Найти тему
Умное искусство

Искусство для детей: как познакомить детей с картинами

Оглавление

Искусство выполняет множество функций в нашей жизни: заставляет нас испытывать эмоции, развивает насмотренность и прививает хороший вкус, воспитывает любовь к прекрасному. А еще, изучая произведения искусства, мы сами становимся участниками художественного процесса – творцами своего собственного мнения о произведении. Особенно этот опыт важен для детей, которые только учатся анализировать полученную информацию и выражать собственное мнение. Знакомство с художественными произведениями учит думать – вот почему приобщение детей к изобразительному искусству так важно.

Искусство в жизни ребенка

-2

Искусство присутствует в жизни каждого ребенка – начиная с малых лет дети непрерывно творят: рисуют красками (акварелью, акрилом, гуашью), лепят из пластилина, вышивают, танцуют, поют. Все эти процессы безусловно можно отнести к видам искусства: благодаря им ребенок выражает чувства и эмоции и общается с внешним миром. Творчество не просто развивает речь, внимание и память, оно позволяет детям говорить о себе с помощью невербальных методов общения, что является признаком творческой и цельной личности. Кроме того, занятие ребенка искусством позволяет развивать речь, память, мышление, мелкую моторику и в целом приобщает к культурной сфере.

Искусство присутствует в жизни ребенка не только в процессе самотворчества – дети воспринимают окружающий мир иначе, чем взрослые, поэтому приобщение детей к искусству происходит на всех этапах формирования личности ребенка. С ранних лет родители поют детям колыбельные, читают сказки и адаптированные произведения художественной литературы, позже показывают детям фотографии, учат фотографировать окружающий мир, придумывают вместе истории. Многие дети начинают рано ходить в музыкальную или художественную школу, заниматься танцами, балетом, гимнастикой или фигурным катанием. Другие родители с самого маленького возраста водят детей в театры, музеи или просто гуляют с ними по городу и рассказывают им об особенностях архитектуры. Благодаря всем этим процессам ребенок знакомится с разными произведениями искусства и испытывает на себе их влияние.

Влияние искусства на детей

-3

Чем раньше ребенок начнет знакомство с миром искусства, тем понятнее оно будет для его восприятия в дальнейшем. Процесс погружения в искусство мало чем отличается от обучения, например, танцам или катанию на коньках. Чем раньше ребенок встанет на коньки, тем больше шансов у него будет стать профессиональным фигуристом.

В творческой среде есть такой термин, как «насмотренность»: его часто употребляют, когда говорят о работе с визуальной составляющей. Иначе говоря, «насмотренность» – это наш визуальный опыт, сложившийся благодаря просмотру качественного контента; вкус, который позволяет отличать хорошую работу от плохой. Если мы будем приобщать ребенка к искусству с малых лет – рассматривать с ним картины, анализировать произведения, обращать его внимание на архитектурные особенности зданий – то ему будет проще использовать полученные знания во взрослом возрасте. Он будет способен сформировать свое мнение об увиденном и прочитанном и даже повторить запомнившиеся изгибы и линии в своих рисунках.

Восприятие детьми искусства

-4

Дети иначе воспринимают окружающий мир: их личность только формируется и полученного опыта оказывается не всегда достаточно, чтобы сделать полноценный вывод об увиденном. Психологи из Свободного университета Амстердама даже провели исследование о том, как дети и взрослые воспринимают произведения искусства. Они попросили группу детей и группу взрослых рассмотреть картины Ван Гога.

Оказалось, что обе группы совершенно по-разному смотрят на произведения. Детей интересовали яркие цвета и краски, взрослые же искали на картинах то, благодаря чему могли отличить Ван Гога от других художников. В когнитивной психологии у двух этих способов восприятия есть специальные названия: мышление «сверху вниз», т.е. человек обрабатывает информацию с помощью того, что уже знает об окружающем мире, и мышление «снизу вверх», т.е. обработка информации с помощью контекста.

Так как дети ничего не знали о Ван Гоге, они использовали способ мышления сверху вниз, благодаря чему могли интерпретировать картины совсем иначе, чем взрослые. Это очень интересный опыт – такая интерпретация позволяет сделать выводы именно на основе первого незамутненного восприятия. Это и есть тот самый чистый опыт познания произведений искусства, к которому многие из нас стремятся. Иногда опыт и погружение в контекст мешают нам посмотреть на картину под другим углом и увидеть то, что лежит на поверхности.

Ознакомление детей с произведениями искусства

-5

Приобщать детей к искусству можно практически с самого рождения. Важно ставить перед собой адекватные цели. Понятно, что к 2 годам ребенок вряд ли будет отличать Рембрандта от Караваджо, да это и не нужно. Главное – начать развивать в ребенке «насмотренность» и чувство прекрасного. В раннем возрасте ему можно ставить классическую музыку, а еще повесить в комнате картины любимых художников и рассказывать о них, пока укачиваете малыша.

Дети все познают через игру, поэтому процесс приобщения ребенка к искусству будет проходить в игровой форме. Когда ребенок подрастет, рассматривайте с ним картины и предлагайте ему оживлять персонажей картин или же представлять себя одним из них. Обязательно ходите с ребенком в музей, можно пойти на постоянную выставку в Третьяковскую галерею. Вам необязательно заказывать экскурсию или специально читать что-то о картинах, погрузитесь в игровой процесс вместе с ним. Спросите у ребенка:

  • Какая картина тебе нравится?
  • Почему она тебе нравится?
  • Что в ней необычного?
  • Как ты думаешь, что чувствуют герои?

