Хочется отметить нашу славную бригаду самосвальщиков. Камазы 5511 составляли это подразделение на автомобильной базе. Бригадиром этого крепкого слаженного коллектива людей и машин был незабвенный Анатолий Иванович Кондратков.
Сильная, работящая и слаженная рабочая команда физически выносливых сибиряков. Производственная деятельность самосвального парка складывалась вокруг Речного порта города Новосибирска.
Один из крупных портов в Сибири, да во всём Советском союзе. На самосвалах за ворота порта вывозился речной песок, щебень и уголь, поступающий из Кузбасса по железной дороге. Новая техника на рубеже девяностых годов способствовала подъёму производства в строительстве и других отраслях народного хозяйства.
Если говорить языком классиков марксизма – ленинизма, развитию и упрочнению базы государственного капитализма. Слово капитализм в органах Советской власти было как бы под запретом. А на самом деле самый передовой метод ведения хозяйства страны. Частники с их местничеством вряд ли могли также самоотверженно трудиться на благо Родины.
И так шофера бригады вытеснили бортовой транспорт той же одноимённой автоколонны № 1231. Попробуй, открой шесть бортов грузовика с прицепом, да ещё не запылись от песка и угля, просто невозможно. А тут чистенький водитель в тёплой Камазовской кабине, нажал на клавишу, и огромный кузов поднимается, чуть ли не вертикально. Автомобиль выравнивается на рессорах, а груз песка или иного инертного груза аккуратно складируется на площадке.
Не проходит и несколько минут кузов на подрамнике, машина готова к новому рейсу. Так целый рабочий день, цикл немного утомительный, но тут водители немного улучшают свой быт. Ставят приёмники и слушают весёлую музыку, а кому и речи секретарей нравятся. Да и на дороге разнообразие, одинаковых картин практически нет. То частник заберётся в поток грузовых машин, то гаишник изобретательно спрячется и вылавливает нарушителей.
Хотя органы ГАИ в те времена не гнались за доходами от нарушителей ПДД. Применялись методы профилактические и более действенные морально, чем постоянное повышение денежных штрафов. Помню, как меня останавливал сотрудник ГАИ, и посылал пешком посмотреть, какой знак я нарушил. Но были, конечно, и жаждущие крови, которые старались сделать просечку в талоне предупреждений. Казалось чего проще взять в виде штрафа один рубль, такой был самый крупный штраф в Советские времена. Три просечки в талоне по одному пункту нарушений грозили отправиться на переэкзаменовку.
Кому охота болтаться по кабинетам ГАИ и сдавать правила уличного движения. Хотя если сравнить с новыми требованиями ездим мы по тем же послевоенным ПДД, состоящим из маленькой книжицы, а из новых правил раздули какой – то ребус и в портфель его не засунешь. Но из просторной кабины самосвала гаишника на дороге спокойно заметишь и естественно притормозишь.
С достоинством выполнишь рекомендации дорожных знаков. Хотя и хочется сделать лишний рейс, а как говориться ограничения в сфере заботы о наших родных Сибиряках не дают. Безопасность людей прописана в правилах, и стоит на первом месте. В Камазе самосвале по этому поводу убрали среднее сидение, и кабина стала предназначаться только для одного пассажира и водителя.
А причиной такого решения послужило месторасположение подъёмника, как раз над средним сидением. Если шток оторвётся, то может пробить кабину и травмировать пассажира, сидящего на среднем сидении. Решение довольно справедливое и правильное, на наших далеко не безупречных дорогах часто случаются резкие торможения. Объезжаешь, допустим, люк подземного водовода или случайно упавший предмет. Ну, а множество кочек выбоинах на дороге - это вполне штатная ситуация. Конструкторы Советских автомобилей учитывали скромное строительство дорожного полотна. Поэтому, казалось бы, лишние колёса на Камазах спасали твёрдое покрытие дорог от несвоевременного разрушения. Это сейчас в некоторых местах на асфальте колеи от иностранного транспорта, а владельцам никакой разницы, лишь бы заработать лишний рубль. Явная психология частника отделённого от проблем государства крепким кирпичным забором.
А народу нашего Сибирского коренного, сколько гибнет под колёсами иномарок. Вдалеке появляется иномарка лучше не переходить дорогу, скорость этой машины огромная и она рассчитывалась за границей, только для выгоды продавца этого товара на колёсах. А наши автомобили выпускались с учётом заботы о пешеходах, с заложенным в конструкцию ограничением скорости движения.
Поэтому аварийность на дорогах была минимальной, а доходы шли в государственный карман. Отечественные машины приносили пользу стране. Мы не тратились на импортные автомобили и не поднимали благосостояние в других странах. Пётр первый за этим неукоснительно следил в восемнадцатом веке и развивал промышленное производство своего государства. Правда индустриализация у нас шла не очень экономно, хотя бы это можно заметить на дорогах.
Гвозди, шурупы и прочие металлические предметы засоряли наши дороги. А это прямая угроза для колёс автомашин. Иной гвоздь вытащил и покрышка цела, а притаится в луже грязи острый кусок металла и разрежет покрышку так, что и не отремонтируешь. Вот и поработаешь с кувалдой, разбирая колесо после работы, потом и руки болеть будут. Хотя физические нагрузки, как известно полезны, но не, да такой степени, что бы каждый день.
