Найти в Дзене
Свинцовый дирижабль

Почему я не басист?..!

Есть мнение, что все басисты - это неудавшиеся гитаристы. Вопрос дискуссионный, но согласитесь - трудно представить ребёнка, начинающего музыканта, мечтающего всю карьеру провести на заднем, ну ладно - скажем так, не на первом плане. Разумеется, позиция в любой группе необходимая, и конечно, с четырьмя струнами тоже становятся настоящими звёздами. и всё же. Выражаясь языком персонажа из фильма “Покровские ворота”, работа бас-гитариста требует самоотречения. На которое готов не каждый. Бас-гитара в современном виде появилась на свет год спустя после своей электросестры. Бас-гитара электрическая, разумеется. Акустической истории у басухи не существовало. Её функции исполнял контрабас. Огромная скрипка, по сути. Выглядит впечатляюще, но стоит дорого, а играть на нём сложно. Это даже не вопрос слуха - без слуха на безладовых инструментах ловить нечего - это вопрос силы пальцев, координации и моторики музыканта. А для самого большого подвида скрипичного семейства - октобаса - в принципе пр

Есть мнение, что все басисты - это неудавшиеся гитаристы. Вопрос дискуссионный, но согласитесь - трудно представить ребёнка, начинающего музыканта, мечтающего всю карьеру провести на заднем, ну ладно - скажем так, не на первом плане. Разумеется, позиция в любой группе необходимая, и конечно, с четырьмя струнами тоже становятся настоящими звёздами. и всё же. Выражаясь языком персонажа из фильма “Покровские ворота”, работа бас-гитариста требует самоотречения. На которое готов не каждый.

-2

Бас-гитара в современном виде появилась на свет год спустя после своей электросестры. Бас-гитара электрическая, разумеется. Акустической истории у басухи не существовало. Её функции исполнял контрабас. Огромная скрипка, по сути. Выглядит впечатляюще, но стоит дорого, а играть на нём сложно. Это даже не вопрос слуха - без слуха на безладовых инструментах ловить нечего - это вопрос силы пальцев, координации и моторики музыканта.

-3

А для самого большого подвида скрипичного семейства - октобаса - в принципе предполагалось участие двух человек: один извлекал звук, другой - зажимал струны в нужном месте - стоя на табуреточке или даже стремянке. Между тем, функции у басового инструмента во все времена одни и те же. И основная - отнюдь не акцентирование тональной ноты, а темп.

Уверен - многие любители музыки об этом никогда не задумывались.

Как и я когда-то. Читая на папиных пластинках состав группы, я воспринимал строчку “Glenn Hughes - bass guitar”, как обозначение исполнителя второй партии.

-4

В нашем скрипичном ансамбле во всех произведениях было два голоса. Первый - повыше, и там всегда было больше нот. Поэтому в первые скрипки брали тех, кто потехничнее. Состав передовиков менялся, но я никогда не покидал отряд вторых.

-5

Партия вторых скрипок всегда игралась ниже и проще. Не то, чтобы аккомпанемент - аккомпанировал концертмейстер, клавишник. И всё-таки, мы, вторые, понимали, что наша задача - обеспечить фундамент для “первых”. Создать фон. Впрочем, мелодия произведения легко прослеживалась в каждой партии.

В таком же духе играет и бас-гитара - ошибочно полагал я. Нетрудно было заметить, что у басистов меньше струн, и струны эти толстые. Вывод напрашивался сам собой - на этом инструменте играют “нижний голос”.

-6

Надо сказать, что на том этапе я не мог разделить звучание рок-группы на отдельные составляющие. Грохот барабанов, визг вокалистов и гитарный дисторшн совершенно сбивали с толку, всё это было радикально не похоже на музыку в исполнении классических струнных квартетов или духовых оркестров филармонии. А кроме того, в отличие от этих самых квартетов, хард-рок я слушал не живьём, а на примитивном советском магнитофоне “Азамат”, с кассет не первой, и даже не второй перезаписи.

-7

В-общем, смысла в бас-гитаре я долго просто не видел. И когда в школьные годы мы с другом решили собрать группу, позиция басиста даже не рассматривалась. Нахрена он нам нужен? В этом мнении мы особенно укрепились, когда для гитары появился овердрайв, а по кабельному показали фильм Оливера Стоуна The Doors - из которого мы узнали, что наша любимая группа добилась успеха без бас-гитары вовсе.

-8

И всё-таки, в подавляющем большинстве ансамблей бас-гитара присутствовала. Более того, гораздо чаще отсутствовал какой-то другой инструмент - та же гитара - но бас, блин, был почти везде. Басухи были востребованы во всех стилях и жанрах. Даже в русских народных ансамблях была бас-балалайка!

-9

Зачем?

