Психолог Ольга Кондрашова — о воле и способах прокачать её в себе и в ребенке.
Когда мы говорим ребенку или себе противное слово «надо», то давайте зададим себе вопрос — а в каких ситуациях мы это делаем? Что нас не устраивает в том, что происходит сейчас? Что именно нас беспокоит в поведении ребенка или своем собственном?
И оказывается, что, как правило, это ситуации, когда ребенок, или я сам, занят чем-то не тем. То есть, когда происходит нечто, что маркируется как пустая трата времени, непродуктивная деятельность или попросту «фигня какая-то», не приносящая полезных последствий в будущем.
Это, когда у нас есть понимание, что вот «вместо того, чтобы…, ты бы лучше…». Ну, например, вместо того, чтобы тупить в телефоне в чатах или зависать в ТикТоке, ты бы лучше уроки сделал или книжку почитал.
Второе, к сожалению, все больше из области фантастики для современных детей. Читающие взрослые еще встречаются как вид, а вот детские особи напрочь вымирают.
Эти занятия из серии «тупо почилить» — есть то, что находится на противоположном конце волевых усилий. Если включать волю нам не нравится — это трудно и тяжело, то вот эти развлекательные штуки — то, что приносит удовольствие, кайф, релакс. И мы это любим. И, внимание — мы начинаем от них зависеть!
То есть, практически всегда, противостоит воле именно зависимость. Немного отдельный случай — импульсивность, симптомы гиперактивности, СДВГ, то есть биологические особенности нервной системы. Но здесь тоже работает зависимость, просто в этих случаях человек использует череду отвлекающих удовольствий, быстро перебирая их, погружаясь в каждое их них на непродолжительное время.
Так вот, когда мы хотим прокачать в ребенке или себе волевые скиллы, нам нужно трезво понимать, что наш враг —зависимость от какой-то приятной деятельности — это очень сильный и крайне устойчивый противник. Это означает, что на борьбу с ним потребуются усилия и время.
🚩 Дело в том, что зависимость от чего-то имеет жесткую фиксированную сеть в головном мозге, которая, сформировавшись, начинает сама управлять поведением человека. А не он — ею!
Представьте, трамвай. Он едет по проложенным рельсам в определенном направлении. Выезжает из определенной точки и делает круг, возвращаясь к исходному пункту. Точно также и зависимость начинает свой цикл, получает ожидаемое подкрепление в виде выбрасываемого гормона дофамина, гормона удовольствия, и цикл заканчивается.
При этом в голове у человека происходит закрепление: вот это то, что я люблю, мне это нравится, так что будем хотеть этого и дальше, и всегда!
Поэтому, хорошо бы понимать, про ребенка и про себя, что для того, чтобы научиться включать волевое усилие, нужно разобрать рельсы, по которому идет трамвай сегодня, и проложить новые рельсы, по которому трамвай пойдет в другом направлении завтра и будет ходить в будущем.
И на это потребуются не только рабочие, знающие, что им нужно проложить рельсы и понимающие, что им за это будет? И еще, тот, кто задумал изменить маршрут трамвая, а именно начальник транспортного управления, понимая, почему трамвай стоит перенаправить по более целесообразному или привлекательному маршруту?
То есть, в чем заключается мотивация, ради какой более интригующей цели мы тут будем возиться с рельсами? Но, и очевидно, время на то, чтобы замотивировать рабочих и договориться с ними, а также на саму работу. Качественные рельсы за один день не проложишь.
О том, как мотивировать рабочих и как помочь им доделать работу, а не уйти в запой на середине проекта, то есть, как замотивировать ребенка к изменению поведения и как помочь ему в процессе формирования и закрепления навыка волевого усилия, расскажем в продолжении нашего сериала про волю. А для этого, не забывайте, что нам тоже нужно топливо для волевых усилий по производству серий.
Пожалуйста, отреагируйте в комментариях, был ли полезен для вас данный материал и хотели бы вы продолжения? ❤️