Итак, продолжаем любимую многими рубрику "физика в кино". Попался мне тут фильм про железного человека.
Тони Старк сталкивается с интересной проблемой во время испытательного полета своего костюма. Когда он пытается достичь высоты в 26 км, то имеет дело с сильным обледенением, которое вызывает заклинивание органов управления полетом и портит электронику его скафандра. Вот только есть тут интересная неточность в физике процесса.
Лед является известной опасностью, и то, как органы управления полетом костюма заклинивало, вполне реально. В прошлом это приводило к крушению самолетов. Только представьте себе, что где-нибудь на руле высот образовалась ледяная шапка, которая не даёт ему двигаться, или, что ещё "веселее" - вес самолёта увеличился на пару сотен килограмм и это вышло за пороги расчётных значений. Да и меняется геометрия поверхностей, что однозначно губительно скажется на обтекании воздушными потоками.
По этой причине проводится обработка самолётов средствами защиты, которые препятствуют активному обледенению фюзеляжа и о которой вы частенько слышите в аэропорту. Правда ориентирована эта обработка для исключения образования таких артефактов ещё на Земле и до взлёта, но смысл похожий.
В полете же используют специальные системы подогрева.
И вроде как в фильме всё показано вполне справедливо. Лёд действительно опасен и даже современную игрушку Тони Старка может погубить. Но есть интересные детали.
Образование льда на самолете или на любом другом летательном аппарате, находящемся высоко в небе, требует совпадения двух условий.
Во-первых, температура должна быть достаточно низкой, а во-вторых, влаги должно быть достаточно.
Друзья, помогите пожалуйста набрать 2000 подписчиков на моем Telegram-канале про изобретения. Это поддержит проект!
Температура воздуха действительно падает с высотой, и скорость составляет около 2 градусов на 300 метров. Но без значительного количества влаги обледенение не должно представлять опасности.
Представьте себе, что взяли очень холодную железяку и обрызгали водой. Такое вполне можно наблюдать в морозные деньки. Капли воды на железяке схватываются моментально. Если этого не происходит, то проблемы две - или железка не слишком холодная, или воды нет. В фильме нам, в общем-то, показывают обратную ситуацию. Лёд есть, а влаги нет.
В фильме в момент испытания костюма, как показано на картинке выше, была ясная ночь. Следовательно, даже несмотря на падение температуры, Железный человек не должен был столкнуться с обледенением. Нет ни облаков, ни дождя. Вы можете подумать о незначительных количествах водяного пара, который всегда пресутсвуют в воздухе. Но этого явно недостаточно. Получится ией. Чтобы получить продемонстрированный эффект, нужно буквально-таки пролететь сквозь тучу.
Интересно отметить тот факт, что при понижении температуры ниже -20 градусов по Цельсию обледенение практически прекращается.
Это связано с тем, что при таких низких температурах становится слишком холодно для существования переохлажденных капель в воздухе. Пары воды моментально связываются и это выпадает в виде снега или пресутсвуют в воздухе в виде кристалликов льда. Тем не менее, иногда можно наблюдать обледенение до тех пор, пока температура не опустится ниже -40 градусов по Цельсию.
Полезно узнать, что пилоты используют противообледенительные системы в самолетах только внутри слоев облаков, когда температура опускается ниже 10 градусов по Цельсию. Их отключают как только температура наружного воздуха опускается ниже -30 градусов, если только не приходится проходить через конвективные облака.
Тони Старк не должен был обледенеть в обозначенных условиях и авторы фильмы явно напутали физические условия.
---
⚡ Обязательно подпишитесь на Telegram проекта и читайте эксклюзивные статьи! Обновления каждый день!
✅ Поддержать проект монеткой или задать вопрос можно тут! Здесь же я публикую фрагменты будущей книги, которую могут читать подписчики
👉💖 Ставьте лайки материалу, подписывайтесь на проект!