Дорогие друзья,
Хочу напомнить, что Москве проходит выставка работ испанских художников XVI–XIX веков из фондов Пушкинского музея, Государственного Эрмитажа, музеев Твери и Смоленска. Всего показывают более 50 живописных работ, и среди их авторов — Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя и др.
Цель выставки — показать эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма.
Собранных в экспозиции полотен маловато, чтобы составить представление об испанской живописи в целом. Тем не менее, выставка безусловно интересна и полезна.
Начнем осмотр.
Эти слова ("Се, Человек!") произнес Понтий Пилат, показывая народу Иерусалима израненного Христа после бичевания.
Картина куплена в числе 85 полотен у голландского банкира и галериста Уильяма Кузвельта, которого в июле 1814 года посетил лично император Александр I — разумеется, анонимно.
В этой работе апостол Иаков Старший предстает одиноким созерцателем и философом-странником. В свое время он широко проповедовал по всему миру и принял мученическую смерть в Иерусалиме от Ирода Агриппы в 44 году.
Фигуру святого окружают атрибуты его подвижничества: скрывающая наготу повязка из листьев, посох, череп, хлеб и четки.
Живописец из Валенсии Хусепе де Рибера большую часть жизни прожил в Неаполе, принадлежавшем в то время испанской короне. Поэтому его часто относят к неаполитанской школе живописи.
Основная масса творений севильского художника Франсиско де Сурбарана была создана по заказам религиозных братств и монастырей. Его наследие, столетиями сохранявшееся в закрытых для публики местах, было открыто случайно в XIX веке - как результат походов Наполеона, после которых многие произведения испанской школы оказались в европейских, а затем в американских собраниях в качестве трофеев.
Франсиско де Сурбаран часто писал святых в детском возрасте, но этот образ, пожалуй, особый.
Христос Сурбарана поразительно естественен. Его трогательные черты говорят об открытости миру и любви к каждому.
В основе этого полотна лежит легенда о святой Юсте или ее сестре Руфине. Согласно преданию, жившие в III веке Юста и Руфина держали лавку и торговали глиняной посудой. Во время одного из праздников, будучи христианками, они отказались поклоняться языческому идолу, за что были подвергнуты жестокой казни. Позднее сестры были канонизированы и считаются теперь покровительницами Севильи.
Эта работа Мурильо считается жемчужиной испанской коллекции Эрмитажа. Ее более ранняя версия хранится в музее Прадо в Мадриде.
Уроженец Севильи и представитель младшего поколения художников испанского золотого века, Мурильо прославился по всему миру образами нежных Мадонн и играющих детей.
Картины «Мальчик с собакой» из Государственного Эрмитажа и «Девочка с корзиной фруктов» — уникальный пример парного жанрового ансамбля Мурильо. На этой выставке они встретились вновь.
Картина куплена Александром I у голландского банкира и галериста Уильяма Кузвельта.
Куплена в 1779 г. Екатериной II в числе 204 произведений живописи из коллекции британского премьер-министра Роберта Уолпола для Эрмитажа. С 1930 г. - в ГМИИ.
Куплена в 1779 г. Екатериной II для Эрмитажа в числе 204 произведений живописи из коллекции британского премьер-министра Роберта Уолпола.
Перед нами граф-герцог де Оливарес — испанский государственный деятель, фаворит короля Филиппа IV. В 1643 году его отстранили от власти, лишили всех должностей и отправили в ссылку. Но персонаж на этом полотне еще не знает о своем недалеком будущем и вполне доволен собой.
На полотне изображены разложенное на бумаге печенье, кусок сыра. Рядом стоит кувшин испанской работы. Слева на серебряном блюде — ложка и чашки, одна из них делфтского фаянса,
тут же медная шоколадница и взбивалка для шоколада. В центре на дорогом поставце черного дерева с инкрустацией расставлены сосуды — один мексиканский и несколько европейских.
Центр композиции занимают часы с фигуркой сатира. На циферблате — знак французской мастерской Клода Райяра.
На первом плане аккуратно разложены раковины, орехи, посуда. Часы и раковины живо напоминают о теме скоротечности жизни, бренности бытия, которая со временем заняла ведущее место в натюрмортах художника.
Этот портрет создан незадолго до того, как жизнь этой популярной испанской актрисы трагически оборвалась из-за туберкулеза. Мастер изобразил ее в грустной задумчивости. Чувствуется, что художник относится к модели с большой симпатией, любуется ее нежной красотой. Дар А.Хаммера 1972 года.
1941–1945 — картина была в бункере Национальной галереи, Берлин. С 1945 - в ГМИИ.
Сулоага считал себя продолжателем традиций великих испанцев, и прежде всего Эль Греко. Но критики называли его «испанским Эдуардом Мане». Этот «Автопортрет» выполнен в период, когда Сулоага был уже признан и знаменит: он элегантно одет и уверен в себе.
Эта картина восходит, с одной стороны, к знаменитому полотну Франсиско Гойи «Махи на балконе» из собрания Ротшильдов, с другой — к «Балкону» Эдуарда Мане, впервые выставленному на парижском Салоне 1869 года, который Сулоага мог посетить.
Безмятежное, слегка отсутствующее выражение лица главной героини, полуулыбка, тонкая кисть руки с театральным биноклем, спокойно лежащая на перилах, напоминают также о театральных ложах с картин Мане, Ренуара и Дега.
Соролья был частью движения люминистов — художников, стремившихся точнее передавать переменчивые эффекты освещения предметов на воздухе. Уроженец Валенсии, Соролья был настолько знаменит в родном городе, что уже при жизни в его честь назвали одну из улиц.
Это полотно напоминает картины Василия Верещагина.
Василий Поленов восхищался творчеством Фортуни и спустя 8 лет после Испанского дворика (1870) написал знаменитый Московский дворик (1878).
На картине «Заклинатели змей» изображена жанровая сцена из арабской жизни. Благодаря ярким цветам и контрастам Фортуни передает и реалистичность сюжета, и его восточную экзотику.
Эту картину Сергей Третьяков приобрел за баснословные даже по тем временам 110 тыс. фунтов. Третьяковская галерея передала это полотно в ГМИИ в 1925 г.
Деревянная скульптура с полихромной росписью - очень характерная часть художественного наследия Испании.
Картина поступила в музей в конце 1940-х годов из берлинских собраний. Работа считается лучшей из трех подобных композиций.
Поместив картины Эль Греко и Пикассо рядом, организаторы выставки хотели подчеркнуть преемственность испанской школы живописи.
На этом завершим знакомство с выставкой. Надеюсь, что вы постараетесь её посетить до 10 февраля 2024 г.
Пишите, делитесь впечатлениями, буду рада🙂❤✍🏻