Найти в Дзене

Выставка испанской живописи в музее изобразительных исскуств

Дорогие друзья, Хочу напомнить, что  Москве проходит выставка работ испанских художников XVI–XIX веков из фондов Пушкинского музея, Государственного Эрмитажа, музеев Твери и Смоленска. Всего показывают более 50 живописных работ, и среди их авторов — Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя и др. Цель выставки — показать эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма. Собранных в экспозиции полотен маловато, чтобы составить представление об испанской живописи в целом. Тем не менее, выставка безусловно интересна и полезна. Начнем осмотр. Эти слова ("Се, Человек!") произнес Понтий Пилат, показывая народу Иерусалима израненного Христа после бичевания. Картина куплена в числе 85 полотен у голландского банкира и галериста Уильяма Кузвельта, которого в июле 1814 года посетил лично император Александр I — разумеется, анонимно. В этой работе апостол Иаков Старший предстает одиноким созерцателем и философом-ст

Хусепе Риберa «Апостол Иаков Старший»
Хусепе Риберa «Апостол Иаков Старший»

Дорогие друзья,

Хочу напомнить, что  Москве проходит выставка работ испанских художников XVI–XIX веков из фондов Пушкинского музея, Государственного Эрмитажа, музеев Твери и Смоленска. Всего показывают более 50 живописных работ, и среди их авторов — Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя и др.

Фойе музея
Фойе музея

Цель выставки — показать эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма.

В залах музея
В залах музея

Собранных в экспозиции полотен маловато, чтобы составить представление об испанской живописи в целом. Тем не менее, выставка безусловно интересна и полезна.

Начнем осмотр.

Луис де Моралес (около 1509 — 1586). Се, Человек! (Ecce Homo). Середина – третья четверть XVI века.
Луис де Моралес (около 1509 — 1586). Се, Человек! (Ecce Homo). Середина – третья четверть XVI века.

Эти слова ("Се, Человек!") произнес Понтий Пилат, показывая народу Иерусалима израненного Христа после бичевания.

Луис де Карвахаль (Ок.1557-1607). Обрезание Христа. Около 1585–1590
Луис де Карвахаль (Ок.1557-1607). Обрезание Христа. Около 1585–1590

Картина куплена в числе 85 полотен у голландского банкира и галериста Уильяма Кузвельта, которого в июле 1814 года посетил лично император Александр I — разумеется, анонимно.

Эль Греко (1541–1614). Святой Бернард. 1579. Государственный Эрмитаж
Эль Греко (1541–1614). Святой Бернард. 1579. Государственный Эрмитаж

"Святой Бернард" оказался в СССР в качестве репарации и долгие годы хранился в закрытых фондах Эрмитажа, в то время как на Западе картина считалась погибшей во время Второй мировой войны.
"Святой Бернард" оказался в СССР в качестве репарации и долгие годы хранился в закрытых фондах Эрмитажа, в то время как на Западе картина считалась погибшей во время Второй мировой войны.

Хусепе де Рибера (1591–1652). Се, Человек! (Ecce Homo). 1632-1634
Хусепе де Рибера (1591–1652). Се, Человек! (Ecce Homo). 1632-1634

Хусепе де Рибера (1591–1652). Святой апостол Иаков Старший.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Святой апостол Иаков Старший.

В этой работе апостол Иаков Старший предстает одиноким созерцателем и философом-странником. В свое время он широко проповедовал по всему миру и принял мученическую смерть в Иерусалиме от Ирода Агриппы в 44 году.

Хусепе де Рибера (1591–1652)  Святой Онуфрий-пустынник. Ок.1650.
Хусепе де Рибера (1591–1652) Святой Онуфрий-пустынник. Ок.1650.

Фигуру святого окружают атрибуты его подвижничества: скрывающая наготу повязка из листьев, посох, череп, хлеб и четки. 

Хусепе де Рибера (1591–1652). Философ. 1640-е.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Философ. 1640-е.

Живописец из Валенсии Хусепе де Рибера большую часть жизни прожил в Неаполе, принадлежавшем в то время испанской короне. Поэтому его часто относят к неаполитанской школе живописи.

Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Мадонна с Младенцем. 1658.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Мадонна с Младенцем. 1658.

Основная масса творений севильского художника Франсиско де Сурбарана была создана по заказам религиозных братств и монастырей. Его наследие, столетиями сохранявшееся в закрытых для публики местах, было открыто случайно в XIX веке - как результат походов Наполеона, после которых многие произведения испанской школы оказались в европейских, а затем в американских собраниях в качестве трофеев.

Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Сан-Фернандо. 1630-1634.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Сан-Фернандо. 1630-1634.

Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Благословляющий младенец Христос. 1635–1640.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Благословляющий младенец Христос. 1635–1640.

Франсиско де Сурбаран часто писал святых в детском возрасте, но этот образ, пожалуй, особый.

Христос Сурбарана поразительно естественен. Его трогательные черты говорят об открытости миру и любви к каждому.

Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Святая Юста (Руфина). 1645–1650
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Святая Юста (Руфина). 1645–1650

В основе этого полотна лежит легенда о святой Юсте или ее сестре Руфине. Согласно преданию, жившие в III веке Юста и Руфина держали лавку и торговали глиняной посудой. Во время одного из праздников, будучи христианками, они отказались поклоняться языческому идолу, за что были подвергнуты жестокой казни. Позднее сестры были канонизированы и считаются теперь покровительницами Севильи.

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Непорочное зачатие. („Эскилаче“). 1645–1655
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Непорочное зачатие. („Эскилаче“). 1645–1655

Эта работа Мурильо считается жемчужиной испанской коллекции Эрмитажа. Ее более ранняя версия хранится в музее Прадо в Мадриде.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая Екатерина Александрийская. 1650-е.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая Екатерина Александрийская. 1650-е.

Святая Екатерина Александрийская. 1650-е.   Фрагмент.
Святая Екатерина Александрийская. 1650-е. Фрагмент.

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682).Мальчик с собакой. 1650-е
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682).Мальчик с собакой. 1650-е

Уроженец Севильи и представитель младшего поколения художников испанского золотого века, Мурильо прославился по всему миру образами нежных Мадонн и играющих детей.

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Девочка с корзиной фруктов. 1650–1655.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Девочка с корзиной фруктов. 1650–1655.

Картины «Мальчик с собакой» из Государственного Эрмитажа и «Девочка с корзиной фруктов» — уникальный пример парного жанрового ансамбля Мурильо. На этой выставке они встретились вновь.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Христос и Иоанн Креститель в детстве. Ок.1660.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Христос и Иоанн Креститель в детстве. Ок.1660.

Бартоломе Эстебан Мурильо.. Благовещенье. Ок.1660
Бартоломе Эстебан Мурильо.. Благовещенье. Ок.1660

Картина куплена Александром I у голландского банкира и галериста Уильяма Кузвельта.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Бегство в Египет. 1670-е
Бартоломе Эстебан Мурильо. Бегство в Египет. 1670-е

Куплена в 1779 г. Екатериной II в числе 204 произведений живописи из коллекции британского премьер-министра Роберта Уолпола для Эрмитажа. С 1930 г. - в ГМИИ.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Св. Иосиф с младенцем Христом. Между 1672 и 1682.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Св. Иосиф с младенцем Христом. Между 1672 и 1682.

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Распятие. 1670-е.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Распятие. 1670-е.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Распятие. 1670-е. Фрагмент
Бартоломе Эстебан Мурильо. Распятие. 1670-е. Фрагмент

Куплена в 1779 г. Екатериной II для Эрмитажа в числе 204 произведений живописи из коллекции британского премьер-министра Роберта Уолпола.

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Архангел Рафаил с епископом Домонте.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Архангел Рафаил с епископом Домонте.

Фрагмент
Фрагмент

Диего Веласкес (1599–1660). Портрет графа-герцога де Оливареса. Около 1638.
Диего Веласкес (1599–1660). Портрет графа-герцога де Оливареса. Около 1638.

Перед нами граф-герцог де Оливарес — испанский государственный деятель, фаворит короля Филиппа IV. В 1643 году его отстранили от власти, лишили всех должностей и отправили в ссылку. Но персонаж на этом полотне еще не знает о своем недалеком будущем и вполне доволен собой.

Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Портрет Гаспара де Гузмана, графа-герцога де Оливареса. 1670-
Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Портрет Гаспара де Гузмана, графа-герцога де Оливареса. 1670-

Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Портрет дона Хуана Австрийского. 1670-е.
Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Портрет дона Хуана Австрийского. 1670-е.

Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Кающаяся Мария Магдалина. 1640.
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Кающаяся Мария Магдалина. 1640.

Матиас де Торрес (1635-1711). Принесение Младенца Христа во храм.
Матиас де Торрес (1635-1711). Принесение Младенца Христа во храм.

Испанский мастер 17-го века. Натюрморт с огурцами и ощипанной индейкой.
Испанский мастер 17-го века. Натюрморт с огурцами и ощипанной индейкой.

Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Натюрморт с поставцом. 1652
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Натюрморт с поставцом. 1652

На полотне изображены разложенное на бумаге печенье, кусок сыра. Рядом стоит кувшин испанской работы. Слева на серебряном блюде — ложка и чашки, одна из них делфтского фаянса,

-36

тут же медная шоколадница и взбивалка для шоколада. В центре на дорогом поставце черного дерева с инкрустацией расставлены сосуды — один мексиканский и несколько европейских.

Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Натюрморт с часами. 1652.
Антонио де Пере́да-и-Сальгадо (1611–1678). Натюрморт с часами. 1652.

Центр композиции занимают часы с фигуркой сатира. На циферблате — знак французской мастерской Клода Райяра.

