR и штата Вайоминг - регулярно встречались на объекте, чтобы рассмотреть макеты, пробные ремонты и общий ход проекта.
Огромное разнообразие
Пока историки искали подходящий камень, Форд и команда WJE работали с Mark 1 Restoration над определением объема необходимых ремонтных работ. "Речь шла о разработке подхода к ремонту, который мы считали хорошим и обоснованным, но при этом достаточно приоритетным, чтобы мы могли выполнить те ремонтные работы, которые считали наиболее важными, отложив другие", - говорит Форд. "Мы выехали на место, провели расследование и предложили варианты ремонта".
Поставив безопасность жизни выше всех других приоритетов, команда WJE обнаружила, что камень в основании здания - два камня, добытые в Лавленде, - разрушился настолько, что вызывает опасения по поводу его дальнейшей жизнеспособности. В 1990-х годах на этот камень была нанесена прозрачная поверхностная обработка, но она не предотвратила повреждений от воды и атмосферных воздействий и "скорее всего, ускорила разрушение", отмечается в отчете по проекту. На многих карнизах и капителях колонн наблюдалось "сильное расслоение", говорится в документе, также вызванное в первую очередь воздействием воды. Некоторые участки были заделаны раствором и укреплены защитной сеткой, наложенной много лет назад, чтобы замедлить неизбежное развитие событий и уберечь куски фасада от дождя, падающего на прохожих.
Когда речь зашла о восстановлении этих декоративных элементов, Форд и его команда представили штату несколько вариантов. Часто люди смотрят на эти проекты и говорят: "Я не могу этого сделать", вместо того чтобы сказать: "Да, я могу это сделать, и вот как это будет выглядеть"", - сказал он. "Например, если на карнизах и выступах лежит снег и тает, он попадает в камень и впитывается. Затем он замерзает, и так повторяется снова и снова - это называется термоциклированием, или замораживанием/оттаиванием. Многие разрушения мы наблюдали именно на этих выступающих уступах. Мы сказали, что можно отремонтировать голландскую крышу в соответствии с оригиналом, что улучшит управление водой; однако другой подход может включать установку металлического оклада. Это может решить проблему управления водой и быть более экономичным, но при этом будет иметь эстетический эффект".
WJE установила макет каменного голландца и оклада и показала его штату. Штат выбрал подход "голландца". "Это прекрасно; они смогли принять правильное решение благодаря макетам и пониманию преимуществ и недостатков, которые мы представили", - сказал Форд. "Это историческое здание. Вы хотите сохранить исторический характер и целостность".
Всего в ремонте или замене нуждались 1 135 отдельных фрагментов экстерьера здания, для чего было использовано 3 160 кубических футов камня. "Мы складировали камень на местной верфи, пока не отправили его в компанию Galloy & Van Etten в Чикаго", - говорит Каллинан. "Это были грузовики, грузовики и грузовики".
Как будто размер и масштаб проекта не были достаточно сложными, оригинальный архитектор 1880-х годов, Дэвис В. Гиббс, спроектировал почти каждую деталь богатого фасада в европейском стиле, чтобы она была уникальной.
"Будучи специалистом по реставрации каменной кладки, компания Mark 1 создавала цеховой чертеж для каждой дополнительной детали, - говорит Каллинан. В этом чертеже были указаны тип камня, его размеры, необходимые стили ремонта, номер блока камня, из которого будет вырезана деталь, чертежи рельефа и требования к инструментам. "Все это утверждалось, и изделие отправлялось на производство. Во многих случаях они немного завышают размеры, чтобы на месте можно было немного обработать их, чтобы добиться идеальной подгонки. Некоторые из них имеют схожие профили и текстуры, но каждая деталь была изготовлена для определенного места и цели".
Команда каменщиков работала над созданием стандартных деталей для категорий каменных профилей - например, все карнизные выступы имели одинаковую базовую форму и требовали одинаковых видов работ на месте, когда они прибывали на стройплощадку. "Каждому камню на здании был присвоен номер, так что вы можете увидеть все эти детали на высотках", - говорит Батлер. Том и Сьюзан Ван Эттен возглавили работу по изготовлению профиля каждого элемента на своем предприятии в Чикаго, выполнив черновую обработку формы и подготовив ее для декоративной резьбы, которая будет выполнена вручную в Шайенне.
На месте каменщики из Mark 1 установили облицовку, изготовленную в Чикаго в компании Galloy & Van Etten, используя рубанки, пневматические зубила, гребенчатые инструменты и другие приспособления для создания точных копий оригинальных деталей для каждой колонны и карниза. Некоторые части здания были обработаны вручную на месте - например, скальная поверхность цокольного камня, - с помощью небольшого инструмента для удаления кусочков материала за один раз.
Батлер подсчитал, сколько видов ремонта потребовал проект: четыре различных вида швов, восемь различных техник затирки, 33 вида голландцев и два вида обработки поверхности. "WJE и CSHQA работали как одна команда", - сказала она. "WJE проверяла каждый ремонт на структурную целостность и водонепроницаемость, а CSHQA занималась эстетическим видом. Было всего несколько случаев, когда нам пришлось что-то менять, потому что камень не подходил".
Новое открытие
Четыре года капитального ремонта - первого с 1917 года - привели к тому, что капитолий штата стал достоин всех похвал. Каменная кладка получила награду 2021 Grande Pinnacle Award от Института натурального камня, а награды за весь проект были получены от многих профессиональных организаций: Американской ассоциации общественных работ, журнала Building Design and Construction, Американского совета инженерных компаний Колорадо, Ассоциации управления строительством Америки и Engineering-News Record Mountain States.
"Такой проект требует исключительного мастерства, но для его реализации необходима команда, которая знает, кто является нужными игроками", - сказал Каллинан. "Было очень полезно привлечь к работе нужных мастеров. Каменщики, которые высекали камень на месте, были теми же людьми, которые работали с нами над двумя другими проектами Капитолия штата".
По словам Батлер, реставрация капитолия штата стоит в одном ряду с другими проектами, поэтому эта работа является ее любимой. "Существует всего пятьдесят капитолиев штатов, - отметила она, - так что это действительно особенный тип здания. Забавно видеть, как все можно собрать и сохранить так, чтобы не было похоже, что к этому вообще прикасались".
Рэнди Минетор | 14 ноября 2023 года
#школакамня #раставрацияфасада #фасадизнатуральногокамня #известняк