Найти тему

Как создать бизнес-план (БП) проекта

Вопрос «Как разработать бизнес-план?» является ключевым этапом на пути к успеху любой организации.

Вопрос «Как разработать бизнес-план?» является ключевым этапом на пути к успеху любой организации. Создание этого тщательно продуманного документа поможет не только упорядочить ваши деловые идеи, но также представит вам и вашим коллегам чёткую карту пути достижения ваших предпринимательских целей.

В этой статье мы разберём следующие вопросы:

  1. Суть бизнес-плана и его значимость.
  2. Разновидности и стандарты БП.
  3. Закономерности разработки бизнес-плана при планировании открытия своего дела.
  4. Часто встречающиеся ошибки, которые делают предприниматели при разработке БП.
  5. Элементы бизнес-плана и методы его создания с нуля для запуска своего предприятия.
  6. Применимость готовых шаблонов в процессе составления БП или необходимость выработки своего уникального документа.

Бизнес-план – что это такое

Бизнес-план – это документ, стратегически определяющий главные траектории развития проекта или компании. Он предоставляет информацию о целях и стратегиях бизнеса, анализирует рыночную среду и конкурентную обстановку и разъясняет детали товаров или услуг. Также он содержит маркетинговую стратегию, даёт прогнозы относительно финансов, описывает структуру управления и прочие существенные элементы.

Бизнес-план помогает предпринимателям, инвесторам и кредитным организациям оценить перспективы проекта и сделать суждение о его финансировании или реализации.

Функции бизнес-плана

Бизнес-план включает в себя 4 главных аспекта:

Стратегическое планирование. Бизнес-план облегчает задачу предпринимателям в определении своих целей и создании стратегии для их реализации. Он позволяет более основательно исследовать рыночные условия, анализировать конкурентов, выявлять потребности клиентов и формулировать успешный план развития проекта.

Получение финансовой поддержки. Бизнес-план действует как инструмент, который помогает привлекать инвесторов, банки и другие источники финансовых ресурсов. Он демонстрирует потенциальным кредиторам, что проект обоснован и прибылен. Он также чётко определяет, как будут использоваться инвестиции.

Управление организацией. Бизнес-план устанавливает организационные рамки, роли и ответственность сотрудников, определяет потребность в кадрах и другие значительные аспекты управления предприятием.

Анализ эффективности деятельности. На последующих этапах бизнес-план используется для прослеживания фактической производительности компании и её сопоставления с прежними прогнозами. Это позволяет идентифицировать слабые места и внести коррективы в стратегию, если нужно.

Какими бывают бизнес-планы

Для успешной разработки бизнес-плана важно определить его цель. Мы можем выделить пять основных вариантов, какими могут быть БП:

  • Для собственного планирования.
  • Для расширения существующего бизнеса.
  • Для привлечения инвесторов или получения кредитов в банках.
  • При оформлении государственной поддержки.
  • Антикризисный формат.

В случае разработки бизнес-плана для собственного планирования предприниматель оценивает и проверяет идею проекта, делает прогнозы и рассчитывает все возможные расходы.

Если БП необходим для расширения действующего предприятия, то он поможет найти новые направления для развития и решить текущие проблемы.

Когда речь заходит о привлечении инвесторов, предпринимателю необходимо представить подробно свой бизнес, его перспективы и прогнозируемую доходность проекта.

Банки, в свою очередь, предоставляют кредиты для развития проекта, исходя из выгодности и стабильности предприятия. Для этого также необходим детальный бизнес-план.

В случае обращения за государственной поддержкой, БП должен содержать детальный отчёт о целях и способах использования предоставляемой поддержки.

Антикризисный бизнес-план включает специальные меры и стратегии, применяемые предприятием в периоды экономических нестабильностей или сложных условий работы.

Стандарты бизнес-планирования

В современном бизнес-сообществе важность стандартов по управлению всеми процессами существует вне всяких сомнений. С их помощью руководители проектов могут систематизировать свои стратегии, цели, финансовые и операционные планы.

По всему миру используются многие вариации бизнес-планирования. В данной статье мы хотим подробнее разобрать некоторые из них и показать их уникальные свойства.

UNIDO является специализированным агентством ООН, которое помогает в промышленном развитии и поддержке устойчивого экономического роста развивающихся стран. Благодаря шаблону бизнес-плана этой организации предприниматели могут легко выстроить свой БП согласно предложенным шести ключевым пунктам:

  1. Введение: описание идеи и основной цели бизнес-плана.
  2. Описание деятельности компании: описание продуктов или услуг, целевой аудитории, рыночного сегмента и конкурентного положения.
  3. Маркетинговый план: анализ рынка, маркетинговая стратегия, план продвижения продукта или услуги.
  4. Организационная структура: описание управленческой структуры, ролей и обязанностей сотрудников.
  5. Производственный план: описание процесса производства, поставщиков, стоимости производства.
  6. Финансовый план: прогноз доходов и расходов, прибыли и убытков, потребность в инвестициях.