Часы. Фрагмент
Часы. Фрагмент

На первом плане аккуратно разложены раковины, орехи, посуда. Часы и раковины живо напоминают о теме скоротечности жизни, бренности бытия, которая со временем заняла ведущее место в натюрмортах художника. 

Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет актрисы Антонии Сарате. 1810–1811.
Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет актрисы Антонии Сарате. 1810–1811.

Этот портрет создан незадолго до того, как жизнь этой популярной испанской актрисы трагически оборвалась из-за туберкулеза. Мастер изобразил ее в грустной задумчивости. Чувствуется, что художник относится к модели с большой симпатией, любуется ее нежной красотой. Дар А.Хаммера 1972 года.

Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет художницы Лолы Хименес. 1808–1812.
Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет художницы Лолы Хименес. 1808–1812.

1941–1945 — картина была в бункере Национальной галереи, Берлин. С 1945 - в ГМИИ.

Игнасио Сулоа́га (1870–1945). Автопортрет. 1908.
Игнасио Сулоа́га (1870–1945). Автопортрет. 1908.

Сулоага считал себя продолжателем традиций великих испанцев, и прежде всего Эль Греко. Но критики называли его «испанским Эдуардом Мане». Этот «Автопортрет» выполнен в период, когда Сулоага был уже признан и знаменит: он элегантно одет и уверен в себе.

Игнасио Сулоага (1870–1945). Испанки в ложе на Пласа-де-Торос. 1901.
Игнасио Сулоага (1870–1945). Испанки в ложе на Пласа-де-Торос. 1901.

Эта картина восходит, с одной стороны, к знаменитому полотну Франсиско Гойи «Махи на балконе» из собрания Ротшильдов, с другой — к «Балкону» Эдуарда Мане, впервые выставленному на парижском Салоне 1869 года, который Сулоага мог посетить.

Испанки в ложе на Пласа-де-Торос. 1901.     Фрагмент.
Испанки в ложе на Пласа-де-Торос. 1901. Фрагмент.

Безмятежное, слегка отсутствующее выражение лица главной героини, полуулыбка, тонкая кисть руки с театральным биноклем, спокойно лежащая на перилах, напоминают также о театральных ложах с картин Мане, Ренуара и Дега.

-44

Хоакин Соролья (1863–1923). Приготовление изюма. 1900.
Хоакин Соролья (1863–1923). Приготовление изюма. 1900.

Соролья был частью движения люминистов — художников, стремившихся точнее передавать переменчивые эффекты освещения предметов на воздухе. Уроженец Валенсии, Соролья был настолько знаменит в родном городе, что уже при жизни в его честь назвали одну из улиц.

Рикардо де Мадрасо-и-Гаррета (1852-1917). Продажа оружия. 1879.
Рикардо де Мадрасо-и-Гаррета (1852-1917). Продажа оружия. 1879.

Это полотно напоминает картины Василия Верещагина.

Фрагмент.
Фрагмент.

Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Испанский дворик
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Испанский дворик

Василий Поленов восхищался творчеством Фортуни и спустя 8 лет после Испанского дворика (1870) написал знаменитый Московский дворик (1878).

Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Заклинатели змей.1870
Мариано Фортуни-и-Марсал (1838–1874). Заклинатели змей.1870

На картине «Заклинатели змей» изображена жанровая сцена из арабской жизни. Благодаря ярким цветам и контрастам Фортуни передает и реалистичность сюжета, и его восточную экзотику.

Заклинатели змей.    Фрагмент
Заклинатели змей. Фрагмент

Эту картину Сергей Третьяков приобрел за баснословные даже по тем временам 110 тыс. фунтов. Третьяковская галерея передала это полотно в ГМИИ в 1925 г.

Неизвестный автор. Святая Роза Лимская. Конец XVII — начало XVIII века.
Неизвестный автор. Святая Роза Лимская. Конец XVII — начало XVIII века.

Педро де Мена, приписывается. Святая Мария Магдалина. XVII век
Педро де Мена, приписывается. Святая Мария Магдалина. XVII век

Деревянная скульптура с полихромной росписью - очень характерная часть художественного наследия Испании.

Эль Греко (1541–1614). Иоанн Креститель. 1610-е.
Эль Греко (1541–1614). Иоанн Креститель. 1610-е.

Картина поступила в музей в конце 1940-х годов из берлинских собраний. Работа считается лучшей из трех подобных композиций.

Пабло Пикассо (1881–1973). Старый еврей с мальчиком.1903
Пабло Пикассо (1881–1973). Старый еврей с мальчиком.1903

Поместив картины Эль Греко и Пикассо рядом, организаторы выставки хотели подчеркнуть преемственность испанской школы живописи.

Кондотьер Коллеони
Андреа Верроккио,  ГМИИ им. А.С.Пушкина
Кондотьер Коллеони Андреа Верроккио, ГМИИ им. А.С.Пушкина

На этом завершим знакомство с выставкой. Надеюсь, что вы постараетесь её посетить до 10 февраля 2024 г.

Пишите, делитесь впечатлениями, буду рада🙂❤✍🏻

-56