Надо и отдохнуть время выбрать. Ребята в бригаде отдыхали от руля на дачных участках и летом любили искупаться в реке Оби. Около порта создавалось течение, и вода была на быстрине намного чище. Окунёшься в чистую, как слеза водицу, особым холодком тебя матушка река обдаст, и на целый день зарядишься. Выбираешься на тёплый песок и греешься на солнышке. Обед проходит и снова в рейс, песок нужен на стройках города.
Особенно хорошим питанием этого сыпучего материала отличались бетонные узлы. Только успевай, подвози, то бетон изготовляют, то известковый раствор для кладки кирпича. Своя специфика непростая строительная, хоть и немного отсталая, но наша. И в этом цикле непрерывной работы не последняя роль отводится и нам транспортникам. Вроде и предприятие у нас другое и название, а, как начинаем, работать, так как будто по невидимым проводам идёт сообщение.
Все в одной упряжке, как бурлаки, тянем эту приятную ношу, радуясь. Когда общая работа спорится, видны конечные результаты. Бригадир подгоняет и своих и смежников, раскраснеется и с полной откровенностью высказывает своё мнение. Трудновато лентяям с ним, от его зоркого глаза трудно скрыться. Если машина забарахлит, Анатолий Иванович тут как тут, всегда поможет, шоферского опыта у него хоть отбавляй.
Помню, пришлось нам заводить генератор в одной организации, как назло отключили электроэнергию. Вроде мы все трубки и форсунки прокачали, прочистили воздушные фильтра, а он не хороший агрегат не хочет запускаться. Заработает, казалось бы, и дым пойдёт и опять остановится.
Я Кондраткову говорю - может, оставим до завтра пуск дизеля. Он упорный только смахнёт пот со лба и снова молчком ищет причину в подаче дизтоплива. Мы полностью слили солярку из топливного бака и налили новую. Аккумуляторы посадили и начали менять на другие прямо с машин. А танковый аккумулятор таскать и устанавливать удовольствие не из приятных работ.
Вокруг нас собралась толпа зевак, белых воротничков и рабочих, но дизелистов среди них не было. Поэтому советы слышались разные, жаль только неуместные. У меня и бригадира руки по локоть в солярке и авто грязи, такая уж наша доля. Одежду стараемся не пачкать, а то жирные пятна ничем не отмоешь. Снова запускаем двигатель, опять результат чуть заметнее лучше, дыму из выхлопной трубы в два раза больше. Через минуту опять тишина, двигатель заглох.
Опять начинаем искать причину, работа Вам доложу довольно рутинная. Где - ни будь, в топливной трубке забилась грязь, попробуй её найди без специального оборудования. Ажиотаж среди зевак заметно возрастает, как при пенальти на футбольном поле.
Некоторые граждане удобно устраиваются прямо на траве, ведя оживлённую беседу, ждут результатов. Ставки, правда, в те времена ещё не делали, деньги в нашем тогдашнем государстве играли второстепенную роль. Наконец Анатолий Иванович выражается не литературно и машет крановщику, чтобы подогнал свой Маз. Мы прикуриваем от крана свои аккумуляторы, а бригадир в это время жмёт кнопку стартера. Из выхлопной трубы вырывается клубами чёрный дым, ещё немного он синеет, и дизель начинает устойчиво работать.
Зевакам дымок из дизеля ест глаза и всё - таки они довольные покидают поле битвы. Мы с Кондратковым начинаем мыть руки водой прямо у генератора, и не забываем смотреть на приборы. Я вспоминаю частушку, ходящую у нас в техникуме. «На уроке было так, дизель показали, два отличника с утра свечи в нём искали». Мы усталые от работы весело смеёмся и собираемся по домам.
На следующий день бригаду собирает, заместитель по эксплуатации транспорта нашего предприятия. Он человек новый и явно к технике отношение имеет весьма отдалённое. Поставлен на этот ответственный пост вышестоящей партийной организацией. Тут понятно возразить против никто не собирается.
В первый день на работу ответственный работник прибыл в кирзовых сапогах. Народ был весьма удивлён, обычно чины от автотранспорта одеты, как говорится с иголочки. Естественно после такой промашки этот товарищ получил прозвище «кирзовый сапог».
Да и на предприятии прозвища давали многим работникам, невзирая на статус. Были у нас винипухи, хрюши, шайбы, карданы, кувалды и так далее всего и не перечислишь. Говорил товарищ неплохо и призывал, конечно, работать, работать и ещё раз работать. Потом подошло время к прениям, точнее к вопросам и запросам трудящихся, которые везли доходы нашей транспортной организации.
Один ответ озадачил всю бригаду, когда задали вопрос о необходимости самосвальных прицепов, а как ещё поднимать производительность труда. И вот тут - то ответственный товарищ совершил ещё один безответственный поступок. Он сказал, что к самосвалам прицепы не нужны и даже додумался ответить, а куда он будет вываливать груз, мол, завалит прицепу дорогу.