ЕБРР – это глобальная финансовая организация, работающая на благо экономики стран Центральной и Восточной Европы, России и стран Средней Азии. Организация предложила свои рекомендации по созданию бизнес-планов, особенно ценное для крупных и средних предприятий.

BFM Group является компанией, специализирующейся на инвестициях и консультировании, разработавшей свою модель бизнес-плана. В ней особое внимание уделено анализу текущей рыночной и финансовой обстановки компании.

KPMG представляет собой глобальную компанию, оказывающую аудиторские, налоговые и консультационные услуги. Её подход к разработке бизнес-планов основывается на детальном анализе внешнего рынка и финансовом состоянии проекта.

TACIS – это инициатива Европейского Союза, направленная на поддержку рыночных реформ в странах СНГ. Структура и содержание бизнес-плана, разработанного по их методике, в большой степени напоминают требования, выдвигаемые UNIDO.

4 шага, как сформировать бизнес-план

Следуйте данным инструкциям, чтобы разработать качественный и эффективный бизнес-план:

1. Проведите первичный анализ рынка и конкурентов.

Определяйте отрасль, в которой будете вести бизнес, и изучите его основные характеристики, включая размер рынка, его тенденции и возможные препятствия для входа.

Идентифицируйте вашу целевую аудиторию и ключевых конкурентов, учтите их потребности и требования к продуктам или услугам. Не забывайте проанализировать их сильные и слабые стороны, а также их потенциальные возможности и угрозы.

Такой анализ поможет вам разработать эффективную стратегию выпуска продуктов или предоставления услуг на рынке.

2. Используйте SWOT-анализ в процессе планирования.

SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) – это инструмент, который поможет вам оценить как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на компанию или проект. Он поможет вам понять свои преимущества и недостатки, а также выявить потенциальные возможности и угрозы.

Сильные стороны (Strengths): внутренние положительные аспекты, которые помогают достичь целей организации.

Слабые стороны (Weaknesses): внутренние негативные факторы, которые могут препятствовать их достижению.

Возможности (Opportunities): внешние факторы, которые могут быть использованы для достижения целей.

Угрозы (Threats): триггеры, которые могут представлять опасность или негативно влиять на достижение целей.

Вопрос «Как разработать бизнес-план?» является ключевым этапом на пути к успеху любой организации.-2

3. Соберите основные данные.

Сбор первоначальных данных – это один из ключевых этапов разработки бизнес-плана. Важно учитывать информацию как о внутренних, так и о внешних факторах, которые могут повлиять на ваше предприятие. Это включает всё, от финансовых показателей и структуры управления до информации о рынке, конкурентах, клиентах и законодательных нормах.

4. Создайте финансовую модель проекта.

Финансовая модель — это обобщение ключевых показателей вашего бизнеса, в том числе продаж, доходов, затрат, инвестиций, денежных потоков и прогноза прибыли и убытков на три-пять лет.

Вы можете использовать Excel или специализированный софт для финансового моделирования. Не забывайте учесть разные возможные сценарии и корректировать модель в случае необходимости.

Как создать бизнес-план

Любой бизнес-план можно оформить как определённую структуру, в которой присутствуют некоторые пункты. Они заполняются информацией – так предприниматели, инвесторы и кредитные организации узнают о бизнесе.

Единого образца, как правильно создать БП самостоятельно, нет. Однако существуют определённые пункты, которые всегда есть в БП.

Ниже представлена пошаговая инструкция, как создать бизнес-план с нуля и какие именно пункты нужно заполнить.

  • Рекомендации – стандарты БП (объём, взаимосвязь и достоверность информации, специфические условия, например, возврат денег банку и т.д.).
  • Титульная страница (название организации, ФИО директора компании, дата начала реализации проекта, кто готовил бизнес-план и т.д.).
  • Меморандум конфиденциальности (специальная форма, которая запрещает копировать или использовать бизнес-план в корыстных целях другими лицами).
  • Резюме (краткое описание – миссия проекта, УТП (если есть), преимущества, риски, сколько нужно денег и т.д.).
  • Цели (помимо них можно добавить уникальность и выгоды для клиентов).
  • Анализ отрасли (различные показатели, конкуренты).
  • Возможности предприятия в рамках отрасли (финансовые показатели продукта или услуги, имущество компании).
  • Информация о товаре или услуге (полная информация со всеми аспектами – название, для чего нужно, какие удовлетворяет потребности, лицензии, есть ли вред для клиентов и т.д.).
  • Маркетинговый план (ЦА, конкурентоспособность, как будете привлекать покупателей, уровень спроса и предложения).
  • Описание производства (логистика бизнеса, стоимость изготовления и отправки покупателям, есть ли поставщики, себестоимость товара).
  • Организационный план (форма организации – ИП, ОАО, ЗАО и т.д.; сколько сотрудников и отделов).
  • Финансы (все цифровые показатели проекта).
  • Возможные риски (предполагаемые трудности и способы их предотвращения).
  • Приложение (всевозможная информация, которая не вошла в основной текст проекта).

Какие ошибки совершаются при составлении бизнес-плана

Неполное исследование рынка.