Первое прозрение у меня произошло после знакомства с настоящей и полноценной стереосистемой, где мне включили рок-оперу Jesus Christ Superstar. Эту запись я уже слышал, и много раз, даже, можно сказать, знал наизусть. Но никогда прежде не вслушивался в партию бас-гитары. А она там просто великолепна! Но не это главное, конечно. С басом каждый трек зазвучал совсем по-другому - меня как будто подключили к проводам, и я непроизвольно начал дёргаться в такт! Как на дискотеке. Но на дискотеке ведь включали техно! И попсу. Я почти не сомневался, что всё, что крутят для танцев - сыграно с помощью музыкального компьютера. А не нормальными, аналоговыми инструментами. То, что в любой музыке есть бас-партия, и не важно, как она исполнена - я не понимал.

-10

Вторым откровением стал концерт группы Hellraiser. Трэш-трио презентовало в Ростове альбом “03”. Гитару Мефодия озвучили плохо, но бас Купера был великолепен. Казалось бы - какой метал без гитары? Однако, песни не проваливались - звучали вполне себе. Бас тащил всё!

Ну а потом я услышал Red Hot Chili Peppers. Ни на что не похожий фанк-рок, где бас-гитара доминировала, и практически во всех песнях басист Фли использовал приём “слэп”.

-11

Только после RHCP я начал по-настоящему вслушиваться в игру бас-гитары на записях. Поразительно, что к тому моменту я уже несколько лет играл в школьных и студенческих группах - басист имелся почти в каждой, и всё, что ему поручали - брать тонику аккорда на сильную долю.

-12

Важно отметить - если с этой задачей чувак справляется - его уже можно назвать полноценным басистом. Но всё-таки это во-первых, слишком примитивно - звучание не особо украсит, а во-вторых - вы лишитесь возможности добавить своему саунду драйва.

Потому что настоящая задача бас-гитары - задавать темп. Это очень легко проверить. Включите любой трек в любом стиле - и начните хлопать, дрыгать ногой или кивать в такт. И вы повторите рисунок баса. На самом деле, штука удивительная. Гитарист может усираться скоростными пассажами, или играть бешенные риффы - но если бас исполняет ровные целые ноты - звучать будет медляк. Та же фигня с барабанами. Сколько бы ни лупил ударник по рабочему и железу - слушатель чувствует темп по басу. Исключение - бас-бочка, самый массивный элемент ударной установки. Но по фэн-шую бочка всегда играет синхронно с бас-гитарой.

-13

Ещё одно волшебство баса - стиль и жанр произведения можно определить буквально по первым двум нотам, которые играет бас-гитара. Потому что это непременно будет интервал - мажорный, минорный, арпеджио - или хроматизм, или движение по гамме. Конечно, не без исключений - но в основном это правило работает всегда. Проверьте!

Можно ли обойтись без баса? “Металлика” однажды доказала, что вполне. Классика трэша, альбом …and Justice for Alll 1988-го года - двойной - звучит без бас-гитары вообще. Ну, почти. Какие-то низкие звуки кое-где различить можно, но они звучат в унисон с ритм-гитарой.

-14

Вообще - случай вопиющий. Джейсон Ньюстед влился в группу как раз перед сочинением материала для новой пластинки, первой после безвременной гибели прежнего басиста, Клиффа Бёртона. Понятно, что музыканты горевали по старому другу - но работа есть работа. Джейсон старался, а его в миксе максимально утопили.

-15

В 2015 году, на концерте в московском “Олимпийском” я просто не узнал песню Frayed Ends Of Sanity - потому что в отличие от Джейсона, Роба Трухильо никто не глушил.

-16

Особая миссия у джазовых басистов. Там они выступают в роли точки опоры. Солисты бредят в вольном стиле, ритмачи - гитаристы, клавишники - считают дурным тоном взять в аккорде тонику, у барабанщиков нот практически нет. Наверное, поэтому, когда в джаз-банде или оркестре наступает очередь импровизировать басу - все остальные просто затыкаются. Потому что попадают в зону невесомости - опереться-то не на что вовсе!

-17

Как я уже упомянул, бас-гитара миновала акустическую ступень эволюции. Сразу же появившись на рынке, снаряженная звукоснимателями. Хотя главным конструктивным преимуществом я бы назвал именно… лады! Автор инструмента - Лео Фендер. Объективно говоря, спец по усилителям. Энтузиаст-радиолюбитель. Практик. А по образованию - бухгалтер.

-18

Почти уверен, что на создание принципиально нового музыкального инструмента его сподвигли профессиональные навыки.

-19

Как упростить работу контрабасиста?

  • разбить гриф ладами, как на гитаре
  • расположить инструмент горизонтально, чтобы он полностью был перед глазами и
  • избавиться от массивного корпуса, деки.