От такой технической неграмотности в зале раздался смех, но начальник колонны успокоил аудиторию и собрание вскоре закончилось. Народ после собрания высказывался более простым языком, что прислали на нашу голову очередного дурака. Бригадир тоже раскраснелся и высказался ещё более не литературно. Потом успокоился и пообещал добиться, чтобы закупили прицепы.
В общем, почти на всех автомобилях нашего предприятия были прицепы. Как высказывался наш директор - прицеп это тоже автомобиль только без мотора. Прошло время, и появились у нас прицепы. Началась их обкатка и установка фаркопов точнее прицепных устройств. Камазы 5511 шли с завода с обыкновенной петлёй на слабеньком траверсе. Стали проводить масляные шланги высокого давления, для подъёмного штока прицепа. Работа кипела, и вся бригада участвовала в техническом перевооружении подвижного состава.
Сибиряки всегда своего добьются, тут уж ни у кого возражений никогда не возникало. И вот Камаз самосвал с прицепом прибыл в речной порт. Уже требовалась другая постановка под погрузку. Расчистили дорогу, и машины гружённые уходили, не мешая стоящим в очереди. Просили речное начальство установить бункер, чтобы удобней было загружаться, а крановщик не прицеливался во время погрузки. Но тут была другая организация и видимо передовой опыт порта в Дублине их не заинтересовал.
Что поделаешь, так и потом терял крановщик время, прицеливаясь с такой высоты в кузов самосвала. Анатолий Иванович опять крепко выразился, но уже не своё начальство. Оказывается за приемлемые условия работы надо биться и со своей бюрократией и с чужой.
Ну а песок с речного порта всё равно убывал, и иногда к весне приходилось искать другую работу, для трудяг самосвалов. Машины в бригаде имели разноцветную окраску, а вот прицепы были только зелёного цвета. Так их красили на нашем ремонтном предприятии при Западно Сибирском территориальном транспортном управлении. Да кстати там производили ремонт двигателей, для Камазов.
Работа управления была чётко налажена и наша бригада была не на последнем месте. Мы спокойно трудились на своих местах, а начальство высокое и среднего звена удачно занималась координаций наших действий. Неплохо справлялась со своими обязанностями старший диспетчер автоколонны Нина Андреевна, извините за вольность ей наши остряки дали прозвище «Левитан», за её строгий и железный голос. И так услышав голос Левитана, мы со спокойной душой покидали рано утром наше предприятие.
Задание в путевом листе имело форму приказа, и никто его среди работяг никогда не оспаривал, кроме лентяев и приспособленцев. Были и такие отрицательные персонажи в нашем тысячном коллективе. Да кстати у экономиста Котовой муж тоже был водителем, ну естественно для Пети приходилось выбирать тёплое местечко. И путевой лист его обрабатывался по самым высоким расценкам. И так мы на широких дорогах нашего города, а кто и за городом в командировке.
На областных дорогах порой и не разгонишься, по щебёночному покрытию надо двигаться с осторожностью. Запросто можно на скорости попасть в кучу щебня, а это возможный занос и авария. А ещё щебень имел способность летать с помощью силы колёс. Попадёт хороший кусок щебня между шашечками корда колеса, найдёт момент, отрывается и на скорости летит в неизвестность.
Ну, а когда он, таким образом, попадает в лобовое стекло встречной машины, тут уже возникают проблемы у встречного водителя. Если Зил и Газик, то стекло рассыпается на бесчисленное количество мелких кристалликов, не нанося вреда водителю. У Камазов ситуация со встречным камнем оканчивалась многочисленными трещинами на стекле, само стекло держалось на месте и не выпадало. Водитель мог спокойно доехать до гаража в любую погоду. ГАИ естественно отмечало в правилах, что движение с дефектами на стекле запрещено.
Так вот и Виктор Краснов один из членов боевой бригады поймал на трассе такой камень. Вечером стекло поменяли на пассажирскую сторону и инцидент, казалось бы, исчерпан. На другой день, на том же месте прилетает кусок щебёнки тому же Виктору и опять в водительское стекло, вот уж чудеса да и только. Бригадир почесал голову и отправил Краснова в город, больше с заменой стекла вариантов не было.
На родной автобазе стёкол в запасе тоже не было со слов начальства, тётя Валя, кладовщица со склада, подтвердила эти сведенья. А Валентине Павловне мы верили безоговорочно. Пришлось поставить Камаз на ремонт и ждать нового прихода запасных частей на склады управления. Распределение запчастей было неравномерно, львиную долю отсылали в пассажирские предприятия.
Поэтому начальнику снабжению Григорию Михайловичу Гольдшмиту приходилось лавировать и изыскивать нужные детали в других ведомствах и организациях. Время шло, а стёкол всё не было, Виктор мотался в подменных водителях. Недолго думая решили тогда попробовать вырезать стёкла из толстого стекла и установить на Камаз. Затея сразу многим не понравилась, но Краснову надоело менять машины, и он согласился.
Дело пошло и его автомобиль также благополучно стал работать в городе. Однажды в дождливый день на улице Большевистская на дорогу выскочила бродячая собачонка. Виктор резко вывернул и задел левой стороной борт впереди движущейся машины. Удар впрочем, был не сильный, но хрупкие стёкла лопнули и осколки полетели Краснову прямо в лицо. В результате водитель в больнице, а по автоколонне приказ запрещающий ставить на машины самодельные запасные части. С Виктором обошлось благополучно, врачи быстро, как говорится в среде шоферов, его отремонтировали.
