Пензенская область включилась в пилотный проект по профилактике социального сиротства среди детей до 4 лет. В регионе заметно сокращается количество семей в социально опасном положении, а в доме ребенка осталось всего 15 детей. Такими вот не двухсмысленными в плане оптимизма данными отчитались перед федералами региональная власть. Возможно, это была презентация проекта.
Данная информация не является количественным показателем успеха реализуемой программы. Скорее, это бюрократическая отчетность. И почему программа распространяется только на детей до 4 лет?
Сегодня следует говорить о социальном сиротстве, не в терминах законодательства, а как о более сложном явлении.
Дело даже не в том, что ребенок может быть ущемлен в бытовых условиях или материальном достатке. Советские дети, в конце концов, воспитывались, по современным мерам, куда в более ущербных условиях. Не было интернета, отдельных комнат для учебы, кто-то спал на двухярусных кроватях. Когда речь заходит о социальном сиротстве в широком смыле необходимо говорить о психологическом климате, в котором формируется личность ребенка, подростка.
Как оценить масштабы проблемы? Более 60 процентов, а это около 110 тысяч детей и подростков в Пензенской области воспитываются неродными родителями. Иногда бабушками и дедушками.
Почему так? Причин здесь много. Основная, это разводы. Уровень разводов в Пензенской области стабильно высок, - до 70 процентов от числа браков. А в тех семьях, где все благополучно, если так можно сказать, родители заняты на работе так, что им некогда воспитывать детей. Кто-то вахтуют. Если уроки учат по ночам, это самое счастливое время общения ребенка с папой и мамой.
Убежден, что в год Семьи, объявленный Президентом России Владимиром Путиным, следует отказаться от официальной статистики оптимизма и научится реально смотреть на проблемы, и решать их.