Третий пункт, наверное, самый значимый - ведь для решения этой задачи нужно как-то решить вопрос громкости. Лео разработал и звукосниматели собственной конструкции, и усилитель сигнала, и громкоговоритель.

-20

-21

С таким набором сам инструмент уже не нуждался в огромной камере, формирующей звук - достаточно было деревянной основы под крепление грифа и струн, а также - электронной начинки. О том, что деревянная цельнокорпусная дека будет также влиять на характер саунда, тогда никто не думал. Думали о необходимом размере для расположения креплений и более-менее адекватной форме - по типу электрогитары Telecaster, выпущенной практически годом ранее.

-22

Название лучше всего характеризует авторскую мысль - Precision, то есть - “точный”. Басисту больше можно не заморачиваться - попал он в ноту, или нет. Нажимай необходимый лад - и получишь нужную. Это развязывало руки - отныне с бас-гитарой можно было и петь, и танцевать. Если с внедрением и популяризацией электрогитары имелись определённые проблемы, электро-бас-гитара сразу пришлась по душе музыкантам.

-23
-24

Новинка настолько была связана со своим конструктором, что на протяжении нескольких лет именовалась, как фендер-бас, по типу того, как мы до сих пор копировальные машины называем ксероксом. Идея была проста, как всё гениальное. Поэтому очень скоро электробасы начали производить все другие гитарные фирмы - Gibson, Rickenbacker, Hofner, Danelectro, Gretsch.

-25
-26
-27

Как мне кажется, культовый статус сохранили именно басы фендера - через 10 лет Лео разработал модель Jazz Bass. В паре с Precision это, наверное, самые распространённые бас-гитары в мире.

-28

Так же здорово на рок-сцене засветились Rickenbacker из серии 4001. Кто только на них не играл - от Пола Маккартни в период расцвета The Beatles до крёстного отца хэви-метала Лемми Килмистера из Motorhead.

-29
-30

А наиболее фешенебельной фирмой мне представляется Alembic - это, на мой взгляд, как Лес Пол в гитарах.

-31

Разумеется, сейчас 4 струны - уже не общепринятый стандарт для бас-гитары. Это, скорее, удел начинающих. Едва басист продвигается в своих умениях дальше простых “картошек”, ему тут же подавай пяти- или даже шестиструнный бас. В порядке вещей использование примочек и приёмов из арсенала гитарных шреддеров - тэппинг, флажолеты и т.д. За всеми расчудесиями порой теряется прямая обязанность баса - задавать темп, и акцентировать смену аккордов. Продвинутый басист - проблема для группы, если только он не является главной звездой коллектива.

-32

Мне лично не везло с басистами. Если человек умел играть - отношения по разным причинам не складывались, а с кем складывались - были так себе басисты. На всех своих записях бас я прописывал сам. Для этого купил сначала безголовый Steinberger Synapse, а потом Rick 4001. К безголовым гитарам долго относился с пренебрежением, “штейна” себе покупал, исходя из габаритов - в тот момент я играл в крошечной каморке, меньше полутора метров от стены до стены. А Steinberger оказался отличным инструментом.

-33

Я влюбился в него сразу, стоило поиграть пару минут. Не готов точно описать его конструктив, но в нём точно использован пластик, датчики - активные, и работают в паре с пьезо. Были опасения за настройку, но на практике оказалось, что крутить ручки на боку деки очень удобно. Вариантов звучания много, басуха прекрасна для всех мыслимых стилей - от блюзовых слайдов до слэпа.

Второй мой бас в-основном служит украшением.

-34

Но несколько раз я и его использовал для записи - Рик даёт очень такой упругий звук. Но вот не послэпишь - неудобно, а кроме того - он просто огромный и очень тяжелый. Если бы случилось где-нибудь выступать - тогда конечно, ради впечатляющей картинки, взял бы в руки Rickenbacker. А дома - зачем? Дома с басовыми задачами прекрасно справляется Steinberger. И даже более того - чаще я просто включаю примочку Boss Octaver и прописываю в лупер бас обычной электрогитарой.

-35
-36
-37

Знаю несколько гитаристов, которые с годами перепрофилировались в басистов. И все, как один, говорят - мы ничего не потеряли, только приобрели. Типа - получили глубину, а виртуозить можно и на басу. Может быть, они правы. Но басить-то кто-то должен? Фундаментальные постулаты многоголосия никто не отменял. Бас нужен любой музыке. Как и басисты. Это гитаристов-вокалистов пруд пруди. Что же до мнения "все басисты - это неудавшиеся гитаристы", и вообще обилия анекдотов про басистов... Я скажу так - каждый такой анекдот - это крик души. Потому что ничто так не помогает солировать на гитаре, как качественный, “качающий” бас. А будь я басистом - купил бы… гитару!

-38