На сладе лично, для него лежали два лобовых стекла с запиской, водителю Виктору Краснову. Такой негативный опыт учил, что в первую очередь надо думать о людях, а потом уже о плановых заданиях. Тут конечно была одна экономическая проблема, начальство работало на ежемесячную премию, а водители трудились с выработки. Поэтому иногда выгоняли на линию и на не вполне исправном автомобиле.
Всякое случалось, но куда деваться, если бы машины не ломались, водители не болели и не попадали в неприятные истории, то и начальство было бы не нужно. К осени на автобазу прибыли новые автомобили, С Набережных Челнов. Камазы были красного цвета. Кабина без лежанки и без среднего сидения. Хотелось получить новые машины для бригады, вопрос стоял только один, где взять кузова. До этого времени списания самосвалов не было, так что взять оборудование и кузова практически было не возможно.
Но как говорится бригада боевая и в этом отличилась. Вернее сказать водитель Сергей Лисунов. Он каким – то образом узнал, что в одном НМУ пришёл самосвал, и его хотят переделать под седельный тягач с полуприцепом. Мы конечно с Лисуновым уцепились мысленно за этот возможно наш кузов всеми руками. Начали договариваться с начальством НМУ на тему продажи кузова. Подготовили официальное письмо и отправились на поклон к начальнику этой организации. Честно говоря, надо было убедить людей в том, что кузов им абсолютно без надобности. А наша автобаза в любое время пришлёт машину, для необходимой перевозки.
Попасть внутрь НМУ было не совсем просто, при входе находилась охрана из ВОХРА. Мы с Сергеем заказали пропуск и вошли на территорию управления. Во дворе стоял искомый кузов яркого лимонного цвета, а самосвальное оборудование находилось тут же аккуратно упакованное. В своей бухгалтерии мы выписали доверенность и гарантийное письмо на оплату с подписью директора и с красивой фиолетовой печатью. Даже прихватили литр коньяка, самого лучшего Армянского разлива.
Желание получить кузов было так велико, что Лисунов даже начал немного нервничать. С водителем, который переделывал Камаз под седельный тягач, я был немного знаком через одного сотрудника ГАИ. Поэтому разговор сразу пошёл на лад, и он согласился с ролью адвоката, представлять нас перед начальником. Мы просидели в приёмной больше часа, и ажиотаж перекинулся и на меня.
С пустыми руками возвращаться было совестно и неприятно, как потом выглядеть перед уважаемой бригадой. Наконец секретарь, миловидная дама, пригласила нас в кабинет начальника. Мы расположились на стульях стоящих вдоль стены и ждали решения руководителя. Он в это время читал принесённые нами документы.
После прочтения бумаг начальник спросил водителя, нужен ли ему кузов. Услышав отрицательный ответ, начальник наложил резолюцию, и мы довольные покинули кабинет.
Теперь наша задача состояла в том, чтобы ускорить перечисление денег за этот замечательный кузов такого удивительного цвета. Мы наблюдали, как секретарь директора печатала платёжное поручение. Руководитель нашего предприятия ставил на нём свою подпись. Вот и виза главного бухгалтера легла на заветный лист бумаги серого цвета. Теперь кассир собирал все бумаги для банка и отправлялся в поездку на автомобиле Газ - 24.
В те времена это был довольно шикарный автомобиль, и пользовались им административные работники предприятия. После обеда я справился у главбуха, - прошло ли поручение. Ответ меня обрадовал, деньги полностью перечислены. На другой день мы поехали забирать долгожданный кузов.
Теперь было дело техники, а монтаж автомобильного оборудования мы порою могли производить даже с завязанными глазами. С фаркопом пока была небольшая проблема, резиновые шайбы и прочие детали имели большой износ. Пришлось умудряться и выдумывать, как выйти из положения. Хотя известно безвыходных положений не бывает.
И вот красавец Камаз стоит перед ГАИ Октябрьского района по стойке смирно. Мы получаем государственные номера и даём путёвку в жизнь новому автомобилю. Теперь он зачисляется на баланс предприятия в графу основных средств. И начнёт приносить доход вместе с другими машинами в общую копилку автобазы. А это и заработная плата и социальные гарантии и ещё много чего нужного, для бесперебойной работы нашего коллектива. Мы опробовали сигнал на новой машине, электрический сигнал довольно сильный, и сторожа можно разбудить.
А вот воздушный сигнал намного тише, чем на ЗИЛ – 130, тут ничего не поделаешь, так работает воздушная система через множество отрегулированных на определённое давление клапанов. И так техническая сторона на самосвале в полном порядке, бригадир придирчиво наблюдает первое время за работой машины и водителя. Испытательный срок пройден можно опеку, снимать.
На доске объявлений водители увидели приказ о подготовке на уборку урожая в колхозы и совхозы Новосибирской области. Водители шутят колхоз дело добровольное, но попробуй, откажись. Впрочем, люди предприятия едут в сельскую местность охотно. Сменить шумный город на сельскохозяйственную работу, равносильно отправиться в свой огород.