Поддержите ребенка, расскажите о своих впечатлениях от произведения искусства, покажите ему, что у одного произведения могут быть разные интерпретации и его восприятие часто зависит от смотрящего. Вы вместе с ним станете соавтором произведения, а в ходе диалога у ребенка будут формироваться нейронные связи, он сможет самостоятельно делать выводы, озвучивать свои наблюдения и делиться эмоциями.

Когда ребенок подрастет, с ним можно начать посещать лекции по искусству для детей, смотреть научно-популярные фильмы, ходить на мастер-классы и, конечно же, читать книги.

Подборка книг про искусство для детей

-6

Чтобы сделать искусство частью жизни ребенка, то обязательно рассматривайте и читайте вместе с ним книги. Сегодня издатели предлагают много ярких, красочных и специально адаптированных для детей изданий по искусству. Мы составили список книг, которые подойдут детям разных возрастов для ознакомления с произведениями искусства.

1. Аарон Розен, «Искусство сквозь время. Мировая история». Издательство «Арка»

-7

Из этой книги вы вместе с ребенком узнаете, как развивалось искусство в разных мировых культурах. Автор приглашает вас в путешествие по античному миру, древней Азии, Африке, современному Нью-Йорку и Европе. Вы исследуете 30 разных локаций и познакомитесь с выдающимися произведениями искусства и народами, которые их создали.

2. Сьюзи Ходж, Сара Папуорт, «Я знаю такого художника. Истории удивительных пересечений судеб и неожиданных совпадений». Издательство Ad Marginem, Музей современного искусства «Гараж»

-8

В книге вы найдете целых 84 очерка о художниках XIX-XXI вв., которые значительно повлияли на развитие истории искусства. Среди них – Пауль Клее, Джексон Поллок, Ли Краснер, Такаси Мураками. Авторы не только рассказывают об их художественном методе и самых популярных произведениях, но и делятся интересными и захватывающими историями из их биографий, погружают читателя в их судьбы.

3. Мария-Кристина Сайн-Витгенштейн Ноттебом, «Старые мастера рулят! Как смотреть на картины вместе с детьми». Издательство Ad Marginem

-9

Одна из лучших книг для первого знакомства ребенка с произведениями искусства. Она отлично подойдет для того, чтобы вместе рассматривать известные картины и рассказывать друг другу о своих впечатлениях от них. В ней автор рассказывает о 50-ти картинах, написанных в период XIV-XX вв. Вместе с ребенком вы заново откроете для себя Ван Гога, Леонардо да Винчи, Пауля Рубенса, Эдварда Мунка.

4. Наташа Кайя, «Остановись мгновенье! Искусство импрессионистов». Издательство «БуксМАрт»

-10

Книга будет полезной для тех, кто уже начал знакомство с произведениями искусства и немного определился со своими художественными вкусами. Автор погружает читателя в мир импрессионистов: Мане, Моне, Деги, Ренуара. Наташа Кайя не просто рассказывает об их картинах, а воссоздает на страницах книги атмосферу времен и событий, при которых они были написаны. Так, вы вместе с ребенком станете непосредственными участниками процесса написания произведений и узнаете, почему импрессионизм стал таким важным течением в искусстве.

5. Хробак Ондржей, Корычанек Ростислав, Ванек Мартин, «Как устроен музей». Издательство Ad Marginem

-11

Эта книга понравится детям, которые любят ходить в музеи. Она расскажет юным искусствоведам все об устройстве музея. Ребенок прочитает в ней о самых известных мировых музеях и галереях, узнает их историю, получит ответ на вопрос о том, по какому принципу отбираются произведения искусства для выставок, зачем картинам нужна рамка. А еще книга подскажет, как смотреть на современное искусство и учиться его интерпретировать, ребенок поймет, почему даже самые на первый взгляд странные экспонаты относятся к шедеврам.

6. Паола Волкова, «Античность. Искусство детям». Издательство АСТ

-12

Эта книга – увлекательное путешествие вместе с известнейшим искусствоведом Паолой Волковой в Древнюю Грецию и Древний Рим, к самым истокам искусства. Через историю зарождения полисов, государственности и права автор рассказывает о возникновении культуры и связи культурного наследия античности с современным искусством. Книга научит ребенка задавать правильные вопросы, анализировать информацию, а также погрузит в увлекательный и удивительный мир античного искусства.

7. Уилл Гомперц, «Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси». Издательство «Синдбад»

-13

Если вы уже вместе с ребенком успели разобраться в основных течениях и направлениях искусства, а также изучить мировые шедевры, то эта книга для вас. Она будет очень полезной для того, чтобы начать знакомить ребенка с современным искусством. Уилл Гомперц – известный искусствовед – не ставит перед собой задачу разобрать шедевры современного искусства, он помогает читателю научиться отличать хорошие работы от плохих, анализировать произведения и рассказывает о культурных кодах, которые очень пригодятся, чтобы читать современных художников и разбирать их вместе с детьми. Ее можно читать самостоятельно и пересказывать ребенку основные моменты, использовать как справочник или же подарить подростку, который интересуется современным искусством.

Посмотреть на сайте