Когда построили эту платформу? Зачем вообще здесь пришлось прокладывать железную дорогу? Почему рядом появилось так много дачных посёлков? Правда ли, что инфраструктура тут была не хуже, чем в Москве? Что за странная история с названием станции тиражируется в интернете? А также - как здесь всё изменилось в советское и более позднее время? Как местному вокзалу пытались "вернуть" первозданный облик в 1990-х? И сколько человек пользуются этой платформой ежедневно сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Невероятный комфорт
Платформа Царицыно располагается на Курском направлении Московской железной дороги. Сейчас этот участок входит в состав МЦД-2. Станция появилась тут в 1866-м. Хотя кое-где встречается и 1865-й. Например в советском справочнике за 1981 год. Саму железную дорогу начали строить, чтобы связать Москву с южными регионами страны. Есть точка зрения, что причиной мог послужить и неудачный для Российской Империи исход Крымской войны, которая закончилась в 1856 году Парижским договором. Считается, что немалое влияние на результат конфликта оказало отсутствие нормальных путей сообщения на юге страны. В первую очередь, железной дороги. Поэтому в следующем десятилетии начали прокладывать новую ветку до Курска.
На месте современной платформы Царицыно тогда располагались вековые сосновые деревья. Для строительства пришлось вырубить примерно 5 гектаров леса. Ещё до прокладки железнодорожной линии рядом начали сдавать участки в аренду, чтобы потом превратить их в дачный посёлок. Местность здесь была невероятно живописной. Однако дело шло не очень успешно, потому что тут не имелось нормального транспортного сообщения. А находилось тогда Царицыно более чем в 18 километрах от Москвы. Но после открытия железнодорожной станции, здесь начался дачный бум.
Рядом с платформой постепенно возникали не только дачные посёлки, но и разная инфраструктура. Например, почта, магазины, керосинная лавка, аптека, парикмахерская, столовая, буфеты и даже гостиница. Дело в том, что сюда любили приезжать не только дачники, но и постоянные жители Москвы. По воскресеньям в тёплое время года они отправлялись в Царицыно семьями на пикник, чтобы насладиться едой в окружении красивой природы. Ну и не забываем про дворцово-парковый ансамбль. Хоть его постройки и находились в запустении, они всё равно придавали местным пейзажам оригинальности. Сама платформа даже в 19 веке считалась весьма крупной и загруженной. Поэтому здесь сразу возвели деревянное здание вокзала.
Именной детектив
В 1903 или 1908 годах на станции появилось каменное вокзальное здание. Дата тоже зависит от источника. Везде указывают разные. Впрочем, такая же ситуация и с архитектором постройки с чертами стиля модерн. Вообще считается, что создавал её В.К. Филиппов. Однако некоторые приписывают авторство самому Л.Н. Кекушеву. Но это, скорее всего, неверная точка зрения. Во-первых, исследователи творчества зодчего не упоминают про Царицыно при анализе его творений. Во-вторых, здание не характерно для стиля Льва Николаевича. Оно слишком простое и не имеет никаких оригинальных элементов декора, которыми так славился зодчий.
Новый вокзал расположили напротив старого. Это здание, кстати, сносить не стали. Его сначала приспособили под железнодорожные мастерские, а потом сделали там жильё. Пишут, что деревянная постройка сохранялась до второй половины 1960-х. Потом её разобрали. В интернете можно встретить информацию, что в 1904-м платформу переименовали в Царицыно-Дачное. Якобы тут было так много посёлков, что это решили отразить в названии. А сохранялось оно аж до 1960 года. Однако здесь возникают вопросы. Да, на одном из раскрашенных снимков дореволюционных времён можно увидеть такое название на здании вокзала.
Тем не менее, карты переименование не подтверждают. На всех планах местности (дореволюционных и советских) станцию просто указывали, как Царицыно. Кроме того на фотографиях 1950-х годов на платформе видна такая же табличка. Поэтому существование двойного названия на протяжении более полувека вызывает сомнения. Несмотря на то, что эта территория стала частью Москвы в 1960-м, сельский характер местности сохранялся до начала следующего десятилетия. Потом тут появились многоэтажные жилые дома.
Крупный транспортный узел
В советское время железнодорожная станция Царицыно не потеряла своей популярности. Отсюда, уже на подмосковные дачи, ездили многие люди. До 1980-х годов сохранялась и часть грузовой платформы с пакгаузом (это особое складское помещение). Появилась конструкция ещё в 1875 году по инициативе купца Спиридона Логунова. У него рядом был кирпичный завод. Платформу использовали для погрузки в составы кирпича. Интересно, что для для похожих работ она служила более ста лет. Но в 1980-х случился пожар, который в принципе уничтожил это сооружение. Потом здесь располагался Царицынский радиорынок. Его в декабре 2020 года снесли. А саму торговую площадку перенесли севернее, на Луганскую улицу.
Ближе к нулевым станция начала меняться. В 1998 году отремонтировали здание вокзала. Вроде как ему вернули исторический облик. Хотя на фотографиях начала 20 века он выглядел по-другому, как вы уже видели на снимках ранее. Спустя 2 года здесь установили турникеты на вход и выход. Ещё через 8 лет снесли водонапорную башню, которая стояла тут ещё с дореволюционных времён. А чуть раньше, в 2007, на платформах вместо асфальта появилась тротуарная плитка двух цветов, серого и красного. По замыслу она должна была символизировать дворцово-парковый ансамбль Царицыно.
Во второй половине 2010-х строили дополнитльные платформы. А в 2019 году станция стала частью Московского центрального диаметра №2. Это также отразилось на её облике. Вроде бы какие-то строительные работы продолжаются здесь до сих пор. В частности, хотят сделать пересадку на станцию метро "Царицыно" под землёй. Открыться она должна в 2025 году. В наше время железнодорожная платформа всё так же востребована. Согласно данным от департамента транспорта за прошлый год, "Царицыно" стала самой загруженной станцией на МДЦ-2 вместе с Подольском. Каждой из них пользовались около 28 тысяч пассажиров ежедневно.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!