Дело привычное и с годами знакомое по навыкам на уборочной страде. К тому же самосвал на поле самое удобное транспортное средство. Пока убирают кукурузу на силосную массу, то и из кабины выходить не надо, только нажимай клавиши на панели приборов.
Бригада вся разбросана по районам, закреплённым за предприятием. В районе распределяют по колхозам и совхозам. Что такое колхоз или совхоз нам городским жителям, честно говоря, без особой разницы. Название колхоз произошло в результате коллективизации, образно говоря при объединении коллективной собственности крестьян.
Совхозы создавали под эгидой государства, и это была государственная собственность. Хотя люди в тех и других организациях ни чем не отличались. Правда названия они имели разные; Заря, Знамя Коммунизма, Победа, колхоз имени Пушкина и так далее.
Приезжал представитель сельского предприятия, предлагал вывезти определённые грузы из города. Что там говорить на село надо было много чего полезного перевезти, имея ограниченные денежные ресурсы, селяне, заказывали только самое не обходимое. И так мы распределены по бригадам и начинаем работать, первое время нас держат в строгости.
Ни шагу без разрешения, дисциплина вещь нужная. Где - то к средине уборочной кампании понятие дисциплины утрачивает своё значение. Водители ведут себя вольно и бригадир такой же работяга, как и вся бригада, старается перевыполнить план. Короче заработать больше денег, неплохое состояние души. Поэтому ему надоедает быть строже других, он опускает поводья руководителя.
Этим ослаблением режима бывает, пользуются недобросовестные водители. Вспоминается один случай, который попал в приказы по предприятию. Чего греха таить водители мужики крепкие и работа у них чисто физическая. По вечерам, бывало, гасили нервное напряжение с помощью крепких напитков, как без этого, тоже не обойтись. Особенно если после посещения деревенской баньки.
Председатели и директора завсегда чистоте рабочего человека уделяли должное внимание. Бани по их приказам топили ежедневно, мойся сколько угодно. Вот и наш герой ещё довольно молодой человек, помылся в баньке и выпил затем свои «наркомовские».
Этого ему показалось недостаточно, и он решил заработать ещё денег, на увеличение своей нормы напитка. Вариантов, для заработков было немного, нарубить дрова, для стариков на зиму или продать перегной дачникам. Второй вариант оказался более приемлемым. Знакомый тракторист нагрузил этого добра около фермы и попросил, быстрее обернуться, пока магазин работает. Вася заверил, что обернётся не хуже быстрого оленя.
Камаз у него был новый одного нудного водителя, который всеми правдами и неправдами открутился от колхоза. Старт был довольно удачным, сельскими короткими дорогами Василёк выбрался на Тогучинскую трассу. Вдоль Сибирской реки Ини дачных обществ хоть отбавляй.
Дачницы обожали перегной и готовы были в любое время купить хоть целый самосвал. И так, вот и асфальт под могучим Камазом, а вот водитель такими же свойствами крепкого здоровья не обладал. Он как говорится, сомлел и еле распознавал дорогу, крепче за баранку держись шофёр, явно не получалось.
По Гусинке оставалось проехать совсем немного, а тут не особенно крутой, но затяжной поворот. Вася крутанул руля да не туда, и его потянуло вправо в лог. Машина не выдержала такого крена, потеряла скорость и легла на бок. Всё произошло за долю секунд, непоправимая ошибка водителя, под действием крепких напитков. Когда автомобиль силой инерции начало опрокидывать, соскочил шланг подачи воздуха в тормозную систему прицепа. Прицеп резко затормозил, чем и спас машину от дальнейшего падения в глубокий овраг. Камаз качнулся вниз, но постепенно движущие на него силы затихли, и он успокоился в этом неудобном, для него состоянии.
Вася выбрался из кабины и тут же на травке завалился спать. В таких случаях на ум завсегда приходит поговорка – дуракам и пьяницам, всегда везёт. Перегной высыпался из кузова машины и удобрил склон оврага, да ещё сыграл роль помощи от дальнейшего переворачивания автомобиля. Вообще - то такие солидные машины довольно устойчивы на дороге, за счёт своей приличной массы и хорошо рассчитанной конструкции.
Так что Василию можно отдать должное в испытании на прочность Камаза. Дальнейшие события не так интересны, нарушители в основном не уходят от ответственности. Специалист по переворачиванию Камазов очутился на линии ТО – 2, где проводил шприцевание тавотниц карданов и прочих агрегатов автомобиля. Там с ним произошёл не очень приятный случай.
Однажды после получки господа слесари решили немножко развлечься и сложились по рублю. Самым быстрым в бригаде естественно был Василий. Он своими заповедными путями пробрался в магазин под номером сорок один, и с риском попасть на глаза руководству принёс требуемый напиток.
Мужики благополучно распрощались и отправились по домам. Нашему «быстрому оленю» доза показалась малой, он опять рванул в 41. Когда он возвратился в мастерскую, то заметил начальника мастерской Коровникова Михаила Митрофановича, тот перед закрытием цехов обходил мастерскую.
