Легендарную трагикомедию Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» смотрел весь СССР. История любви пианиста Платона Рябинина и вокзальной официантки Веры Нефедовой побила все рекорды популярности. Мы выяснили, как создавался любимый фильм, как Гурченко помогала Басилашвили и какое условие поставил авторитетный зэк перед исполнителем главной роли.
В основу ленты сценарист Эмиль Брагинский положил реальную историю, случившуюся с известным композитором, написавшим музыку для таких картин, как «Ирония судьбы» и «Семнадцать мгновений весны», Микаэлом Таривердиевым. Он ехал вместе со своей возлюбленной – актрисой Людмилой Максаковой – по Москве; по одной из версий, именно она была за рулем.
Девушка сбила случайного прохожего, Микаэл резко пересадил ее на пассажирское сиденье, взял всю вину на себя. Он получил два года, только большие связи помогли Таривердиеву избежать реального срока. Хотя у Максаковой иная версия: она уверяет, что за рулем в тот злополучный день был именно музыкант. Правду уже вряд ли можно установить, так как Микаэла Леоновича не стало еще в 1996 году.
Главный герой «Вокзала для двоих» пианист Рябинин, которого блестяще сыграл Олег Басилашвили, взял всю вину за ДТП, которое совершила его жена, на себя.
– Мы познакомились с Люсей Гурченко за полчаса до съемок. Честно говоря, я безумно ее стеснялся, – говорит Олег Валерианович.
– У нас не ладилось с любовными сценами. Потом мне не понравился текст, я ушел со съемочной площадки. Думал, что всё – меня заменят другим артистом, но через пару дней позвонили и снова пригласили на съемки. Гурченко сама переписала текст и дала его мне. Она угадала меня!
Несмотря на давнюю дружбу актрисы с Эльдаром Рязановым, главная роль предназначалась не для Гурченко. Мэтр видел в этой роли 18-летнюю девушку, но в итоге решил не рисковать и отдал роль Людмиле Марковне.
– Нужно было и пульс, и мозги, и давление перестроить на другого человека, – рассказывала о съемках в одном из телеинтервью Людмила Гурченко. – Нужно постоянно находиться в атмосфере этой роли. Ты уже не ты!
Любовника официантки Веры – проводника Андрея, хама и подонка – сыграл Никита Сергеевич Михалков. Позже во время общения с журналистами он признавался, что работа с Рязановым для него всегда была в удовольствие. В те времена работать с Эльдаром Александровичем было крайне престижно для артистов любого ранга.
Так, в эпизодах «Вокзала для двоих» снимались, например, Татьяна Догилева, Ольга Волкова, Александр Ширвиндт, Михаил Кононов, Анна Фроловцева и другие звезды.
Многим запомнилась роль спекулянтки «дяди Миши», которую сыграла Нонна Мордюкова. Эту небольшую роль она наполнила импровизацией, придумывала фразы для своей героини, ставшие потом крылатыми. Сама актриса создавала интерьер дома спекулянтки, принесла туда импортный видеомагнитофон, запомнившийся многим зрителям.
А известный актер Александр Пятков и вовсе ради эпизодической роли конвоира стал настоящим надсмотрщиком.
– Несколько дней я стоял на контрольно-пропускном пункте подмосковной Икшанской колонии для несовершеннолетних. Кстати, именно здесь мы снимали многие сцены. Я следил за тем, как ведут себя настоящие конвоиры, и на съемках старался все в точности передать.
Во время съемок в колонии надсмотрщики помогали и главному актеру Олегу Басилашвили. Они учили его правильно мыть пол в тюрьме. А вот авторитетный заключенный Ануфриков обучал его другим премудростям тюремной жизни, чем очень помог актеру. За это он попросил Олега Валериановича произнести в кадре его фамилию.
– Я нашел место, где это можно сделать, и выполнил его просьбу (артист произносит фамилию как бы во сне.). Как сложилась его судьба, конечно, не знаю, но благодарен ему за помощь.
Благодаря тому, что каждый артист так тщательно работал над своей ролью, а режиссер Эльдар Рязанов умел правильно организовать их работу, этой картине зрители действительно поверили. Киноленту признали лучшей по итогам опроса журнала «Советский экран». Не только в СССР эта лента нашла своего зрителя, но и в Польше ее признали лучшим зарубежным фильмом.
Говорят, что после просмотра этой картины Юрий Андропов был так растроган, что лично присвоил Гурченко звание народной артистки. И сегодня фильм часто показывают по телевизору, «Вокзал для двоих» занял прочное место в золотом фонде отечественного кино.