Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Полина Корицкая, и я хочу рассказать вам о романе, который очень мне дорог — «Демоверсия».
Книга по счету пятая. До этого было 3 книги стихов («Симптомы быта», «Плакать в самолёте неприлично», «Посмотри, Одиссей») и андеграундная повесть «Самокрутки» — я выложила ее у себя в Дзене, можно почитать тут: https://dzen.ru/a/X8H2c9V-6SdSCtFj
А вот роман я написала впервые. То, что его издало Эксмо, стало для меня невероятным событием.
Аннотация:
«Ане чуть больше тридцати.
Она красивая талантливая сибирячка, которая всего добилась сама: у нее квартира в Москве, собственная витражная мастерская, двое чудесных детей... И множество неразличимых трещин за блестящим фасадом успешности. Стойкое ощущение «ненастоящести» своей жизни.
Можно ли закрыть эти трещины любовью?
Тот, кого внезапно полюбила Аня, похож на нее, как зеркальное отражение. Его жизнь напоминает такую же демоверсию с ограниченным набором опций... Ане кажется, что полная версия жизни где-то там, в этом зеркале…
Но какая из версий жизни действительно настоящая?»
Витражи
Аня — витражница. Мне было очень интересно попробовать передать рабочую атмосферу, игру стекла и света.
Цитата:
«Готовые восемь стекол невероятно красивы. Когда они стоят у окна, вся стеклорезка заливается радужными бликами. Солнечные лучи преломляются миллионами граней и образуют на стене, как под лучом проектора, моря, хрустальные горы и — абсолютную Тишину».
Так представляет себе Аню нейросеть
Вот как пишет о романе редактор Карина Буянова:
«В центре повествования — молодая женщина по имени Аня. Она из поколения "рожденных в СССР", из маленького города, в котором провела детство и отучилась в школе. Но это было давно. А теперь Аня в Москве, у нее двое детей, собственная витражная мастерская, она первоклассный резчик по стеклу. А еще у Ани певческий талант и мечта выступать на сцене, к реализации которой она в свое время приступила, но... В этой жизни всегда приходится чем-то жертвовать. В основном, как раз своими мечтами.
В один прекрасный день Аня встречает польского музыканта Яна, и между ними во всех смыслах звучит музыка. Эта музыка пронизывает, когда Аня и Ян рядом — и продолжает играть фоном, когда между ними расстояния. А еще есть вымышленная страна, каганат Тишина, блуждая по которой Аня ведет непрерывный мысленный диалог с возлюбленным. В реальности при этом остается только ее тело, но не сознание, не душа, не чувства. Аня живет — но так, будто это все только демоверсия жизни или даже ее имитация. Возможно, именно сейчас уже наконец-то пришло время для полной версии?.. Или нет?
Когда я читала роман, было ощущение, что главная героиня — это и я, и все мои подруги, и многие знакомые женщины на том или ином этапе жизни. И, возможно, незнакомые тоже. Именно поэтому я придумала для «Демоверсии» такой слоган: "Здесь могла быть твоя жизнь".
Не будет преувеличением сказать, что я по-настоящему влюбилась в этот роман и очень захотела его издать. И началась кропотливая работа, которая увенчалась прекрасным, достойным результатом. Теперь каждый может прочесть эту книгу, полистать ее, проникнуться и прожить." (Полная рецензия Карины Буяновой здесь)
Некоторые уже это сделали — прочитали «Демоверсию». Среди них есть известные в литературном мире люди. Елена Черникова, писатель, драматург и публицист поделилась своим впечатлением:
«Идея времени как самостоятельного игрока очень хороша; она требует ювелирной отделки, эвфонической дисциплины, музыкально выточенной фразировки. И это автору удается.
В натуре главной героини — громадная доза мужского. И когда ей не оказывается места в мире, созданном будто бы для неё, она начинает менять эту реальность».
Высоко роман оценивает и Шимун Врочек, сценарист и писатель, зарекомендовавший себя в фантастике и современной прозе:
«Хорошая современная проза, очень точная — и в чувствах, и в деталях. Проблема задана сразу. Фактура хорошая, отличный монтаж смысловых фрагментов. Ритм классный, текст несет читателя мощно и плавно, образы, люди — живые».