Вася, рискуя опять попасть в неприятную ситуацию, пустился в бега. Но его снова подвело нетрезвое состояние духа. Перепрыгивая через смотровую яму, он наступил, на неубранную лужицу нигрола, которую сам и оставил. Вместо, толчка, нога скользнула. Вася как смог старался не упасть, но не удержался, упал, раскрыв рот. В результате он оставил верхний ряд зубов на металлической стенке смотровой канавы.
На другой день он получил законный бюллетень, потом где - то исчез и о дальнейших его подвигах больше ничего не известно. Бригадир о пропавшем работнике не сожалел, а даже перекрестился, что избавился от Василия. Дела в бригаде шли очень хорошо.
Когда начали подводить итоги работы за год, то оказалось, что у коллектива самые высокие показатели по перевезённым тоннам и выполненным тонна - километрам. И статистические показатели вывели бригаду на первое место во Всесоюзном соревновании.
Начальство получило поощрение, а водители переходящий тёмного бархата вымпел и денежную премию. Вымпел повесили у начальника в кабинете - мол, знай наших ребят. Бригадир целую неделю ходил довольный и никого не подгонял.
В газете «Советская Сибирь» вышел очерк о передовой бригаде самосвальщиков. Правда фотография не получилась, но мы - то все знали, кто там изображён.
Зима довольно крепко вступила в свои права, мужикам приходилось частенько лазить на кузов и отбивать примёрзший грунт, песок и прочие сыпучие грузы. Улучшали обогрев кузова, в общем – то не стояли на месте. Когда днище кузова хорошо прогрето, груз легко выгружается и не остаётся комом на дне. В конце дня иногда, когда мороз спадёт от кузова идёт парок, так он разогревается за рабочий день.
Когда экскаватор копает котлован, земля, чем глубже, тем теплее по сравнению с окружающим воздухом. Если за рычагами экскаватора человек ловкий и опытный, дело спорится, и простоев нет. А бывает товарищ больно ленивый или с малым опытом в работе, вот тут - то и начинаются очереди. Ну конечно и в нашей уважаемой бригаде ленивых товарищей достаточно. Только остановились, и сразу дремать на солнышке. Печка в кабине работает, и солнце греет через громадное лобовое стекло, ну просто красота, хоть целый день спи. Правда тут есть небольшой нюанс в виде прораба, при появлении которого отлаженный механизм сразу заметно ускоряется.
Опять же эта нужная работа людей захватывает и по невидимым линиям передаёт общий подъём настроя и важности общего дела. Тут уже никто и не смотрит в сторону прорабской, потому что мозг захвачен идеей творческой работы без нажима, а на личной инициативе.
Бригадир Кондратков вновь придумал, как поднять производительность труда. Он вместе со своим коллегой Юрием Григорьевичем решили увеличить свои автопоезда ещё на один самосвальный прицеп. С одним – то прицепом иногда бывает морока, а тут целых два. Зато преимущество, работа только в городе.
В речном порту инициативу поддержали и всячески шли на встречу поддержать передовой опыт. Это явно увеличивало грузоподъёмность тягача самосвала на десять тонн. И этот автопоезд за один раз перевозил тридцать тонн песка. С большим преимуществом перед заграничным транспортом такого типа, он не ломал наши дороги. Дополнительные десять тонн спокойно располагались на восьми скатах прицепа. Время на разгрузке немного увеличивалось, пришлось искать выход из создавшегося положения. Тут помогли организации получатели песка, они организовали работу трактора. И тракторист, ни слова не говоря, после выгрузки песка сразу цеплял Камаз буксирным тросом и помогал ему выехать на дорогу.
Работа усилиями смежников наладилась и стала поддерживаться в штатном режиме. Однако Сибирские морозы вносили свои коррективы, песок смерзался в огромные глыбы и застревал при выгрузке между бортами. Ничего не поделаешь тут без лома, лопаты и хорошей кувалды не обойтись. В скором времени работой нашей бригады заинтересовались нефтяники из посёлка Пионерного.
Прибыли представители и предложили в будущем году приехать к ним на работу. Под это предложение наше управление попросило выделить выше наших фондов новые самосвалы. И подготовка к работе на Севере пошла полным ходом. Надо было предусмотреть все возможные за и против. Это со стороны смотреть собрались за один день и отправились в путь. Так что на раздумье нам был выделен целый год водителям и начальникам. А пока мы трудились не покладая рук.
В это время «проштрафиться» удалось нашему начальнику колонны, и его сняли на три месяца переписывать бумажки и набираться уму разуму. За него поставили одного из водителей, давно рвавшегося на это место. Что нашего начальника подставили плохие люди, было ясно каждому водителю колонны. Но против власти не попрёшь и народ эту бодягу молчком проглотил. Тут для этого приказа начальства много поговорок, но в бригаде народ Сибирский крепкий, все были в армии, поэтому спорить не стали.
Ну а новый начальник И. О. вёл свою политику, да что об этом вспоминать. Всем воздаться по деяниям его, так гласит библейская притча. Бригада как трудилась с огоньком, так и продолжала жить и работать. В это время, как раз перед окончанием срока наказания прежнего начальника колонны, был выпуск с курсов шоферов. Естественно ребята молодые и им только набираться опыта.