Часто бизнес-планы обеспечивают лишь поверхностное понимание целевой аудитории, конкурентной среды и потребности в продукте или услуге.

Несбалансированные прогнозы.

Многие БП предлагают слишком оптимистичные или пессимистичные прогнозы продаж, доходов и затрат, что в итоге может привести к неверной оценке финансовых нужд проекта.

Отсутствие маркетинговой стратегии.

Без соответствующей стратегии продвижения БП могут запустить товар или услугу, но потребитель может даже и не узнать об их существовании. Это приведёт к отрицательному исходу как проекта, так и работы всей компании.

Пренебрежение важными деталями.

Многие бизнес-планы игнорируют ключевые факторы, такие как юридические вопросы, риск-менеджмент и структуру управления. Это может привести к огромным убыткам и затормаживанию развития проекта.

Недооценивание финансовых рисков.

Мало кто придаёт должное внимание оценке финансовых рисков и формированию стратегии для их регулирования. По итогу, не рассчитав их правильно, можно потерять много прибыли на решение различных бизнес-проблем.

Неконкретные цели и действия.

В бизнес-плане необходимо чётко определить цели и разработать конкретные планы действий для эффективного управления проектом.

Неучёт конкуренции.

Многие БП пропускают анализ конкурентов, что может привести к непредвиденным проблемам в будущем. Ваши соперники просто могут сделать продукт лучше, а ваш же не будет так привлекателен. Это приведёт к неудачному запуску проекта.

Прекрасные представления о результатах.

Некоторые предприниматели пренебрегают потенциальными проблемами и рисками, ожидая идеальных результатов. Обычно это приводит к разочарованиям и потерям.

Кто может помочь в создании бизнес-плана

Есть несколько специалистов, готовых помочь с разработкой бизнес-плана для запуска вашего предприятия: это могут быть специалисты по бизнес-консультированию, компании и агентства, специализирующиеся на БП, бизнес-акселераторы, независимые консультанты.

Вдобавок существует обилие онлайн-платформ, книг и видеоуроков, которые предоставят необходимую помощь для самостоятельной работы над бизнес-планом.

Хотите открыть бизнес онлайн без лишних проблем? Используйте сервис «Регистрация бизнеса». С помощью нашего решения вы сможете быстро зарегистрировать ИП, не устанавливая дополнительные программы для заполнения документов.

Где взять готовый бизнес-план и можно ли так сделать

Специализированные веб-ресурсы, бизнес-литература и консультации экспертов могут предложить готовые решения для вашего бизнес-плана. Но использование уже существующего варианта не всегда оптимально. Он может не соответствовать уникальным потребностям вашего предприятия и текущим рыночным условиям. К тому же применение стандартного бизнес-плана может быть полностью несправедливым, особенно если это нарушает авторские права.

Наиболее удачным вариантом будет разработка вашего собственного БП, учитывающему все особенности вашего дела, конкурентную обстановку и интересы целевой группы. Такой подход позволит создать наиболее приемлемый и адаптированный вариант под предпринимательскую деятельность.

Если у вас нет компетентности в создании бизнес-плана, рекомендовано воспользоваться услугами профессиональных консультантов, которые помогут вам получить профессиональную помощь и сопровождение в этом вопросе.

Как правильно оформить бизнес-план проекта: составить его самому или заказать у профессионалов

Выбор между разработкой бизнес-плана самостоятельно и привлечением профессионалов в этой области во многом определяется собственными умениями, опытом и ресурсами.

Если у вас имеются необходимые знания, а также понимание рыночных тенденций и финансов, создание БП самому может быть хорошим вариантом. Этот подход даст возможность создать индивидуально подстроенный под ваш бизнес-документ.

В случае если у вас нет требуемого опыта, можно будет обратиться к специалистам — бизнес-коучам, консультантам или компаниям, специализирующимся на создании БП. Это обеспечит компетентный подход к процессу и возможность учесть все необходимые элементы и детали.

Таким образом, решение между самостоятельной разработкой бизнес-плана и привлечением профессионалов в значительной мере зависит от ваших отдельных потребностей, ресурсов и уверенности в своих способностях.

Заключение

Ключевым моментом в развитии компании является разработка бизнес-плана. Независимо от того, каким образом вы решите это сделать – самостоятельно или при помощи профессионалов, стоит учесть многие важные аспекты.

С чего начинать создание бизнес-плана? Процесс разработки БП всегда предполагает определение целей и стратегий, тщательный анализ рынка, конкурентной среды и целевой аудитории, а также формирование финансовых планов и оценка возможных рисков.

Составление бизнес-плана своими силами может быть эффективным, если у вас уже имеется опыт и знания в этой сфере. Тем не менее не следует забывать, что наличие профессиональных консультантов может дать более полное и объективное понимание вашего бизнеса, что, в свою очередь, может дать новые ценные идеи и стратегии.

Делая выводы, хочется подчеркнуть, что при создании бизнес-плана не стоит спешить. Лучше уделить его разработке достаточно времени, чтобы ваш документ стал надёжной основой для будущего успеха и развития бизнеса.