Абьюз
Помню, когда я еще только писала роман, я случайно наткнулась на картины иранской художницы Афарин Сажеди (Afarin Sajedi). И меня поразило, насколько они отражают внутреннее состояние героини. Одна из них выше. Я мечтала, чтобы она была на обложке книги… Впрочем, итоговое оформление мне тоже очень нравится.
Главная героиня, Аня, рано вышла замуж и много лет жила в абьюзивном браке. Уже не раз я слышала вопрос: «Почему же такая сильная, судя по всему, женщина, так долго терпела?»
Дело в том, что люди, находящиеся в ситуации психологического и/или физического насилия, оказываются там не вдруг. Это всегда долгая история, жертву медленно и верно убеждают в том, что она не достойна лучшего отношения. Она — априори виновата во всем. Выходить из подобных отношений тяжело и получается далеко не у всех.
Это можно сравнить с фразой «все наркоманы прекращают употреблять наркотики. Некоторым это удается еще при жизни». Деструктивные отношения, семейное насилие разрушают тело и душу также. И их также сложно прервать, как победить физиологическую зависимость. Потому что человек не отдает себе отчета в том, насколько ужасно его положение. Это — его жизнь, его норма. Да, у кого-то лучше, но у многих куда хуже! Что ты разнылась? Бабка терпела — и ты терпи.
Цитата:
«Аня посмотрела на забинтованную руку, потом на Влада — и с поразительной ясностью осознала, что если не расстанется с этим человеком, то очень скоро умрет».
Но это все-таки не психологическая проза в чистом виде. Вы не найдете здесь телефонов доверия и исповеди жертвы. Каждый персонаж «Тишины» — и жертва, и насильник. Потому это и роман, что персонажи — сложные живые люди, со своими внутренними драмами.
Хочу сразу предупредить: это выдуманное художественное произведение, плод фантазии. Точки соприкосновения разумеется есть, но они не являются основными и определяющими. Поэтому не торопитесь жалеть автора, автор был в 3х счастливых браках, и никогда ничего подобного никому не позволял)
Любовь
«Это роман о любви, которая порой дается нам не для того, чтобы "дом-семья-очаг", а для того, чтобы в болезненном и восторженном ее проживании вдруг понять, кто ты есть и какими дорогами ты ходишь. Это роман о внутренних мирах, которые умудряются пропихнуть свои странные артефакты в мир внешний. Это роман о том, как однажды возникшая трещина на стекле твоей жизни никогда не зарастает сама по себе, но вполне может увеличиться, расшириться, распространиться, заставить стекло вовсе распасться на осколки и фрагменты, которые перемешиваются, ранят, отражают свет или поглощают его, — но из которых можно создать новую картину, если выстроить их в правильном порядке.
Главная героиня это знает очень хорошо — она художник по стеклу, она делает витражи.
А еще это очень красивый текст. Завораживающий такой, зримый, образный, ясный и хрупкий. Как то самое цветное стекло».
Диана Коденко, литературный редактор «Демоверсии»
«Самая ярко-красная линия, которая проходит через всё повествование — это возвращение к себе, выбор себя. Аня, совершившая множество разных выборов и преодолевшая множество сложностей, в итоге выбирает себя. И через финальные страницы романа проходит несгибаемый вайб воли к жизни».
Мария Разина, фрагмент отзыва с labirint.ru
Ян — польский музыкант. Вообще с языками у меня довольно сложно, я и английский толком не знаю, хотя всю жизнь его потихоньку учила. А тут поставила перед собой задачу передать польскую речь. Спасибо консультантам — без них точно ничего бы не вышло! А так получилось довольно интересно. Для меня это был способ усиления пропасти между героями, усиление невозможности их союза.
Музыка
Еще в романе очень много музыки. Что для меня музыка?
Это знают те, кто читал мои «Самокрутки». Кто еще прочтет «Демоверсию». Кто близко общался со мной когда-либо. Кто видел, как я таскалась с люлькой со спящим младенцем на уроки сольфеджио у старшей дочки. Кто встречал меня на музыкальных фестах.