У нас на автобазе имелся уже давно апробируемый опыт, как прививать навыки вождения начинающим водителям. Хотя по правилам водитель третьего класса имел полное право оседлать грузовой автомобиль. В начале появления Камазов мы проходили переподготовку, типа устных занятий у инженера по безопасности дорожного движения. Потом этот приказ затерялся в нашем, непутёвом отделе кадров и всё было пущено на самотёк. Документы терялись, и людям давалась 33 статья по самым малым поводам.
Ну, так вот И.О. начальника отряда взял трёх молодых водителей и посадил сразу на Камазы самосвалы. Хотя по порядкам, заведённым на автобазе, они должны были начинать на малотоннажном грузовом транспорте. И постепенно переходить на более мощные и высоко грузоподъёмные машины. Бригадир был категорически против такого решения, но его не послушались. Тут на свой пост заступил прежний начальник, он только успел провести с молодёжью инструктаж о безопасности движения.
Вечером начальнику позвонили и сообщили, что в гараж не вернулись три Камаза самосвала. Опять Ч.П. вот незадача. Утром появился один из пропавших водителей, оказывается на второй день своей рабочей деятельности, они поехали подзаработать «налево». Но как говориться неопытные водители поехали на дачи, которые стояли на болотистых грунтах, не далеко от станции Жеребцово.
Мы поехали с бригадиром спасать наших неудачников. Картина получилась довольно печальная. Один самосвал забрался во двор дачного участка и провалился по самые реактивные штанги. Второй сел при подъезде к дачному домику. Третий пытался вытащить второго и тоже утонул в топком грунте. До этого прошли дожди, они размочили основательно почву. Ребятам лучше бы сюда и не соваться, но экономическая сторона добычи лёгкого рубля преобладала над здравым смыслом.
Грунт по - прежнему был сыроват, хотя мелко моросящий дождь прекратился. Но в воздухе всё равно было большое количество водяных паров. Небо затянутое низкими облаками не предвещало хорошей погоды. Ждать когда проглянет солнце и высушит землю можно очень долго. Ребята, понимая, что натворили не очень хороших дел, в душе мечтали вывернуться из этой ситуации. Дед, который заманил мальчишек в западню, виновато отворачивался. Да мы его и не винили, человеку как – то надо завозить строительный материал.
Трезвое видение проблемы не позволяло изводить себя и молодых водителей криками и наставлениями. Что сделано, то сделано, надо скорее выбираться из этого болота. Единственное твёрдое место это была дорога между дачными участками. Мы прикинули с Анатолием Ивановичем, сколько метров надо троса и сколько привести щебня, для подсыпки под колёса машин.
Песок из застрявших машин решили разгрузить вручную, лопата у шоферов первый инструмент, всегда блестит от постоянного прикосновения рук. Операцию по освобождению автомобилей назначили на 18 часов, после работы. От бригады прибыло несколько Камазов, у всех свои задачи поставленные бригадиром. Несколько человек занялись разгрузкой машин.
Другие начали копать землю и устилать будущую колею щебнем. Мы с бригадиром начали вязать тросы и устанавливать тяжело - гружёные автомобили на исходную позицию. Наконец подготовительные работы закончились, бригадир сделал отмашку. Тросы натянулись, и машины медленно стали освобождаться из плена матушки земли. Камазы стали на твёрдую грунтовую дорогу.
Мужики остались довольны своей работой, кроме трёх горемык учинивших это действо. Все участники кампании по освобождению автомобилей из болота с удовлетворением вздохнули, и пошли мыть руки на речку Издревая. Усевшись на берегу речки, решили немного перекусить. В наличии оказалось сало, ржаной хлеб, а дед - дачник как чувствовал, притащил чугунок с картошкой в мундирах. Да ситуация сложилась как в ресторане, еда вкусная и по всем меркам деликатесная.
Берег в этом месте довольно живописный, вода течёт, а в заводе медленно. Белые лилии, украшенные большими зелёными листами, спокойно цветут, и никто их не тревожит. Так бы и сидел тут с удочкой и ловил рыбу. Потом развёл костёр и варил уху, ну просто идиллия. А действительность вот она только очнись от грёз.
Разбор полётов оставили на завтрашний день, а сегодня уставшие водители отправились по домам. На другой день бригада решила отправить провинившихся ребят работать на других автомобилях. Точнее говоря разжаловать из камазистов на один год, для пополнения водительского опыта. Газики и Уральцы в автоколонне имелись, работай и привыкай к баранке. Не забывай, что ты работаешь не на себя, а на государство. На том и закончилась эта неприятная история.
У шоферов на эту тему сложилось мнение разнообразное, кто жалел молодых водителей, а кто и предлагал крайние меры в виде 33 статьи. Мы не пошли на поводу у начальства и решили не портить молодым мужикам трудовые книжки. Бригадир хоть и метал гром и молнии, но в душе был человек хороший и добродушный.
Один из ребят перевёлся водителем, на Газ - 51 с будкой, и помнится, не разглядел препятствия на дороге. На полной скорости врезался в него и будку превратил в хлам. Директором в то время бы у нас Валентин Васильевич Прокопьев, он пожалел парня и запретил высчитывать с него деньги за будку. Парень немного ещё потрудился на нашей автобазе и уволился.
