В конце XVIII века посмертная маска неизвестной девушки, утонувшей в парижской реке Сене, была тысячи раз воспроизведена по всей Европе и стала вечным символом лица, спасшего миллионы людей.
Никто никогда не знал её имени. Не было никакой информации о судьбе этой женщины, до того как в 1880 году тело погибшей было " выловлено" в Парижской реке Сене. Мы ничего не знаем ни о возрасте, ни о родных, ни о происхождении, ни о том, по какой причине она оказалась в городе.
Не было обнаружено никаких следов от ушибов и ран. Криминалистов сразу же заворожило её лицо: загадочная улыбка и выражение безмятежного сна запечатлелись навечно, поэтому в морге решили изготовить слепок с помощью гипса.
Навсегда получив название L'Inconnue de la Seine ("Неизвестная женщина Сены"), после смерти она начала свою новую удивительную историю. Сейчас в магазинах Парижа, помимо бюстов Наполеона или Бетховена, которые в то время можно было встретить повсюду, продается также улыбка Неизвестной женщины с Сены.
Это было началом невероятной истории жизни Незнакомки, предсказать появление которой никто не мог, и которая помогла спасти миллионы жизней по всему миру.
История о смерти
О том, почему случилось так, что неведомая женщина умерла, ходило множество легенд и небылиц. Но версия, наиболее часто встречающаяся в записях более чем 150-летней давности, гласит, что ей было около 16 лет, когда она покончила жизнь самоубийством.
Никто не знает наверняка, так ли это, и доказать эту версию невозможно: на трупе не было никаких следов, и многие эксперты пришли к выводу, что девушка рассталась с жизнью сама.
После того как тело было извлечено из реки Сены, его перевезли в парижский морг и выставили на всеобщее обозрение вместе с телами других неизвестных мертвецов для опознания. Пусть это звучит мрачно, но в конце XVIII века посмотреть на безымянный "парад трупов" было одним из популярных парижских развлечений.
Люди собирались у окон дома, чтобы посмотреть на очередные найденные трупы. Толпы были огромны, но никто не опознал девушку - или же никто не захотел объявиться по неизвестным причинам.
Несмотря на то что толпы людей, увидевших её труп, так его и не опознали, он не остался незамеченным. Её появление мгновенно привлекло всеобщее внимание. Из морга она отправилась с невозмутимым видом, и один из сотрудников сделал гипсовый слепок её лица.
Маска стала популярной
Безмятежный облик маски вскоре был растиражирован и продан в тысячах магазинов Парижа. Затем она была экспортирована в Германию, а вскоре и по всей Европе.
Завораживающая маска неизвестной мертвой девушки, которую философ Альбер Камю назвал "утонувшей Моной Лизой", стала вожделенной иконой культуры того времени.
Со временем застенчивую безмятежную улыбку неизвестной из Сены стали вешать в салонах по всему европейскому континенту. Её даже выставляли в мастерских художников, воспринимая как безмолвную модель.
Музеи выставляли её лицо в качестве главной достопримечательности.
Впрочем, не только художники и скульпторы были в восторге. Поэты и романисты также были в полном восхищении и использовали образ в качестве вдохновения для театральных постановок, романов, рассказов, поэм и различных произведений художественной литературы.
Коммерческий успех, недолгая история и обман
Незнакомка в какой-то момент стала своего рода "мрачным мемом" для писателей начала XX века, которые придумывали бесчисленные драматические истории для этой героини с разбитым сердцем, которая якобы бросилась в воду из-за любви.
"Факты были настолько скудны, что любой писатель мог спроецировать на это лицо что угодно и придумать самые фантастические истории. Гибель в воде была весьма романтичной идей. Сочетание смерти, воды и женщины было манящим", - сказала в 2007 году британской газете The Guardian архивариус музея Элен Пине.
По мнению критиков, эта модель стала "эротическим идеалом того времени", как бы нелепо это ни звучало, но она оказала влияние на "целое поколение немецких девушек", которые стремились создать свой внешний вид по образцу тела Незнакомки, сообщает IFLScience.
Зарождение медицинской практики спасения жизни
Спустя полвека после этого всплеска славы и нездорового увлечения девушка снова стала объектом внимания благодаря человеку, который родился через несколько десятилетий после её смерти.
Его звали Асмунд Лаердаль, производитель игрушек из Норвегии. Его компания начала свою деятельность в начале 1940-х годов с печати детских книг и календарей, а затем занялась производством небольших деревянных игрушек.
После войны Лаердаль начал экспериментировать с новым типом материала, который должен был войти в массовое промышленное производство: пластиком.