Цитата:
«И на какой-то момент Ане показалось, что это существовало всегда — и никогда не исчезнет. Ни один из звучащих голосов никогда не покинет эту Землю, не умрет и не погаснет — и вечно будет плыть через ночь, через дым от костра, через две фигуры, сидящие друг напротив друга, глядящие друг на друга и поющие. Потому что правильно только это, только так, а иначе — иначе Аня уже пробовала, иначе плохо, нельзя и бессмысленно. Правильна только эта ночь, эти фигуры, этот огонь. И это утверждение было просто фактом, незыблемой константой, опровергнуть которую невозможно — никакими известными человечеству аргументами».
18+
Думаю, важно обозначить, что история совсем не детская. Там есть и постельные сцены, и ненормативная лексика, и сцены жестокости.
Цитата:
«В эту секунду не существовало даже человека, сидящего напротив, — все его тело рассыпалось на шарики мускулов, оставались только глаза, и от нее оставались только глаза, и в каждом из этих глаз, на дне зрачка, светился необъяснимый яростный п*ц».
Похмельное зеркало
Отдельная история — как я писала этот роман.
1 января 2020 года я проснулась в 8 часов утра, в гостях у своей подруги, в Химках. Посмотрела на себя в зеркало (о, это похмельное первоянварское зеркало!), ужаснулась и решила, что нахожусь не там и занимаюсь не тем. Приехав домой, я первым делом взялась за генеральную уборку, будто чувствуя, что готовится что-то значительное, требующее очищения (да-да, до НГ не успела)). А потом села за ноутбук — со смутным ощущением, что я должна что-то написать, вероятно, роман, но еще совершенно не понимая, каким он будет. Не было ни названия, ни плана, ни четко очерченных героев. Была только история, которая звала меня и почти не давала дышать.
А потом я увидела сон, в котором было очень тихое и невероятно прекрасное место. И был человек, с которым мне было очень хорошо. И он сказал, что это место называется каганат Тишина, но оставаться мне в нем нельзя.
Цитата:
«Под ними простирается бесконечный простор, вмещающий в себя все природные зоны и географические широты, все временные пояса и сезоны разом. Над ними растет огромный солнечный шар, словно гигантский одуванчик. Он слегка покачивается от ветра и все увеличивается, пока полностью не заполняет собой все небо, будто на глаза наложили желтую марлевую повязку».
Это все решило и определило. Я тут же составила план.
6 января я начала писать,
7 июня того же года я поставила точку.
Ровно полгода длился этот ужас и это счастье. Где-то на фоне бушевал ковид, зима сменялась весной, затем летом. Я куда-то ездила, с кем-то общалась, как-то работала и воспитывала детей. Но по-настоящему я тогда как будто не жила: меня настолько захватил роман, что я не помню почти ничего из событий 2020 года. Помню, как иногда поднимала голову и удивлялась, что снаружи есть что-то иное.
Работала я тогда удаленно, в свободном графике, писала по утрам. Каждый день в течение этого полугода я без будильника вставала в 7.00 по какому-то внутреннему гонгу, и садилась писать, несмотря на праздники и выходные. В романе 3 части — и, окончив часть, я позволяла себе выходной и отсыпной. Собственно, поэтому я и написала столько буков за 6 месяцев, — а изначальный объем романа — 19 авторских листов, 412 страниц ворда (финальная версия почти в 2 раза меньше)! Коллеги поймут: это можно провернуть только в период «манечки»)) Кстати говоря, это не прошло для психики даром: после этого я оказалась в больнице, вытаскивая себя из серотониновой ямы.
Затем начала править, редактировать и согласовывать текст. У некоторых героев есть реальные прототипы, и я боялась случайно кого-то обидеть. Поэтому первым делом распечатала все и отправила на прочтение в другую страну Сдеком, скрестив пальцы. И просто ждала вердикта: можно, нельзя — и так было страшно.
Почти месяц спустя я получила одобрение главных прототипов, и стала думать об издании.