Второй нарушитель Павел вскоре нашёл себе работу и тоже уволился. Ему начальница отдела кадров умудрилась влепить 33 статью. Он, недолго думая подал на автобазу в суд и выиграл процесс, начальница по кадрам проиграла в суде по своей малограмотности. Я потом не один раз встречался с Павлом на книжном рынке, где мы и обсуждали новые книги и кинофильмы.
Про судьбу третьего участника той злосчастной поездки я что - то не припомню. Но мне думается у него тоже, всё сложилось нормально. Ведь кто не работает только тот и не ошибается, а ребята истинно стремились быть шоферами. Производственная деятельность бригады тем более развивалась и успешно развивалась.
У нас появился новый клиент в виде строящейся ТЭЦ - 6. Приходилось возить песок для выравнивания площадки под строительство. Да и грунты там были немного заболочены. Нашим ребятам такая работа не в новость, многие проходили через Север и также насыпали площадки под буровые вышки. Морозы в тех северных местах стояли довольно суровые, но при малой влажности воздуха более - менее переносимые.
В стране в это время появился новый лидер глава партии и заодно занимающий прочие ключевые места в государственной структуре. Постоянно его слышали и видели с, задумками и речами о хорошей жизни, для этого надо всё построенное ранее перевернуть с ног на голову. Тут он даже догадался убрать партию КПСС от власти, в те времена она достигала 19 миллионов человек. Это его решение одобрили, а единственно о чём он не подумал, что выбил из - под себя, опору верховной власти.
Ну а мы продолжали работать и пока ничего нового не ощущали. Хотя узнали о наркозависимых людях, и о наркотиках. Раньше такой гадости в Сибири и в помине не было. У нас тоже начались разговоры о наркоманах, которые как работники ни куда не годятся. Попробуй его определи, такие же люди. В те времена с алкоголем было всё понятно, на страже была Людмила Петровна врач нашей автобазы.
А вот случай в бригаде произошёл весьма странный. Один водитель возил грунт, для засыпки оврага. Овраг довольно глубокий, примерно с трёхэтажный дом был. Отвезёт он машину и спит себе за рулём. Прорабу это надоело, и он побежал к начальству. Начальник естественно отреагировал на сигнал и пожурил самосвальщика. А через час опять тот же прораб сообщил - ваш водитель в овраг улетел. Вот незадача, главное чтобы человек не пострадал, а железа на Урале много. Очень хорошо, знаете ли, обошлось, водитель вылез из оврага, жив, здоров, как ни в чём не бывало.
На дне оврага стоял целёхонький Камаз правда без груза грунта. Дня три мы его потом вытаскивали и даже успели помять кабину, трос оборвался. Всё - таки достали и загнали в ремонтную мастерскую менять кабину. От водителя внятного ответа мы не получили в душе остались только догадки. Бригадир обозлился, но предпринимать ничего не стал, тут уж в пору было подумать. Такая ситуация случилась впервые, остались только сомнения и предположения. Как только началась «перестройка» в стране, этот водитель нашёл себе другую работу, мы его отпустили даже без отработки. А бригада продолжала трудиться, перевыполняя плановые задания.
Конечно, в нашем управлении было много предприятий. И не одна наша бригада работала в городе Новосибирске. Взять хотя бы бригаду самосвальщиков из третьего автотранспортного объединения. Они возили глину для изготовления кирпичей на кирпичные заводы.
Город строился, а по сибирским условиям стена жилого дома должна быть не менее как из трёх кирпичей. Чтобы в суровые морозы люди жили в тепле. Поэтому потребность в кирпиче была огромная.
Глину возили из разных карьеров. Хотя карьерами их было трудно назвать. Да и глины в нашем городе было достаточно. Хоть в заграницу экспортируй.
Услугами третьего объединения в основном пользовались предприятия правобережья реки Оби. Собственно так было удобней для предприятий промышленных и транспортных. Поставка автомобилей до места работы сокращалась до минимума.
А это экономия топлива. В государственных масштабах выходило в довольно приличные денежные суммы.
Вопросами экономики в те времена занимались солидные институты. Особенно запомнился академик Леонид Иванович Абалкин. Российский экономист, специалист в области методологии и хозяйственного механизма.
Внедряли передовые опыты ведения хозяйственной деятельности. Да и наши органы МВД следили за хищениями Социалистической собственности. А как же быть во времена государственного капитализма. Государство в нашей стране и было главным держателем капитала.
Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности работал в полной мере и с полной силой. (ОБХСС)
У всех была своя поставленная цель и у многих любимая работа. Люди совершенствовались. Занимались самообразованием. Завершали своё образование в вечерних школах, вечерних вузах, и так же учились заочно.
Водители повышали свою квалификацию. Получали удостоверения первого и второго класса без отрыва от производства.
Для этих целей был образован учебный центр подготовки при ЗСТТУ. Находился он в Кировском районе на Затулинском жилом массиве. Директором учебного центра был назначен Новосёлов. Здесь учили водителей инструкторов. Получали знания водителей профессионалов первого, второго и третьего класса. Занимались подготовкой и по другим специальностям необходимым для работников управления.