Из этого мягкого и податливого материала он сделал свою самую известную игрушку - куклу "Анна", которую в послевоенной Норвегии прозвали игрушкой года за спящие глаза и натуральные волосы.
Кукла "Анна" из Норвегии была вовсе не похожа на модель L'Inconnue (Незнакомки). Во всяком случае, пока не была. Однажды двухлетний сын Лаердала Торе чуть не утонул. Не подоспей он вовремя, не вытащив потерявшего сознание мальчика из воды и не совершив неловких манипуляций в попытке спасти ребенка, малыш мог бы погибнуть.
Тогда группа врачей-анестезиологов обратилась в компанию "Лаердал" и сказала, что им нужна кукла для демонстрации недавно разработанной техники реанимации - процедуры, известной как СЛР (сердечно-легочная реанимация). В тот момент врачи нашли себе внимательного и восприимчивого слушателя, поскольку Лаердаль был травмирован событием, недавно произошедшим с его сыном.
Эти специалисты, особенно австрийский врач Петер Сафар, который помог разработать сердечно-легочную реанимацию, вместе с Лаэрдалем приступили к реализации исторического проекта: изготовлению манекена в натуральную величину, на котором люди могли бы отрабатывать приемы спасения.
Асмунд Лаердаль, создатель манекена, испытывает свое творение в реке
Для производителя, который привык изготавливать простые модели кукол и игрушек, было непростой задачей сделать реалистичный манекен человеческого тела с функциональным, реалистичным внешним видом и текстурой, на котором можно было бы достоверно продемонстрировать физические сложности реанимации.
Помимо технических проблем, возник большой вопрос: каким должно быть лицо этого гигантского манекена, который будет воспроизводиться и использоваться в медицинских учебных заведениях?
И тогда Лаэрдаль вспомнил о странной, загадочной полуулыбке, напоминающей лёгкий сон, которой была усыпана вся Европа. Безмятежная маска, которую он видел на стене дома своих родственников в качестве декоративного предмета: это лицо L'Inconnue (Незнакомки).
Лаэрдаль решил оставить имя Анна для своего нового творения, предназначенного для медицинских целей: нового манекена с лицом Л'Инконню и телом взрослого размера, со складной грудной клеткой для отработки компрессии и открытыми губами для имитации реанимации рот-в-рот.
Наиболее " зацелованные" губы в мире
Компания Laerdal посчитала важным, чтобы манекен был женским, поскольку полагала, что в 1960-х годах мужчины не захотят практиковаться в реанимации на манекене-мужчине из-за сильного мужского шовинизма.
Манекен был назван Resusci Anne ("Спасатель Анна"). С момента своего появления в 1960-х годах манекен Resusci Anne не был единственным манекеном для сердечно-легочной реанимации, но считается первым и наиболее успешным манекеном для " искусственной реанимации".
Воздействие этого манекена было огромным. Благодаря реалистичным чертам лица Resusci Anne, повысилась эффективность обучения реанимации, что сделало сердечно-легочную реанимацию более интенсивной процедурой и позволило врачам, медсестрам и медицинским работникам столкнуться с реальной обстановкой при спасении человека.
Время отражает реальные факты
Со временем копия реанимационного манекена была признана специалистами в области медицины. Однако сегодня многие сомневаются, что идеальные черты лица маски "Незнакомца с Сены" могли принадлежать утонувшей девушке.
Многие скептики считают, что лицо трупа, особенно извлеченного из реки, было бы деформировано, распухло или испещрено различными шрамами, что сделало бы невозможным такое совершенство. Некоторые считают, что слепок был сделан с живого человека, а не с трупа.
Однако для исследователей, самостоятельно изучавших эту историю, как, например, педиатр Меган Фелпс из Медицинской школы Сиднейского университета, которая в рамках своего исследования побывала в Париже, загадка таит в себе много интересного.
Многие сценарии касательно жизни, смерти и того, почему именно это лицо стало всемирно известным, являются гипотетическими. Вероятно, мы никогда не узнаем, какой была реальная история.
Поскольку никто так и не опознал её тело, "Неизвестная девушка из Сены" была брошена в безвестную могилу без каких-либо опознавательных знаков, по которым сегодня можно было бы установить её происхождение, а в полицейских протоколах того времени нет никаких упоминаний о загадочной девушке лишь потому, что она была неопознанной.
Историки считают, что мы никогда не узнаем, кем была девушка L'Inconnue. Кому бы ни принадлежало её лицо, финал истории "Неизвестной девушки с берегов Сены" - это нечто, выходящее за пределы отдельного человека: лицо, ставшее маской, воплотившей идеал красоты для многих поколений европейцев.
Позже оно стало чем-то гораздо большим: лицом метода спасения жизни, который предотвратил смерть миллионов людей от остановки сердца.