И началась очень смешная мистическая история)
Я поехала к подруге в Питер, а она на тот момент увлеклась дизайном человека (human design). Узнав, что я написала роман, она составила мне натальную карту и сказала, что именно сейчас открылось какое-то окно возможностей — всего на несколько дней. Я говорю: «Но роман еще сырой, его нельзя никуда отправлять!» А она мне: «Неважно! Если ты не отправишь его сейчас, то, может, никогда не издашь».
Вернувшись в Москву, я случайно увидела в ленте одной запрещенной сети пост одной хорошей коллеги. Она недавно переехала в мой район и жила буквально через несколько домов. И вот в этом посте она раздавала какую-то ненужную технику, и я попросила отдать мне миксер. Дома у коллеги мы разговорились, я рассказала ей о романе, и она предложила передать его другой знакомой коллеге — работающей в редакции Елены Шубиной.
Если честно, у меня сначала волосы на руках зашевелились. Ведь рукопись была еще совсем сырой, как можно! Но я вспомнила питерский совет и решила рискнуть.
Несколько дней спустя я получила сообщение:
«Это очень сильная вещь, и меня она потрясла. Мне бы хотелось поговорить про нее, даже не так — долго-долго говорить. Но сначала надо отдышаться. Это очень профессионально, это очень по-настоящему, это очень талантливо. Я ничего не обещаю, но очень постараюсь, чтобы это было издано».
Я была шокирована. И началась долгая тяжелая работа по редактуре романа совместно с РЕШ. Однако после переработки у главного редактора очень долго не доходили руки. Через полгода у меня появилось ощущение, что не издать роман сейчас — значит убить его. И меня перенаправили в Эксмо, в заботливые руки Юлии Селивановой, которая тут же заключила со мной договор.
Это тоже была смешная история) На тот момент я в третий раз вышла замуж, и вместе с двумя детьми и двумя котами уехала на полгода в Турцию. Именно там, на берегу Алании, я подписала договор. Для этого мне пришлось сначала долго бегать по этому берегу, чтобы его распечатать — я никак не могла найти принтер! А потом идти в какую-то неизвестную квартиру к человеку, который как раз уезжал в Москву и обещал передать договор …
Брак в итоге оказался недолговечным, а вот роман все-таки издали.
Расскажу немного о себе
Родилась я в Томске, но последние 20 лет живу в Москве. У меня две замечательные дочери. В литературе я довольно давно, пишу с детства, участвовала во многих форумах и фестивалях. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. В 2019г стала победителем фестиваля молодой поэзии «Филатов-фест». Член Союза писателей Москвы и Интернационального Союза писателей. Довольно часто выступаю со стихами. Несколько лет назад у меня была витражная мастерская. Когда-то давно я пела в группе. Сейчас я работаю в Бомборе ведущим редактором, издаю книги по рукоделию и хобби.
«Демоверсия» — очень личная история, к которой я трепетно отношусь. Она не обо мне, конечно, там есть нормальный протагонист, детально проработанный и продуманный от и до. Но этот протагонист вырос из маленькой девочки, живущей где-то глубоко внутри меня. И как же я счастлива, что она есть, и совсем другая, и так многому меня научила.
Эта история мне кажется важной не только по личным причинам. В сущности она о каждой девочке, которая шла себе шла, забрела в лес, встретила серого волка... А потом победила. Не волка: себя. Порезалась только немного, но это заживет.
Но мне очень страшно за эту книгу. Я переживаю за нее, словно она и есть та девочка в лесу. Стоит у какой-то развилки и неловко мнется. Сожрут ведь — ну, точно сожрут!
Но я точно знаю, что «Демоверсия» нужна. И не только мне. Поэтому я вытираю сопли о юбку и иду в лес — навстречу жизни.
Это была рубрика "Автор о своей книге" и Полина Корицкая рассказала вам о романе "Демоверсия". Если вы спросите меня, то я думаю, что ей нечего бояться и переживать. Даже по этой статье понятно, что писать (и увлекательно!) автор умеет. Пожелаем ей успехов, чутких читателей и новых романов!
А вы что думаете о книге? Расскажите!
Поддержать канал / подписаться в ОК, ВК и ТГ ❤️